Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:33, доклад
Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.
Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.
Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точек
зрения по-своему правильна и
отражает в той или иной
степени наблюдающиеся в
1.Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.
Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме теневой экономики.
К субъектам теневой экономики относятся теневые предприниматели, наемные работники и потребители, составляющие социальный слой населения, деятельность представителей которого способствует развитию незаконных хозяйственных операций и теневого бухгалтерского учета. Наиболее важный и поэтому наиболее опасный субъект теневой экономики – это теневой предприниматель, под которым понимается то или иное лицо, осуществляющее теневой бизнес на свой страх и риск. Наиболее характерными для теневого предпринимателя являются четыре основные функции, представленные в табл. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Экономические концепции
На уровне глобальной
На макроуровне анализируется
теневая экономическая
На микроуровне внимание
Институциональный уровень
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.
1. Экономические факторы:
- высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
- переструктуризация
сфер хозяйственной
- кризис финансовой
системы и влияние его
- несовершенство процесса приватизации;
- деятельность
незарегистрированных
2. Социальные факторы:
- низкий уровень
жизни населения, что
- высокий уровень
безработицы и ориентация
- неравномерное
распределение валового
3. Правовые факторы:
- несовершенство законодательства;
- недостаточная
деятельность
-
несовершенство механизма
В настоящее время идет институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что приводит к криминализации властных структур.
Эти детерминанты относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.
Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения.
В конце июля 2010 года Всемирный банк опубликовал работу, впервые позволившую увидеть сравнительный размер и динамику роста теневой экономики в полутора сотнях стран мира. Во многих из них, включая Россию, размер тени, по данным доклада, оказался значительно больше, чем считали национальные правительства.
Эта статья была написана по заказу ВБ тремя экономистами - Фридрихом Шнайдер (Университет Линца), Андреасом Буна (Университет Дрездена) и Клаудио Монтенегро (ВБ, Университет Чили). Они построили примитивную модель, учитывающую ту экономическую информацию, которая доступна даже по слаборазвитым странам. Поскольку качество национальной экономической статистики можно назвать хорошим примерно лишь в двух-трех десятках наиболее развитых стран. И еще в полусотне стран (как максимум!) оно более-менее удовлетворительное. В прочих государствах фиксируются только довольно примитивные, базовые показатели. Теневую экономику определили как легальные рыночные услуги (без учета преступной деятельности), скрытые от властей ради ухода от налогов, из-за жестких норм рынка труда или других административных процедур, экономисты измеряли ее при помощи монетарных индикаторов.
Этот подход основан на предположении, что в современной экономике «кэш» нужен в основном для того, чтобы скрывать сделки от государства. А прозрачные транзакции, с которых уплачиваются налоги, в денежной наличности не нуждаются. Соответственно, чем выше доля наличности в денежном обороте при данном размере экономики, тем выше в этой экономике доля теневых операций.
Безусловно, какие-то поправки, учитывающие, что в Швейцарии электронные деньги развиты значительно лучше, чем, например, в Афганистане, авторы делали. Но полностью учесть это было невозможно — пришлось бы делать слишком много произвольных допущений.
В результате у них получилось, что в среднем в 1999–2007 годах доля теневой экономики в ВВП 162 стран мира составила 34,5%. За эти годы она выросла с 32,9% до 35,5%. На одном полюсе оказались страны с «тенью» в размере 9–10% ВВП (Швейцария, США, Австрия, Люксембург). На другом — Грузия, Боливия, Азербайджан, Перу (60–70% ВВП). Не очень далеко ушли от него Украина, Беларусь и Россия (с «тенью» в размере 50–55% ВВП).
В среднем размер тени в развитых странах вдвое ниже общемирового (17–19% ВВП). Но за десятилетие она выросла даже сильнее, чем в развивающихся.
Плюс такого подхода, осуществленного
впервые, в том, что он позволил посмотреть
на теневую экономику не отдельных стран
или регионов, как это делалось до сих
пор, а на «глобальную тень», да еще в динамике.
Стало видно, в каких странах и регионах
теневая экономика развита сильнее.
Минус один, но он очень велик: по заказу ВБ экономисты измерили размер не столько теневой экономики, сколько «экономики, использующей наличные деньги». Понятно поэтому, что «тень» в 1990–2000-е годы росла: во многих странах экономика развивалась быстрее, чем сфера безналичного обращения.
Зато работа Шнайдера, Буна и Монтенегро неплохо описывает сравнительный размер тени в странах с приблизительно одинаковым уровнем экономического и финансового развития. Например, очевидно, что теневая экономика в Италии больше, чем, например, в Германии, в России — больше, чем в Аргентине и т. д. Несомненным кажется и вывод, что основной фактор существования тени — налоговое бремя, особенно на оплату труда.
Да и в целом шкалу стран мира (см. таб. 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)) по мере постепенного роста тени исследователи выстроили достаточно четко. Только получилась она у них слишком вытянутая. Видимо, если сделать полноценную поправку на то, что никаких возможностей безналичного платежа для многих субъектов экономики множества стран просто не существует, шкала станет плотнее — ее верхняя часть будет заканчиваться не на 70%, а примерно на 50% ВВП, а среднемировой размер тени понизится до 20-25% ВВП.
Именно с этими поправками имеет смысл смотреть на «сенсационные» данные ВБ по России. Мало того что «тень» у нас оказалась вдвое больше, чем принято считать, она за 1999–2007 годы, по данным доклада, еще и выросла с 45% до 52% ВВП. Росстат традиционно оценивает долю теневой экономики в 20%. Во время кризиса «тень» немного подросла, говорил глава ведомства Александр Суринов, но в докладе ВБ это еще не могло найти отражения.
Конечно, никаких 50% «тени» у нас нет. Но вполне возможно, что Росстат несколько недооценивает ее размер. Насколько — оценить трудно, но вряд ли теневой сектор превышает 30% ВВП. Очевидно, что с увеличением в 2011 году нагрузки на оплату труда «тень» еще несколько подрастет, что придется «компенсировать» ужесточением регулирования.
За последние годы теневая экономика в России сильно трансформировалась — очень похоже, что она из «низовой» стала «верховой». Уменьшился теневой оборот внизу — продовольственные рынки, киоски и т. п. Вероятно, он увеличился на самом верху социальной пирамиды — например, не декларируется львиная доля заработков чиновников, милиционеров и т. д. Притом что доля доходов этих категорий в совокупном доходе выросла. Возможно, мы даже недооцениваем размер теневой экономики в России — именно в силу того, что слишком большая часть доходов приходится на небольшую долю населения.
И уж точно доля «тени» в российской экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран (Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия, даже Бразилия). По доле «тени» мы довольно близко подошли к границе, за которой находятся «несостоявшиеся государства». То есть страны, где государства не могут ни собрать налоги, ни предоставить взамен требуемые от государства услуги. Пока население и бизнесмены не увидят, что бюрократия занята не только своими доходами, но и качеством предоставляемых взамен услуг, ситуация не изменится.
По данным Росстата, в 2011 году в теневой экономике России заняты 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Доход от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн рублей, или 16% ВВП.
16% ВВП - даже
по сравнению с развитыми
Всего существует
пять видов экономической
Информация о работе Определение и сущность теневой экономики