Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:23, диссертация
Недвижимое имущество является особым объектом гражданского права, неотъемлемой частью жизнедеятельности людей в любой сфере бизнеса, управления и организации. Это обусловлено осознанием значимости отношений, возникающих при регистрации прав на недвижимое имущество, для развития рынка недвижимости, охраны прав собственников и иных законных владельцев недвижимости. Права на недвижимость и сделки с ней давно стали неотъемлемой частью гражданско-правового оборота, а ежегодное увеличение количества регистрационных действий – несомненным показателем их важности в современном государстве, индикатором развития рыночных отношений в стране.
С согласия комитета или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено в ФЗ о банкротстве или в плане внешнего управления, внешним управляющим совершаются и сделки, в которых имеется заинтересованность, т.е. сделки стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора. Следует обратить внимание, что закон не называет заинтересованных лиц в отношении должника.
Перечень заинтересованных лиц дан в ст. 18 ФЗ о банкротстве. Согласно названной норме закона заинтересованными лицами признаются:
1.юридическое лицо, которое является материнским или дочерним по отношению к кредитору в соответствии с гражданским законодательством РФ. В соответствии с п.1 ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное или материнское) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации. Проследить эту связь в процессе государственной регистрации невозможно.
2.руководитель кредитора, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) кредитора, коллегиальный исполнительный орган кредитора, главный бухгалтер кредитора, в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Следует обратить внимание на то, что данный признак заинтересованности в сделке отличен от того, который установлен в ФЗ “Об акционерных обществах”. Если в законах об юридических лицах признак заинтересованности определяется в отношении самого юридического лица, являющегося стороной сделки, то ст. 76 ФЗ о банкротстве говорит о заинтересованности в отношении кредиторов юридического лица, выступающего стороной в сделке.
3.супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги) внешнего управляющего и физических лиц, перечисленных в п.п.1,2.
В соответствии со ст. 77 ФЗ о банкротстве внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров должника. Согласно п.3 ст.450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Право на отказ от исполнения договора не следует путать с правом требования расторжения договора в одностороннем порядке. Договор может быть расторгнут по заявлению одной стороны договора только судом и только в случаях, предусмотренных законом. Отказ же от исполнения договора в одностороннем порядке допустим также в случаях, установленных законом или соглашением сторон, но отказ от исполнения договора производиться без обращения в суд и расторгнутым такой договор считается в силу самого факта заявления отказа. Право отказа от исполнения договора принадлежит только внешнему управляющему, но не контрагенту, который обязан исполнить такой договор при наступлении срока исполнения в случае, если внешним управляющим не был заявлен отказ.
При обращении к регистратору с заявлением о регистрации расторжения договора на основании одностороннего отказа от исполнения данного договора регистратор должен обратить внимание на следующие моменты:
- с момента вступления в силу определения арбитражного суда о введении внешнего управления и до момента отказа от исполнения договора должно пройти не более трех месяцев
- договор, от исполнения которого внешний управляющий отказался должен быть заключен до того, как вступило в силу определение арбитражного суда о введении наблюдения (о принятии заявления о признании должника банкротом). В соответствии с п.4 ст.77 нормы названной статьи не применяются в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего. Учитывая, что согласно п.2 ст.58 ФЗ о банкротстве в ходе наблюдения любые сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, могут совершаться исключительно с согласия временного управляющего, то и расторгаться в соответствии со ст. 77 ФЗ такие сделки не могут. Расторжение таких договоров производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.
- договор, от исполнения которого отказался внешний управляющий, должен быть не исполнен сторонами полностью или частично. Например, в соответствии с договором купли-продажи недвижимость передана, а цена договора оплачена не была. При этом неисполнение договора должно следовать из самого текста договора (например, из текста следует что срок оплаты еще не наступил). Если же из текста договора следует, что все условия сторонами исполнены, но стороны заявляют о неисполнении какого-либо условия, то в этом случае речь может вестись о нарушении условий договора. Такой договор может быть расторгнут только на основании решения суда в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ. Отказаться от исполнения такого договора в соответствии со ст.77 ФЗ о банкротстве внешний управляющий не вправе. Неисполненными могут быть и так называемые длящиеся договоры (например, аренда).
- регистратор должен проверить факт получения контрагентом должника извещения об отказе от внешнего управляющего от исполнения договора. Отказ от исполнения договора может быть заявлен внешним управляющим либо в простой письменной форме, либо удостоверен нотариально по желанию внешнего управляющего. Доказательства получения контрагентом должника отказа внешнего управляющего от исполнения обязательства могут быть различными. Это может быть и ответ контрагента на полученное сообщение внешнего управляющего, и заявление (письмо) контрагента, направленное в учреждение юстиции, и т.п. в любом случае, если у регистратора возникнут сомнения в получении контрагентом сообщения внешнего управляющего об отказе от исполнения договора, регистратор вправе направить контрагенту запрос с целью выяснения данного обстоятельства.
