Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:57, шпаргалка
1)Понятие, предмет, методы, системы КП.
2)История развития КП.
3)История развития российского торгового права.
4)Законодательное регулирование торговой деятельности.
5) Источники КП.
6)Наука КП.
7)Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.
8)Субъекты ком деятельности.
9)Субъекты торговых сделок.
Закон не требует заключения договоров на специальных бланках, не требует скрепления подписей печатями. Сами стороны в договоре могут предусмотреть использование специальных бланков и скрепление подписей печатями. Несоблюдение этих условий также не влечет недействительности договора (если только сами стороны не связали с их соблюдением вступление договора в силу) и лишь делает недопустимыми ссылки на свидетельские показания. Однако поскольку в этих случаях существует договор как письменный документ, разрешение споров облегчается.
Требование об обязательном письменном оформлении конечно же замедляет процесс установления договорных отношений. В западной практике широко распространен такой способ заключения договора, как принятие продавцом к исполнению заказа покупателя. Покупатель направляет продавцу письменный заказ на товары, и от продавца не требуется подтверждения установления договорных отношений. Прежде Положения о поставках продукции и товаров предусматривали подобный способ заключения договора; в таком порядке в стране заключались миллионы договоров. В новом ГК РФ названный способ не нашел закрепления. Это очевидный просчет, который тормозит осуществление торговых операций, замедляет торговый оборот.
Исключение в данном отношении составляют договоры хранения и страхования. Согласно ст. 887 ГК РФ простая письменная форма считается соблюденной в случае выдачи хранителем поклажедателю сохранной расписки, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем. В силу ст. 940 ГК РФ выданный страховщиком страховой полис и даже квитанция, подписанная страховщиком, признаются заключенным договором.
Статья 438 ГК РФ предусматривает особый случай признания договорных отношений установленными: когда продавец, получивший предложение о заключении договора, вместо ответа отгрузит покупателю заказанный им товар. Требуется лишь, чтобы товар был отгружен полностью или частично в срок, установленный для ответа на предложение покупателя. Данное правило призвано урегулировать казусные ситуации и не может рассматриваться как самостоятельный способ заключения договоров.
Процедура заключения договоров в самом общем виде закреплена в ст. 432-449 ГК РФ. Согласно этим нормам заинтересованная сторона направляет другой стороне предложение о заключении договора. Предложение может адресоваться конкретному лицу или неопределенному кругу лиц, но в этом случае оно должно содержать существенные условия договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается не как предложение о договоре, а как деловая информация, реклама.
Предложение о заключении договора связывает давшую его сторону, налагает определенную ответственность. Такая ответственность может состоять в обязанности возмещения убытков при отказе от собственного предложения, если другая сторона начала подготовку к заключению или исполнению договора и понесла определенные затраты.
Предложение о договоре может делаться следующими основными способами:
1) направление другой стороне подготовленного проекта договора. Положения о поставках продукции и товаров предусматривали высылку заинтересованной стороной двух экземпляров проекта. ГК РФ не регулирует данный вопрос. Практика свидетельствует об удобстве к экономичности посылки двух экземпляров проекта договора;
2) направление письма, телеграммы, содержащих предложение о договоре. Предложение может даваться также в виде телетайпограммы, факсограммы, средствами электронной связи, если можно достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). Таким образом, использование телефонограмм, факсограмм, электронных средств связи приравнивается к письменному оформлению договора. Однако оно менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений. Поэтому закон требует проверки достоверности указания отправителя и предусматривает, как это может делаться.
Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что при использовании телефона, радио или электронных средств связи стороны должны предварительно письменным соглашением предусмотреть саму возможность и порядок воспроизведения подписи полномочных представителей сторон в таком документе. Это означает, что контрагентами предварительно заключается письменное соглашение, в котором определяется соответствующий способ оформления договора и кодовое обозначение, подтверждающее принадлежность подписи уполномоченному лицу.
В практике товарных бирж широко применяется обратный порядок, согласно которому стороны регистрируют совершенную устно сделку в системе электронного учета. При этом в силу правил биржевых торгов они обязаны не позднее следующего дня оформить такой договор в письменном виде.
