Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:23, диссертация
Недвижимое имущество является особым объектом гражданского права, неотъемлемой частью жизнедеятельности людей в любой сфере бизнеса, управления и организации. Это обусловлено осознанием значимости отношений, возникающих при регистрации прав на недвижимое имущество, для развития рынка недвижимости, охраны прав собственников и иных законных владельцев недвижимости. Права на недвижимость и сделки с ней давно стали неотъемлемой частью гражданско-правового оборота, а ежегодное увеличение количества регистрационных действий – несомненным показателем их важности в современном государстве, индикатором развития рыночных отношений в стране.
Особенности осуществления государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием юридических лиц, в отношении которых арбитражным судом принято заявление о признании их банкротом.
Необходимость рассмотрения данного вопроса вызвана несколькими причинами. Во-первых, количество сделок с недвижимостью, в которых участвуют юридические лица, находящиеся в процессе банкротства увеличивается. Во-вторых, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” довольно велик по объему содержащихся в нем норм, а нормы, регулирующие порядок совершения сделок с имуществом должника, разбросаны по всему тексту закона. Учитывая, что на разных стадиях банкротства порядок распоряжения имуществом должника различен, регистратору затруднительно сориентироваться – к какой норме он должен обратиться. В-третьих, имеющиеся сегодня комментарии законодательства о банкротстве и статьи специалистов на эту тему, адресованы, в основном, арбитражным судам и арбитражным управляющим. Поэтому есть необходимость рассмотреть вопросы, на которые регистратор должен обращать внимание при работе с документами по сделкам, совершенным с участием юридических лиц, находящихся в процессе банкротства.
Основой института банкротства в действующем законодательстве являются положения ГК РФ о несостоятельности индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65). В соответствии со ст. 65 судом может быть признано банкротом юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Как следует из приведенной нормы, несостоятельным не может быть признано некоммерческое юридическое лицо (за исключением действующих в форме потребительского кооператива или фонда), а также и казенные предприятия. Кроме того, не могут быть признаны банкротами унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности (ИЧП, предприятия, созданные общественными и религиозными организациями), к которым применяются нормы о казенных предприятиях в соответствии с п. 5 ст. 6 ФЗ “О введении в действие части первой ГК РФ” (ст.186 ФЗ о несостоятельности). Действующий ФЗ предусматривает несколько процедур, применяемых к должнику, находящемуся в процессе банкротства, а именно: наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство. Совершение сделок с недвижимым имуществом при применении каждой из этих процедур имеет свои особенности по сравнению с порядком распоряжения имуществом в процессе совершения обычных гражданско-правовых сделок.
Процедура наблюдения вводиться арбитражным судом с момента принятия заявления о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. На этой стадии органы управления должника и его руководитель не прекращают своих полномочий. Однако некоторые функции ими могут выполняться только с согласия временного управляющего. В соответствии с п. 2 ст. 58 ФЗ органы управления должника исключительно с согласия временного управляющего могут совершать сделки:
1. связанные с обременением недвижимого имущества (передачей его в залог, аренду)
2. с внесением недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ
3. с учреждением доверительного управления недвижимым имуществом или
4. с распоряжением недвижимым имуществом должника иным образом.
Следовательно, при совершении органами должника какой-либо сделки , влекущей распоряжение недвижимостью, принадлежащей должнику, регистратор всегда должен истребовать согласие временного управляющего на совершение такой сделки. Кроме того, органы управления должника не вправе без согласия временного управляющего совершать сделки, связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Несмотря на то, что объектом государственной регистрации являются права на недвижимое имущество, но объекты движимого имущества также могут являться предметом сделок, совершаемых с недвижимостью. Согласно ст. 128 ГК РФ под имуществом следует понимать, в том числе и деньги. В связи с этим представляется, что совершение каких-либо возмездных сделок (например, покупка недвижимого имущества, мена движимого имущества на недвижимое и т.д.) на сумму, превышающую 10% балансовой стоимости активов должника, также должно производиться с согласия временного управляющего. Поэтому при регистрации сделок (перехода права), связанных с оплатой должником денежной суммы, необходимо истребовать справку о балансовой стоимость активов должника. Если же совершается сделка, связанная с передачей движимого имущества (например, мена объекта недвижимого имущества на движимую вещь, принадлежащую должнику), то помимо справки о балансовой стоимости всех активов необходимо истребовать справку о балансовой стоимости и этого имущества. Если же цена совершаемой сделки будет превышать 10% балансовой стоимости активов должника, то в этом случае необходимо истребовать согласие временного управляющего должника на совершение такой сделки. Согласно п. 2 ст. 44 арбитражный суд вправе запретить должнику совершать и иные сделки, не предусмотренные п.2 ст.58, без согласия временного управляющего.
