Теневая экономика: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблема теневой экономики возникла отнюдь не вчера. Она имеется во всех странах мира. Основные различия теневой экономики разных стран – это её удельный вес в реальной экономике. В европейских странах удельный вес теневой экономики не столь велик как в России. К примеру, если «теневая» составляющая ВНП (внутренний национальный продукт) развитых стран оценивается в 5 – 10%, то в России – около 50% в среднеотраслевом значении [6, с. 25]. В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в большую «шестёрку» стран с самой развитой теневой экономикой [6, с. 24]. В России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теневая экономика: понятие, сущность, структура…….…..
1.1 Понятие теневой экономики…………………………………………………………….
1.2 Классификация теневых экономических явлений и формы теневой деятельности….
1.3 Структура теневой экономики и её институционализация. Субъекты теневых
отношений. Теневые операции ……………………………………………………………..
ГЛАВА 2 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ…………………………………………
2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………………………..
2.2 Теневая экономика в советском обществе. Причины роста и развития теневой
экономики в постсоветском пространстве………………………………………………….
2.3 Функции и масштабы теневой экономики в современной России……………………
ГЛАВА 3 Оценка влияния теневой деятельности на экономику
России…….……………………………………………………………………….………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………………….…………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……………...
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статья В. Радаева «Теневая экономика в России: изменение
контуров»…………………………………………..………………

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая Моя.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

  Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который даёт возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в т.ч. за региональные расчётные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

  Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причём значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные оффшоры.

  Розовый рынок берёт свое начало с 20-х  годов прошлого века, когда, например, В.И. Ленин лично дал карандашной фабрике А. Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Берёзка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

  Внутри  этого рынка, по существу, встроенного  в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом – между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов – борьба за выделение максимального объёма ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шёл настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путём яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причём многие представители номенклатуры жили по принципу – «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». «Быками» считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х гг. привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и  денежного дефицита.

  В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для своих – узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

  Серый рынок – зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтёнными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

  Этот  рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

  Эта система начала функционировать  ещё в советские времена, когда  хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием – «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг – в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привёл к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

  Другая  составляющая серого рынка – это  достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны – скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на чёрном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

  В современных условиях сложился новый  тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

  Чёрный рынок – (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтённого денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтённых товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, чёрная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

  Черный  рынок – это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные транзакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

  Гигантские  масштабы «чёрного рынка» и его чёткая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.

  Хозяйствующий субъект чёрного рынка – организованная преступность, которая чётко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учётом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причём идёт активный процесс консолидации – вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путём налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

  Чёрный рынок организован по принципу пирамиды. На её вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании – «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наёмные убийцы, сутенёры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «чёрный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтённых безналичных денег в неучтённые наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.

  Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь чёрный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как чёрного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

  Третья  группа представлена наёмными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность – вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчётам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП [6, c. 28 - 34]. И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Ю.В. Латов. Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики: «вторая («беловоротничковая») экономика» – так окрестил Ю.В. Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Ю.В. Латова15, с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.

  

  Рисунок 1. Структура экономики с учетом теневых секторов

  Как видно из Рис. 1, теневая экономика превращается в устойчивый элемент экономической системы, причём так или иначе и сама теневая экономика начинает разветвляться на секторы, которые уже приобрели довольно конкретные определения.

  Институционализация теневой экономики – это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что, пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

  О таком превращении, свидетельствует появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых – тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых – сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты). В-третьих – устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определёнными субъектами («прикрытие бизнеса» определённых предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых – новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов; специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании» и т.п.). Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России [8, c. 13].

  Произошедшая  институционализация теневой экономики сделала её неотъемлемым элементом российской модели капитализма [8, c. 20]. Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением – люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс – теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему [8, c. 20].

  Какие же именно субъекты и как именно влияют на теневизацию российского общества? Поскольку прямой ответ на этот вопрос получить невозможно, требуется специальный подход, который даёт хотя бы косвенное представление о структуре субъектов теневых процессов. Обратимся к социальной стратификации российского общества. Базируясь на ней, можно оценить те или иные социальные группы с точки зрения их теневого поведения. Этот подход не претендует на оригинальность – при анализе теневой экономики исследователи тоже обращаются к её субъектам16.

  На  основе данных «Российского мониторинга  экономического положения и здоровья населения» (RLMS) Центр народонаселения Университета Северной Каролины (США), Исследовательский центр «Демоскоп» и Институт социологии РАН представили в 1996 году срез социальной стратификации российского общества (объём выборки – 4 000 семей; данные в процентах; Рис. 2).

Рисунок 2. Срез социальной стратификации  российского общества

  Все перечисленные здесь социальные группы, так или иначе, включены в  теневые процессы. Приведём конкретные примеры теневого поведения некоторых из этих групп. 

  Политики  и предприниматели. Для них характерна не только коррупция (что хорошо известно), но и разного рода превышение полномочий. Самый яркий пример – нецелевое использование бюджетных средств, предназначаемых для выплаты зарплат бюджетникам. Но дело не ограничивается этим. Типичны случаи, когда руководители разных уровней используют подчинённых для строительства личных дач, ремонта квартир и т. п.

  Рабочие в промышленности. В одном из исследований, проведённых на предприятиях ВПК, выяснялось мнение директоров о масштабах неформальной занятости работников подведомственных им предприятий, задавая два вопроса: «Какая доля работников имеют неполную занятость, т.е. работают в среднем меньше восьми часов в день?» и «Какова примерно доля работников, которые числятся на предприятии, но реально не работают вообще?». Кроме того, интересовались масштабами использования работниками в личных целях материальной базы предприятий (оборудование, электроэнергия и др.), а также рабочего времени. Из ответов вырисовывается следующая картина (в процентах, Рис. 3):

Рисунок 3. Доля работников, имеющих  неполную занятость

Информация о работе Теневая экономика: понятие, сущность, структура