В предложении о заключении договора может быть указано время для ответа. Следует постоянно учитывать эту возможность и использовать ее, когда требуется ускорить решение вопроса. Если в назначенный лицом срок ответ не поступил, то предложение считается не принятым, и лицо вправе подыскивать себе другого контрагента.
Когда в предложении не указано время для ответа, то в силу ст. 441 ГК РФ ответ должен быть дан в течение нормально необходимого времени. Законодательной ориентировкой для определения продолжительности срока может служить ст. 445 ГК РФ, которая установила 30-дневный срок для ответа на предложение, когда заключение договора является обязательным. Поэтому по аналогии можно придерживаться 30-дневного срока ожидания ответа, разумеется, если только иной срок не указан в самом предложении.
Договор считается заключенным, если вторая сторона возвратила подписанный экземпляр договора либо прислала письмо, телеграмму, факсограмму и т. п., подтверждающие согласие с предложением. Таким образом, либо единый документ, подписанный сторонами, либо два документа: предложение и ответ — признаются заключенным договором. Указанный порядок обязателен, даже когда стороны используют стандартизированные тексты договора либо заключают договор присоединения, т.е. подписывают договор, разработанный в виде бланка одной из сторон.
Одним из важных моментов договорной работы стала необходимость проверки того, какой орган юридического лица правомочен принимать решение о заключении договора. Например, в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ) выделена категория крупных сделок (ст. 73 — 79). Сделки на сумму от 25 до 50 % активов совершаются по решению совета директоров, а свыше 50 % активов — по решению общего собрания акционеров. Подобные ^положения предусмотрены также ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (в ред. Федеральных законов от 11.07.98 № 96-ФЗ; от 31.12.98 № 198-ФЗ).
Закон не устанавливает, какое лицо вправе подписывать договор от имени организации. Практика признает допустимым подписание договоров первыми руководителями организаций, в том числе руководителями исполнительных органов. Все остальные лица, включая заместителей руководителя, могут подписывать договор лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе организации или на основании доверенности.
Статья 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129 “О бухгалтерском учете” (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 128-ФЗ) установила, что кредитные и финансовые обязательства подписываются кроме руководителя также главным бухгалтером организации, и без его подписи они считаются недействительными. Финансовыми обязательствами следует считать такие, предметом которых являются соответствующие операции с денежными средствами: конвертация валюты, заем денежных средств, расчетные форвардные сделки и т. п. Таким образом, на кредитных и финансовых договорах должны иметься четыре подписи — по две от каждой стороны.
Руководители филиалов и представительств организаций могут заключать договоры лишь на основании доверенности основной организации. Стороной в таком договоре всегда должна указываться основная организация (юридическое лицо).
Для отдельных видов договоров законом предусмотрена необходимость их государственной регистрации. Так, требование о государственной регистрации предусмотрено для договоров франшизы, для аренды зданий и сооружений. Необходимость регистрации может вводиться для экспортных сделок с лицензируемыми и квотируемыми товарами. Невыполнение требования о регистрации в силу ст. 165 ГК РФ влечет ничтожность сделки.
Сторона, получившая проект или предложение о заключении договора, нередко соглашается заключить договор, но на иных условиях. Такие контрпредложения должны быть ею высказаны. Когда договор заключается путем подписания составленного проекта, то оправданным является порядок, который прежде был установлен Положениями о поставках продукции и товаров. Ими предусматривалось, что договор подписывается с отметкой перед подписью о наличии разногласии, т. е. перед подписью делается запись: “с разногласиями”. К возвращаемому экземпляру договора прилагается протокол разногласий. Этот документ упоминается в ст. 445 и 528 ГК РФ. На практике он оформляется как сопоставительная таблица текстов предложения и ответа либо как изложение встречной редакции договорных пунктов.
Несоблюдение подобного порядка может влечь отрицательные последствия для нарушителей. Целесообразно применять по аналогии данный порядок при заключении любых торговых договоров.
При заключении договора путем обмена письмами, телеграммами, факсограммами в даваемых ответах следует указывать вносимые контрпредложения, выделять их в тексте ответа. Во избежание осложнений работники договорной службы всегда обязаны сравнивать, сопоставлять тексты посланного предложения и полученного ответа.