В соответствии с п.3 ст. 58 ФЗ органы управления не вправе принимать решения (даже с согласия временного управляющего) о реорганизации и ликвидации должника, о выходе из состава участников должника – юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций, о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах. Поэтому, если происходит распоряжение недвижимым имуществом на основании одного из указанных решений, принятых после введения процедуры наблюдения, то в этом случае следует руководствоваться п.3 ст.58 (запрет на совершение определенных действий) этой статьи. И в регистрации перехода права на недвижимое имущество, основанного на таком решении, следует отказать.
Согласно ст.57 ФЗ с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, в том числе:
- имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного ФЗ
- запрещается удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
Вышеназванные ограничения ставят под сомнение возможность государственной регистрации после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом перехода прав на основании:
- сделок, заключенных до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом
- решений о выделе доли, принятых до возбуждения дела о банкротстве.
Если обратиться к иным ограничениям, установленным п.1 ст.57, то можно сделать вывод о том, что все меры, перечисленные в данном пункте, направлены на запрещение любых действий с имуществом должника по удовлетворению существенных требований кредиторов. Если приостанавливается исполнение даже исполнительных документов, выданных, в том числе, и на основании судебных решений, то можно сделать вывод о том, что нельзя производить и государственную регистрацию перехода права даже на основании сделок (решений), заключенных (принятых) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В результате регистрации не просто исполняется какое-то уже возникшее обязательство должника, а он перестает быть собственником имущества. До тех пор, пока переход права собственности не зарегистрирован, собственником имущества является юридическое лицо – должник. Используя это имущество или распоряжаясь им по своему усмотрению, юридическое лицо может получить большую выгоду, чем он получил бы передав его в собственность приобретателю по сделке (либо выделив его в счет доли вышедшего участника). И это может повлечь либо восстановление платежеспособности должника, либо данное имущество может быть включено в конкурсную массу для удовлетворения требований всех кредиторов. Однако такие доводы опровергаются другими нормами названного закона и сложившейся судебной практикой.
Следует подчеркнуть, что после возбуждения в суде дела о банкротстве не может быть отказано в регистрации перехода права на основании сделок, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Внешнее управление вводиться арбитражным судом на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ о банкротстве. Внешнее управление не является обязательной процедурой. В отношении отдельных категорий должников процедура внешнего управления вообще не подлежит применению (кредитные организации, отсутствующий должник и т.д.) С момента введения внешнего управления руководитель должника и его органы управления прекращают свои полномочия, которые переходят к внешнему управляющему. С момента введения внешнего управления также прекращаются полномочия собственника имущества унитарного предприятия. В связи с этим, сделки с имуществом предприятия должны будут совершаться без согласия собственника, которое требуется на распоряжение имуществом унитарного предприятия в соответствии со ст. 295 ГК РФ.
С момента введения внешнего управления снимаются меры по обеспечению требований кредиторов, принятые в соответствии с п.3 ст.41 ФЗ на стадии наблюдения. Для снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не требуется вынесения специального определения о снятии ареста. Аресты и иные ограничения по распоряжению принадлежащим должнику имуществом снимаются в силу закона вследствие введения внешнего управления. Не требуется также отдельного производства по иску об освобождении имущества из-под ареста. Поэтому основанием для регистрации прекращения ареста (внесение записи в ЕГРП) будет являться определение арбитражного суда о введении внешнего управления должником, которому принадлежит арестованное имущество.
