Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:23, диссертация
Недвижимое имущество является особым объектом гражданского права, неотъемлемой частью жизнедеятельности людей в любой сфере бизнеса, управления и организации. Это обусловлено осознанием значимости отношений, возникающих при регистрации прав на недвижимое имущество, для развития рынка недвижимости, охраны прав собственников и иных законных владельцев недвижимости. Права на недвижимость и сделки с ней давно стали неотъемлемой частью гражданско-правового оборота, а ежегодное увеличение количества регистрационных действий – несомненным показателем их важности в современном государстве, индикатором развития рыночных отношений в стране.
Применение норм федерального закона “Об акционерных обществах” о крупных сделках и заинтересованности в совершении сделок в практике государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Крупные
сделки.
Категория крупных сделок введена законодателем с целью ужесточения порядка совершения сделок, которые могут существенным образом повлиять на судьбу юридического лица, и представляют для него серьезный экономический риск. Наиболее распространенными способами защиты прав в сфере корпоративных правоотношений являются предъявление в суд исков о признании совершенных акционерным обществом сделок недействительными, а также о признании недействительными решений органов управления. В соответствии со ст. 79 и 84 ФЗ «Об акционерных обществах» крупные сделки и сделки с заинтересованностью, совершенные с нарушением требований закона, являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными по иску общества или акционера. Такие иски могут быть предъявлены в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (ст. 181 ГК РФ). АО № 6 за ноябрь
Внесение имущества в оплату долей в уставном капитале (акций) - это сделка с имуществом. Поскольку при учреждении общества решение о стоимостном участии принимается до регистрации общества (когда нет баланса, нет органов управления и т.п.), то при регистрации права общества на имущество, внесенное в уставный капитал при его создании, нормы о крупных сделках и сделках, в которых имеется заинтересованность, не применяются. В этом случае оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.
В соответствии с п.1 ст. 78 ФЗ «Об АО» нормы о крупности сделок не распространяются на сделки, связанные с размещением посредством подписки обыкновенных акций общества. А согласно ст.81 ФЗ об АО нормы о заинтересованности в совершении сделки не распространяются на сделки, связанные с осуществлением преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций. Соответственно, в остальных случаях продажа акций АО должна совершаться с соблюдением норм о заинтересованности в совершении обществом сделок. При этом следует учитывать, что все вышеизложенное касается только того общества, чей уставный капитал увеличивается, но не того - кто вносит свое имущество в оплату уставного капитала. Для последних нормы о крупности я заинтересованности в совершении сделок действуют в полной мере.
: Момент определения заинтересованности в совершении сделки и её крупности.
Законодательство привязывает понятия «крупности» и «заинтересованности» к понятию «сделка», а не к прекращению права. Таким образом, соблюдение обществами норм о порядке совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность общества, должно проверяться на момент совершения сделки, а не на момент государственной регистрации права. При этом определение момента совершения сделки также вызывает некоторые затруднения. Вклад имущества в уставный капитал - это не одномоментное действие двух лиц, а несколько действий, растянутых во времени. Исходя из общей нормы о моменте совершения сделок (ст. 433) таковым признается либо момент получения акцепта, либо момент передачи имущества. Однако для целей применения норм законодательства о крупности и заинтересованности следует признать что привязка соблюдения этих норм к указанным моментам времени не совсем удачна, поскольку получение акцепта на практике удалено во времени от момента направления оферты и, тем более, от момента передачи Имущества. Представляется, что смысл, заложенный законодателем в нормы, регулирующие порядок заключения крупных и «заинтересованных» сделок, заключается в том, чтобы устранить какие-либо обстоятельства, которые могут повлиять на объективность воли лиц, принимающих решение о совершении таких сделок. В связи с изложенным, представляется, что проверять наличие критериев крупности и заинтересованности в совершении сделок следует на момент принятия обществом решения о заключении этой сделки. Хотя нормы ФЗ об АО не содержат аналогичного указания на момент времени, считаю, что при решении рассматриваемых вопросов, следует выяснять обстоятельства крупности и заинтересованности именно на момент принятия обществом решения, а не на момент передачи имущества либо получения акцепта. Данный вывод подтверждается судебной практикой ВАС РФ. Например, п.6 Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, рекомендованного информационным письмом ВАС РФ № 62 от 13.03.2001г.
