Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:57, шпаргалка
1)Понятие, предмет, методы, системы КП.
2)История развития КП.
3)История развития российского торгового права.
4)Законодательное регулирование торговой деятельности.
5) Источники КП.
6)Наука КП.
7)Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.
8)Субъекты ком деятельности.
9)Субъекты торговых сделок.
Закон запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения, или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:
1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;
2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.
Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.
Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественность пока плохо сознает, что зажим конкуренции не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в июне 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни одни человек не был привлечен к ответственности.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона “О конкуренции...”. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Важный аспект развития конкуренции — демонополизация экономики. Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурентных механизмов. В результате закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В соответствии с законом был образован федеративный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеративный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных могут налагаться административные взыскания в виде предупреждений и штрафов: от 1000-кратного до 25000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) — на юридических лиц и от 80-кратного до 200-кратного ММОТ — на руководителей организаций, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного управления.
Деятельность федеративного антимонопольного органа и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы не несут ответственности за формирование конкурентной среды.
Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: министерства, ведомства, администрации, а также органы местного самоуправления. Формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.
ТЕМА VII
ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
1. Сущность договора.
2. Классификация договоров коммерческого права.
3. Видовые отличия торговых договоров.
Важнейшим (наряду с законодательством) средством правового регулирования торговой деятельности является договор.
Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420
ГК РФ).
В юридической литературе отсутствуют научные подходы к пониманию договора, который нередко отождествляется со сделкой или с правоотношением. Подобные взгляды неточны и ведут к непониманию сущности договора и его роли в юридической организации жизнедеятельности людей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Однако это законодательное положение не означает тождества договора и сделки. Сделка может представлять собой единичное одностороннее действие лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий и предполагает наличие двух или большего числа договаривающихся лиц.
Договор не может пониматься как простая совокупность взаимосвязанных сделок, совершаемых несколькими лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становится договором, лишь если он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзя говорить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иное явление, нежели совокупность сделок.
Юридически значимое соглашение нескольких лиц является цельным, целостным объектом. Отдельные сделки, составляющие договор, представляют собой части этой целостности. Между тем существует закономерность, согласно которой целое управляет образующими его частями, целое определяет структуру и функции своих частей. Договор, соглашение субъектов предопределяет порядок совершения и содержание составляющих его частей, пунктов.
В качестве целостности договор обладает свойствами, отсутствующими у каждой отдельно взятой сделки и простой суммы сделок, входящих в его состав. Договор наделен совершенно новыми характеристиками, присущими ему в качестве соглашения лиц. Он предназначен устанавливать юридическую связь между договаривающимися сторонами, определять их взаимные права и обязанности. Договор предоставляет субъектам возможность юридически регулировать различную по срокам и содержанию взаимосвязанную деятельность. Договору присущи важные правовые функции, которые отсутствуют у составляющих его сделок. Познание и эффективное использование регулятивных возможностей договора представляет собой одну из важнейших задач становления рыночной экономики.
Договор, как и сделка, служит источником возникновения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ). Взаимные права и обязанности двух или большего числа лиц образуют содержание правоотношения. Однако роль договора в качестве основания возникновения правоотношений неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинство обязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, только из договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договора к сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательного богатства договоров, к отказу от использования возможностей договора в правовом регулировании торгового предпринимательства и иных сфер деятельности.
При выделении коммерческого права в самостоятельную подотрасль цивилистики возникает необходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а также классификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.
Опыты классификации торговых договоров многократно предпринимались в юридической науке, российской и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынешнего века. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых-коммерциалистов. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выглядят устаревшими.
По каким основаниям проводилось прежде разграничение общегражданских и торговых договоров? Г.Ф.Шершеневич предлагал относить к торговым договорам те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник. .
Такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов является условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю.
С учетом сказанного мы можем признать договорами коммерческого права прежде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами.
К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.
Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не граждане (физические лица). Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести реализационные договоры в специальный акт — Торговый кодекс. Это позволит более полно, детально и взаимосогласованно урегулировать данные договоры.
Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся прежде всего договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), поручения, коммерческой концессии (франшизы).
В группу посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.
Третью группу составляют договоры, содействующие торговле.
Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.
Таковы договоры на:
• выполнение маркетинговых исследований;
• создание рекламной продукции;
• оказание рекламных и информационных услуг;
• хранение товаров.
К данной группе можно также отнести договоры кредитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.
Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного товара, материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны. Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры. В данную группу входят:
• соглашения об исключительной продаже товаров;
• договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров;
• договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров;
• договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.
Итак, при классификации договоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это прежде всего реализационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку, во-первых, предназначены для обслуживания товарообращения и, во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что касается договоров, содействующих торговле и организационных, то они в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общегражданских отношениях.