- проверять наличие обстоятельств, указанных в п.2 ст.77 (причинение убытков, препятствие восстановлению платежеспособности и т.д.) в качестве условий отказа от исполнения, регистратор прав не должен. Данная норма адресована внешнему управляющему, и только он вправе оценить наличие таких условий. Регистратор прав и не сможет оценить надлежащим образом все эти обстоятельства, т.к. для этого необходимо владеть информацией о финансовом состоянии должника и о возможных перспективах его существования. Такой информацией владеет только внешний управляющий на основании произведенных в процессе наблюдения и внешнего управления действий. При нарушении данной нормы закона действия арбитражного управляющего могут быть обжалованы в судебном порядке. Однако, представляется, что в уведомлении, которым внешний управляющий известил контрагента об отказе от исполнения договора, должно быть указано основание, по которому осуществлен отказ от сделки (например, в связи с тем, что исполнение данной сделки препятствует восстановлению платежеспособности должника). Иначе в государственной регистрации может быть отказано, в связи с тем, что внешний управляющий может отказаться от исполнения обязательства не по любым основаниям, а только по указанным в законе. По иным основаниям речь может вестись о расторжении договора по соглашению сторон или в судебном порядке, но не об отказе от исполнения. В связи с этим следует обратить внимание на Постановление Конституционного суда РФ № 9-П от 06.06.2000г., согласно которому абз.3 п.2 ст.77 признан не соответствующим Конституции РФ, поскольку данное положение позволяет внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгать договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года, независимо от того, имеются ли связанные с исполнением таких договоров обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника. Учитывая вышеизложенное о форме отказа от исполнения, следует сделать вывод о том, что отказ от исполнения договора не подлежит регистрации как сделка, т.к. о необходимости такой регистрации прямо не указано в законе.
Если внешний управляющий отказался от исполнения сделки, которая зарегистрирована в ЕГРП, то в этом случае на оборотную сторону листа подраздела, в котором зарегистрирована эта сделка, следует внести запись о прекращении сделки. Документом-основанием для этого будет являться документ, которым оформлен отказ внешнего управляющего от исполнения сделки. Регистрировать чьи-либо права в ЕГРП, независимо от того, что ранее было зарегистрировано – сделка или переход права, не следует. Согласно ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено договором или соглашением сторон. В соответствии же с п.3 ст.77 ФЗ о банкротстве контрагент должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника. Т.е. ФЗ о банкротстве не предусматривает возможности возврата сторонам исполненного ими по сделке.
Применение норм ФЗ «Об акционерных обществах», регулирующих порядок оплаты уставного капитала
Внесение вклада в уставный капитал при учреждении хозяйственного общества
В соответствии с нормой ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах», полностью воспроизводящей общую норму ст. 66 ГК РФ, уставный капитал хозяйственного общества может быть оплачен деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Как следует из приведенной нормы в уставный капитал общества могут быть переданы не только вещи и ценные бумаги, но и имущественные права, и иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, определяющим признаком права, позволяющим вносить его в уставный капитал, является возможность проведения денежной оценки. Право собственности - это вещное имущественное право, имеющее денежную оценку. Однако под отчуждением права собственности (со всеми ограничениями) понимается отчуждение самого недвижимого имущества. Поэтому в данном случае речь должна идти о внесении в уставный капитал недвижимости, а не права собственности. Собственник имущества вправе передать в уставный капитал не только само недвижимое имущество, но и право пользования им. В этом случае величина вклада эквивалентна денежной (стоимостной) оценке права пользования этим объектом, т.е. сумме платежей, которые вносило бы общество, за пользование этим имуществом. На сегодняшний день нет единого мнения о правовой квалификации такого права пользования. Первая точка зрения сводится к тому, что поскольку общество не платит за пользование имуществом арендных платежей, то в данном случае нельзя проводить аналогию с арендными правоотношениями. Имущество поступает обществу в пользование. Вторая точка зрения заключается в том, что поскольку участники общества предоставляют право пользования имуществом в счет оплаты своей доли в уставном капитале (что свидетельствует о возмездности сделки), то возмездное пользование есть ничто иное как аренда. Соответственно, сторонники этой точки, зрения полагают, что между участниками общества и обществом в данном случае возникают арендные отношения. Регистраторы прав не должны вмешиваться в вопрос правильности оформления прав общества на переданное ему в пользование имущество. Если участники общества примут решение о том, что имущество передано обществу на праве пользования (вышеизложенная первая точка зрения), то в данном случае такое право (или сделка - если это будет оформлено договором) не подлежит государственной регистрации, поскольку действующее законодательство не содержит такого требования. Если же между обществом и участниками, предоставившими имущество, будет заключен договор аренды, то следует иметь ввиду следующее. Общие правила (ст.434 ГК РФ) допускают заключение договоров путем обмена документами. Т.