Итак, определяющими для крупных сделок с имуществом юридического лица являются два признака: 1) содержание сделки и 2) стоимостная величина этой сделки. В соответствии с п. 1 ст. 78 ФЗ “Об акционерных обществах” крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. Следует обратить внимание, что к указанным в п.1 ст.78 ФЗ сделкам также относятся договоры залога недвижимого имущества, по которым общество выступает залогодержателем, так как договор залога в случае неисполнения обеспечиваемого залогом обязательства может повлечь выбытие из собственности общества заложенного имущества (как в принудительном порядке, так и на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем – ст. 349 ГК РФ). Полагаю, что не подпадают под определение п. 1 ст. 78 ФЗ «Об АО» договоры залога, по которым общество выступает не залогодателем, а залогодержателем, так как имущество в этом случае не приобретается на праве собственности. Однако, если стороны в соответствии с ч.2 п.1 ст.349 или п.4 ст.350 ГК РФ договорились о том, что имущество, являющееся предметом залога, переходит в собственность залогодержателя, то при заключении такого соглашения, если сделка окажется крупной, необходимо согласие соответствующего органа.
Сложным для практического
Одним из ключевых и в то
же время самых спорных
Остановимся на практическом
применении указанных выше
Необходимо уяснить, с чем необходимо сравнивать стоимость предмета сделки. ФЗ «Об АО» говорит о балансовой стоимости активов общества. Балансовую стоимость регистратор должен выяснить из представленной обществом справки, подписанной руководителем и главным бухгалтером общества. В соответствии со ст. 78 ФЗ «Об АО» балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. При этом в ст. 79 этого же закона говорится не о решении совершения крупной сделки, а о решении одобрения крупной сделки (то есть советом директоров или общим собранием акционеров).
Итак при определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки учитывается сумма активов по последнему утвержденному балансу общества без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств). Арбитражный суд рассмотрел дело по иску прокурора о признании недействительной сделки, связанной с внесением открытым акционерным обществом-учредителем вклада в уставный капитал создаваемого нового хозяйственного общества, в связи с тем, что решение о ее совершении было принято с нарушением требований статьи 79 Закона об акционерных обществах. Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, не признав указанную сделку (с учетом суммы вклада) крупной. В кассационной жалобе истец просил решение отменить, а иск удовлетворить, считая, что суд сделал неправильный вывод, не признав сделку крупной, поскольку при определении балансовой стоимости активов общества и сопоставлении с нею суммы сделки не исключил из стоимости активов сумму долгов (обязательств) общества. Суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу, оставил решение суда первой инстанции без изменения, мотивировав отказ в ее удовлетворении статьей 78 Закона об акционерных обществах, устанавливающей критерии определения крупных сделок, исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов. Поэтому суд при вынесении решения обоснованно не исключил из общей стоимости активов часть, которая составляла сумму его долгов (невыполненных обязательств).
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” № 129 – ФЗ от 21.11.1996г. организации представляют годовую и квартальную отчетность. Для достижения целей норм о крупных сделках, полагаем, необходимо исходить из данных квартальной отчетности. В соответствии с указанным же законом квартальная бухгалтерская отчетность должна быть составлена в течение 30 дней по окончании квартала. Таким образом, с даты окончания отчетного периода и до утверждения нового баланса за этот период действует баланс за предшествующий отчетный период. Исходя из вышеизложенного, для определения является ли сделка крупной необходимо исходить из данных баланса за последний отчетный квартал, предшествующий дню принятия решения о совершении сделки, то есть дате протокола общего собрания или заседания совета директоров по решению вопроса о заключении крупной сделки.
На практике часто бывает
Иски о признании сделок недействительными
В спорах о признании сделок с недвижимым имуществом недействительными вопрос исчисления срока исковой давности зависит от того, кто заявляет иск – акционер или само общество. Если истцом является акционер, дата начала течения срока исковой давности может существенно отличаться от даты совершения самой сделки. Если акционер не является членом совета директоров, и он не получал от общества документы, из которых можно было узнать о факте заключения сделки, то он должен узнать о крупных сделках и сдел5ках с заинтересованностью на годовом собрании акционеров, так как общество обязано включать соответствующую информацию в свой годовой отчет (п. 3.6. Положения об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31 мая 2002г. № 17/пс).