По правилам ГК РФ акцепт (согласие) должен быть полным и безоговорочным. Даваемое согласие на заключение договора не допускает расхождений с текстом предложения.
Зарубежная законодательная и внешнеторговая практика являются более гибкими. Так, Венская конвенция 1980 г. в ст. 19 различает содержащиеся в ответе дополнительные условия в зависимости от их значимости. Установлено, что дополнения, касающиеся цены, количества, качества товара, места и срока поставки и некоторых других вопросов, считаются существенно изменяющими условия предложения. Ответ с такими дополнениями рассматривается как предложение заключить договор на иных условиях. Контрагент в необходимый срок отвечает на эти предложения, в противном случае договор считается незаключенным.
Что касается дополнений по любым иным вопросам, то они признаются Венской конвенцией менее существенными.
Если контрагент, получивший ответ с такими дополнениями, не заявит возражений против них, то дополнения считаются принятыми и вошедшими в до- говор. Данное положение касается только внешнеторговых контрактов, заключаемых по правилам конвенции.
Во внутреннем российском обороте дело обстоит по-другому. В силу ст. 443 ГК РФ ответ, содержащий иные условия по сравнению с предложенными, не считается согласием заключить договор. Он рассматривается как встречное предложение заключить договор на новых условиях, как контроферта. Это менее удачная модель, которая создает массовые затруднения, неоправданно сдерживает заключение договоров.
В коммерческой практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, поступает одним из следующих способов:
1) может принять меры к урегулированию разногласий. Статьи 507 и 528 ГК РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закупки для государственных нужд, хотя он пригоден для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногласий проводится руководителями организаций с участием специалистов. Результаты переговоров оформляются протоколом согласования разногласий, служащим приложением к договору, либо составлением нового текста договора.
При невозможности переговоров, например в случае отдаленного нахождения контрагентов, целесообразно направить другой стороне письмо с мотивированным изложением своей позиции. Такие действия во многих случаях ведут к снятию контрагентом выдвинутых возражений, к достижению единой позиции, способствуют установлению договорных отношений.
Урегулирование разногласий представляет собой участок договорной работы, заслуживающий особого внимания. Важно умение вести переговоры: выбор узловых моментов, требующих согласования; умелая очередность их рассмотрения, определение предельных рубежей отхода; увязка “в одном пакете” требований к контрагенту и др.;
2) дает письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор. Сообщение о таком согласии влечет признание договора заключенным на условиях, заявленных в качестве разногласий;
3) поступившие возражения рассматриваются в качестве предложения заключить договор на новых условиях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сообщает приемлемую для нее редакцию спорных условий.
Это только один из вариантов действий лица на случай возникновения разногласий. Однако в ГК РФ он неосновательно закреплен как единственный, вопреки зарубежной договорной практике и нашей собственной правовой традиции;
4) передает спор (разногласия) по условиям заключаемого договора на разрешение арбитражного или третейского суда.
Передача разногласий на разрешение суда допустима
в следующих случаях.
Во-первых, когда сами стороны заключили соглашение о передаче спора по условиям заключаемого договора на разрешение суда. Такая возможность допускается законом, но по статистике арбитражных судов подобных дел почти не встречается. Во-вторых, передача разногласий на разрешение суда предусматривается законом, когда договор заключается в обязательном порядке. Число таких случаев невелико. Так, ст. 429 ГК РФ устанавливает, что при уклонении стороны по предварительному договору от заключения основного договора либо при отступлении от согласованных условий возможно обращение в арбитражный суд. Сторона, заявившая возражения против дискриминационных условий публичного договора, вправе передать спор на разрешение суда (ст. 426 ГК РФ). Статьи 528 и 529 ГК РФ говорят о возможности обращения в арбитражный суд с разногласиями по обязательно заключаемому контракту, а также по договору поставки товаров для государственных нужд, заключаемому на основании контракта и извещения о прикреплении. Есть еще ряд случаев обязательного заключения договоров, но они не актуальны для торгового оборота.