е. в качестве правоустанавливающих документов для арендных отношений можно рассматривать и учредительные документы, если в них четко указано на оплату вклада в уставный капитал предоставлением имущества на праве аренды и существенные условия данного договора. Однако следует помнить и о специальных нормах законодательства, регулирующих аренду отдельных объектов. Например, согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды зданий или сооружений заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Таким образом, при оплате уставного капитала правами аренды зданий или сооружений наличие только решений учредителя и общества недостаточно для возникновения арендных отношений. В этом случае аренда может возникнуть только на основании единого документа - договора аренды. Учитывая, что судебная практика последнего времени склоняется к мнению о необходимости распространения норм, регулирующих правила оборота зданий, на правила оборота помещений как отдельных частей здания, то рекомендуется применять вышеуказанную норму ст.651 и при передаче в аренду обществу отдельных помещений.
Права хозяйственного ведения и оперативного управления как вещные права, не имеющие денежной оценки, и характеризующиеся специальным субъектным составом, не могут являться вкладом в уставный капитал (средством оплаты акций в АО). Сервитут являясь вещным правом одновременно не может быть самостоятельным предметом сделок (п.2 ст.275 ГК РФ). Соответственно, сервитут также не может являться вкладом в уставный капитал.
Поскольку законодательство говорит не о вещных правах на имущество, а о любых правах, то необходимо обратить внимание и на некоторые обязательственные права, которыми также может быть оплачен вклад в уставный капитал.
Аренда.
В данном случае правильнее говорить не о каком-либо едином праве, а о совокупности прав (правомочий) арендатора. Такая совокупность не составляет единого вещного права, но, безусловно, эти права имущественные и они подлежат денежной оценке. Право арендатора на отчуждение своих прав и обязанностей по договору аренды предусмотрено нормой п.2 ст.615 ГК РФ. При этом закон говорит о возможности реализации арендатором такого права только с согласия арендодателя. Таким образом, при регистрации права общества на переданные ему в уставный капитал арендные права регистратор должен истребовать, помимо прочих документов, согласие арендодателя. Данное правило распространяется на правоотношения по передаче в уставный капитал арендных прав на здания, помещения, сооружения. Если же в уставный капитал передаются арендные права на земельный участок, то в этом случае следует руководствоваться нормой п.5 СТ.22 ЗК РФ, согласно которой распоряжение арендатором своими правами по договору аренды не требует предварительного согласия арендодателя, который, однако, должен быть уведомлен о данных действиях арендатора. Учитывая, что закон не называет момент, когда арендатор должен уведомить арендодателя о своих действиях (на момент принятия решения, на момент перехода права и т.п.), регистратор не должен проверять факт выполнения арендатором данной обязанности. Однако названная норма имеет диспозитивный состав, позволяющий сторонам арендных правоотношений предусмотреть в договоре аренды иные условия распоряжения арендатором своими правами. Т.е. в договоре аренды земельного участка может быть предусмотрено, что арендатор имеет право передать свои права в уставный капитал только с предварительного согласия арендодателя. В таком случае регистратор должен действовать в вышеизложенном порядке, описанном в соответствии с нормами ст.615 ГК РФ.
Следует обратить внимание на то, что акционерное общество может получить, арендные права на имущество из двух источников (двумя способами). Первый способ – это предоставление обществу прав арендатора собственником имущества. В этом случае правоотношения у общества возникают с его учредителем и условия арендных отношений могут быть самыми различными. Другой способ - это передача обществу арендных прав арендатором имущества. В этом случае арендные отношения у хозяйственного общества возникают с собственником имущества, который не является участником этого общества. Между участниками и обществом возникают отношения, аналогичные уступке права, но не арендным отношениям. В этом случае объем прав общества как пользователя имущества зависит от существующего объема прав участников общества. Например, если по условиям договора аренды, заключенного участниками с собственником, арендатор не имеет права сдавать имущество в субаренду, то соответственно это ограничение будет распространяться и на права, возникающие у акционерного общества.