Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть влияние игровых технологий на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения математики.
Объект – познавательная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет - игровые методы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Психолого – педагогические основы игровой деятельности
младших школьников в процессе обучения................................................7
1.1. Теоретические основы использования игры........................................7
1.2. Роль игры на уроках математики в младших классах........................13
1.3. Психологические особенности младшего школьника........................18
1.4. Основные функции и принципы организации игры...........................25
Глава 2. Методические подходы к использованию игровых
технологий в начальном курсе математики...............................................39
2.1. Методика использования дидактической игры на уроке
математики....................................................................................................39
2.2. Система заданий, развивающая мыслительную деятельность
младших школьников в процессе изучения математики..........................48
Глава 3. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы
по проблеме исследования..........................................................................56
3.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента...............56
3.2. Анализ результатов исследования......................................................60
Заключение……………………………………………………………………….67
Библиография…………………………………………………………………….69
Приложения............................................................................................................
Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие, основные жизненно необходимые психические процессы и свойства. В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка [22].
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский [51], П.П. Блонский [28], С.Л. Рубинштейн [37] др.
Различные
исследователи и мыслители
Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток – эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична [28].
В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре [49]. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна, является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру [37].
Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации [49]. Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.
Наконец, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.
Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам [5].
Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.
Основные недостатки этой трактовки таковы:
Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже воззревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования [32]. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
В настоящее время для российского образования актуальна идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, которое утвердилось как развивающее.
Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли В.В. Давыдов [8], Л.В. Занков [8], М.Н. Скаткин [34], Д.Б. Эльконин [58], К.П. Ягодовский [28]. По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменениии и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности.
Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин [58] и В.В. Давыдов [8] теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.
В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.
В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания. Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [34].
Таким
образом, в ходе становления и
развития процесса обучения игра прошла
своеобразную эволюцию. Возникнув из
необходимости реализации занимательности
в обучении, она привлекла внимание
психологов, дидактов, методистов. К настоящему
времени раскрыта ее значимость в обучении,
она получила серьезное психологическое
обоснование и дидактическое подтверждение.
Разработано большое количество учебных
игр. Уделено им внимание и в методике
начального курса математики. Однако они
недостаточно систематизированы. Переориентация
приоритетов целей образования потребовала
разработки новых игр, обновления подходов
их применения в учебном процессе.
1.2.
Роль игры на уроках
математики в младших
классах
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [39].
Реализация
игровых приемов и ситуаций при
урочной форме занятий
Игра – школа профессиональной и семейно жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольная и желанна [40].