Автор работы: Кыук Ыук, 21 Ноября 2010 в 14:52, курс лекций
Развитие дидактических концепций, педагогические взгляды известных философов и педагогов.
Роберт Оуэн (1771-1858)
родился на юге Англии в небогатой семье. Он учился лишь в начальной школе, хотя впоследствии много занимался самообразованием. Оуэн с ранних лет проявил выдающиеся способности и быстро сделал служебную карьеру. Так, уже в двадцатилетнем возрасте он был управляющим крупной фабрики. Вследствие удачной женитьбы через несколько лет Оуэну удалось стать управляющим и совладельцем «Чорлтонской прядильной компании» и приобрести достаточное состояние.
И период управления фабриками Оуэн много занимался программами улучшения жизни рабочих, в том числе созданием для них н их детей специальных учебных заведений, что было новаторством для своего времени. Параллельно он участвовал в рабо- п различных общественных комитетов, разрабатывавших пред- южения по рабочему вопросу, и даже стал автором законопроек- щ о сокращении рабочего дня для детей, впоследствии принятого английским парламентом.
11остепенно
Оуэн пришел к убеждению, что
в современном ему обществе
серьезно улучшить жизнь
Оуэн
много занимался и общественно-
I? западной литературе, посвященной педагогическому творче- | тну Р.Оуэна, обычно упоминается о сильном влиянии на него идей Ж.Ж.Руссо. В противоположность ей, марксистская научная мысль предполагала, что доминирующее воздействие на формирование как общего мировоззрения этого социалиста-утописта, тик и его концепции социального воспитания оказали труды фи- пософов французского Просвещения, прежде всего К.А.Гель- иеция и отчасти Д.Дидро. Нам представляется, что последнее утверждение ближе к истине.
Действительно, главное, что объединяло Оуэна и Руссо, - не- мрпятие существующей цивилизации. Но если у Руссо это было ( гремление к природному, «естественному» человеку, то Оуэн отрицал конкретную буржуазную цивилизацию и видел решениевсех общественных проблем в замене ее новой, основанной на научном познании и справедливом распределении материальных благ. Что же касается французских философов, то известные тезисы Гельвеция - «воспитание может все» и Дидро - «воспитание может многое» и явились краеугольным камнем всей философии Оуэна. По его мнению, «просвещенные», т.е. отказавшиеся от частной собственности и религиозных («фантастических», по его терминологии) воззрений, но овладевшие всеми науками люди довольно быстро смогут построить идеальное общество, без эксплуатации, войн и «предрассудков».
Из подобных убеждений вытекали конкретные предложения Оуэна по реформированию воспитания с преобладанием в нем социальной составляющей. Они были изложены во многих работах и выступлениях, но наиболее подробно - в многотомном труде «Книга нового нравственного мира», выходившем в 1836-1844 гг. (В некоторой степени пародией на нее стала известная антиутопия О.Хаксли «О дивный новый мир».) Ф.Энгельс однажды заметил: «Основоположник социалистов, Оуэн пишет в многочисленных своих книжечках, как немецкий философ, т.е. плохо, но временами у него бывают светлые моменты, когда он придает своим темным писаниям удобоваримую форму; впрочем, воззрения его многообъ- емлющи» (31 1, 246). И хотя это высказывание относилось к атеистическим убеждениям Р.Оуэна, его вполне можно распространить и на высказывания по педагогическим вопросам.
Так, Оуэн даже в ранних своих сочинениях категорически отрицал положительные стороны семейного воспитания и предполагал с возможно более раннего возраста (впоследствии он определил его как трехлетний) сделать воспитание чисто общественным. «Ребенок, насколько это возможно при настоящих условиях, будет удален от вредного влияния его невоспитанных и необразованных родителей», - предлагал он (201, 165). Несомненно, что одной из причин столь резкого высказывания стал помимо увлечения идеями Просвещения практический опыт общения с родителями-рабочими на различных фабриках, которыми руководил Оуэн, а также его опыт организации школ для детей рабочих.
В дальнейшем им был разработан, в духе Платона и Т. Мора, целостный подход к единообразному воспитанию всех детей вообще в будущем идеальном обществе. Воспитание такое должно быть чисто общественным, хотя периодические свидания с родителями не возбранялись. Оуэн предполагал, в частности, деление детей на несколько «классов» по возрастному признаку, причем с 5 лет детей следует привлекать к труду, ас 10 - к труду производительному в полном смысле этого слова. К 12 годам дети должны были, кроме того, «сделать величайшие успехи в приобретении
шаппй в области всех наук», что достигалось идеально организо- н.1!111ым учебным процессом и использованием различных пособий.
<15 до 20 лет юноши и девушки становятся основными произ- нпдптелями материальных ценностей, поскольку они уже научи- ишч. «всем наукам», а технический прогресс многократно повысит к|к|)сктивность труда. Лица в возрасте от 20 до 25 лет составляют \же прослойку руководителей производства и наставников, а с 25 - переходят на заслуженный отдых, если добровольно не изъявят и-папне трудиться.
Конечно, подобные воззрения, которые, впрочем, достаточно ппгично вытекали из идеологии «просветителей» XVIII столетия и предвосхищали некоторые социалистические теории, являлись в полной мере утопическими мечтами о создании атеистического рая па Земле. Но существовали и действительные заслуги Оуэна в пенс развития социальной педагогики, хотя сам термин им не использовался. Так, например, в отличие от утопистов прошлых нюх, он отрицал применение принуждения, гораздо больше внимания уделял личности ребенка и т.п.
Оуэн,
вслед за Песталоцци (учебные заведения
которого в Швейцарии он, кстати,
посещал), являлся сторонником
Выдающиеся российские педагоги второй половины XIX -- начала XX в., так же как и их западные коллеги, занимались про- |темами социологии социального воспитания. При этом они значительно больше внимания уделяли вопросам взаимоотношений государства и общества и поискам путей установления социальной справедливости.
Здесь прежде всего необходимо отметить труды Н.И.Пирого- на. Его известная статья «Вопросы жизни», опубликованная в 1К56 г., стала одной из первых работ философско-педагогической направленности, послуживших обоснованием глубокого реформирования отечественного образования в эпоху либеральных