Крупные сделки и сделки, в отношении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (или комитета кредиторов), если иное не предусмотрено ФЗ о банкротстве или планом внешнего управления. Понятие крупной сделки, совершенной в процессе банкротства юридического лица, имеет свои особенности.
1. к крупным сделкам ФЗ о банкротстве относит все сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом, независимо:
во-первых, от процентного соотношения балансовой стоимости этого имущества и стоимости всех активов должника
во-вторых, от того – совершается ли данная сделка в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности или нет. Учитывая, что в действующем законодательстве, определяющем правовой статус юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, дается иное понятие крупной сделки, то регистраторам следует руководствоваться после вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления, законодательством о банкротстве, а не законодательством, определяющим статус данного юридического лица. Поэтому независимо от организационно-правовой формы юридического лица-должника при совершении им сделки, влекущей распоряжение недвижимым имуществом, такая сделка будет признаваться крупной и должна совершаться с согласия кредиторов.
2. ФЗ о банкротстве крупной признаются сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом.
ФЗ “Об акционерных обществах” одним из признаков крупной сделки выделяет факт отчуждения или возможность отчуждения имуществом. ФЗ о банкротстве, характеризуя крупную сделку, говорит не только об отчуждении или возможности отчуждения имущества, а о любом распоряжении, в т.ч. и не связанным с отчуждением имущества. То есть, крупными будут являться и сделки аренды (в т.ч. и без права выкупа), и сделки ипотеки, и договоры о передаче имущества в доверительное управление, и т.д.
3. две вышеназванные характеристики крупных сделок, совершаемых юридическими лицами в процессе внешнего управления, применимы только для сделок, влекущих распоряжение недвижимым имуществом должника.
Если в учреждение юстиции обратились с заявлением о регистрации сделки, не влекущей распоряжения недвижимым имуществом должника, или перехода права (обременения), вытекающего из такой сделки, то в этом случае будет действовать другое правило. В качестве примера таких сделок можно назвать договор аренды недвижимого имущества, по которому должник является арендатором; сделка купли-продажи недвижимого имущества, в которой должник является покупателем; договор мены, по которому должник отчуждает движимое имущество в обмен на недвижимое и т.п.
Для проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию сделок (перехода права) всегда необходимо истребовать справку о балансовой стоимости всех активов должника. Если юридическое лицо – должник покупает недвижимое имущество, то процентное соотношение балансовой стоимости активов и балансовой стоимости отчуждаемого имущества выясняется путем сопоставления денежной суммы, оплачиваемой в счет цены договора, и суммы указанной, в справке о балансовой стоимости активов.
Необходимо отметить, что закон привязывает момент определения крупной сделки к моменту заключения сделки. Поэтому регистраторам прав следует истребовать справки о балансовой стоимости активов и балансовой стоимости отчуждаемого имущества именно на момент заключения сделки. Если в соответствии с законодательством совершенная должником сделка не подлежит государственной регистрации, а следует регистрировать только переход права, то справки о балансовой стоимости имущества и активов необходимо истребовать на дату подписания сделки (п.1 ст. 433 ГК РФ). Даже в случае, если регистратору станет известно о том, что к моменту регистрации перехода права балансовая стоимость имущества, которым распорядился должник, превысила 20% балансовой стоимости его активов, но на момент подписания сделки данного превышения не было, регистратор не должен в таком случае истребовать согласие кредиторов должника. Если же совершенная должником сделка подлежит обязательной государственной регистрации, то соответственно и заключенной она будет считаться с момента регистрации. Учитывая, что момент регистрации заранее определить невозможно, представляется допустимым истребовать справку о балансовой стоимости активов должника на момент приема документов на регистрацию. Здесь следует обратить внимание на еще одно отличие порядка определения крупной сделки, определенного законом об акционерных обществах, который привязывает момент определения соотношения балансовых стоимостей к отчетному периоду по бухгалтерскому учету и порядка, установленного ФЗ о банкротстве, который такой привязки не содержит. Поэтому балансовая стоимость активов должна выясняться именно на момент заключения сделки, а не на момент последнего бухгалтерского отчета.