Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:23, диссертация
Недвижимое имущество является особым объектом гражданского права, неотъемлемой частью жизнедеятельности людей в любой сфере бизнеса, управления и организации. Это обусловлено осознанием значимости отношений, возникающих при регистрации прав на недвижимое имущество, для развития рынка недвижимости, охраны прав собственников и иных законных владельцев недвижимости. Права на недвижимость и сделки с ней давно стали неотъемлемой частью гражданско-правового оборота, а ежегодное увеличение количества регистрационных действий – несомненным показателем их важности в современном государстве, индикатором развития рыночных отношений в стране.
Подробнее
остановимся на порядке
Решение вопроса о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Если регистратор обнаружит нарушение прямых требований ст. 79 о необходимом количестве голосов при принятии решения о совершении крупной сделки, то он должен в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” принять необходимые меры по устранению возникших сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. Нарушения, обнаруженные регистратором, могут быть устранены заявителем путем, например, представления на регистрацию решения соответствующего органа об одобрении совершенной крупной сделки. В случае если нарушение Закона устранено не будет, то в регистрации необходимо отказать по причине нарушения требований ст. 79 ФЗ «Об АО». Регистраторам прав необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 50 и п. 1 ст. 68 ФЗ «Об АО» возможно принятие решения советом директоров и общим собранием заочным голосованием.
В решении об одобрении
Сделки с заинтересованностью
При рассмотрении вопроса о заинтересованности в совершении сделок обществом необходимо уяснить, что регистратор прав должен проверять лишь те вопросы, которые можно проверить из документов, представленных на государственную регистрацию.
Исследование многих возможных
вариантов заинтересованности
Условия, при которых
Если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или их аффелированные лица):
Для государственной регистрации важно определить случаи, когда регистратор прав имеет возможность на основании представленных документов определить наличие заинтересованности. Остановимся на нескольких примерах.
Одним из таких случаев
В соответствии с п.1 ст.83 ФЗ «Об АО» сделка,
в совершении которой имеется заинтересованность,
должна быть одобрена до ее совершения
советом директоров (наблюдательным советом)
общества или общим собранием акционеров.
Таким образом, законодатель исходит из
необходимости контроля за такими сделками
до того, как произойдет отчуждение или
приобретение имущества, являющееся предметом
сделки. На практике возможны ситуации,
когда до совершения сделки соответствующее
решение совета директоров или общего
собрания акционеров не принимается, но
впоследствии сделка получает необходимое
одобрение. Судебная практика в подобных
ситуациях исходила из того, что если решение
об одобрении сделки принято компетентным
органом до рассмотрения спора о признании
сделки недействительной, то ее следует
считать имеющей юридическую силу.
В соответствии со ст. 83 ФЗ «Об АО» решение
о заключении обществом сделки, в совершении
которой имеется заинтересованность,
принимается советом директоров. Законодатель
устанавливает различный порядок принятия
такого решения в зависимости от числа
акционеров общества – владельцев голосующих
акций. На практике регистратор прав не
может проследить соблюдение процедуры
голосования , так как из прокола заседания
совета директоров по вопросу о совершении
сделки вероятнее всего будут видны лишь
общие (а не поименные) результаты голосования,
в результате чего невозможно будет определить
действительно ли решение принято большинством
голосов директоров, не заинтересованных
в сделке. Кроме того, регистратор не всегда
сможет определить является ли конкретный
директор независимым, так как определить
наличие его родственных связей в органах
общества не представляется возможным.
Как правило, регистратор прав должен
проверить лишь соблюдение требований
к протоколу заседания и наличие принятого
решения об одобрении сделки.
В отличие от крупных сделок, сделка с
заинтересованностью является оспоримой
всегда.
Защита
прав ?
В соответствии со ст. 79 и 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» крупные сделки и сделки с заинтересованностью, совершенные с нарушением требований закона, являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными по иску общества или акционера. Такие иски могут быть предъявлены в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (ст. 181 ГК РФ).
Правом на обжалование решений
общего собрания акционеров
Иски о признании сделок недействительными
В спорах о признании сделок недействительными вопрос исчисления срока исковой давности зависит от того, кто заявляет иск - акционер или само общество. В том случае, если истцом является акционер, дата начала течения срока исковой давности может существенно отличаться от даты совершения самой сделки. Если акционер не является членом совета директоров, и он не получал от общества документы, из которых можно было бы узнать о факте заключения сделки (например, в порядке, предусмотренном ст. 91 Закона), то в обычном порядке он должен узнать о крупных сделках и сделках с заинтересованностью на годовом собрании акционеров, так как общество обязано включать соответствующую информацию в свой годовой отчет (п. 3.6. Положения об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31 мая 2002 г. N 17/пс).
Однако общество может нарушить требования закона и не включить информацию о сделках в отчетные документы, тем более, если они не были одобрены надлежащим образом. Как представляется, в таких случаях начало течения срока исковой давности будет связываться с датой, когда акционер фактически узнал, а не должен был узнать о сделке.
Кроме того, речь идет не столько об узнавании о факте совершения сделки, сколько об обстоятельствах, являющихся основанием для признания ее недействительной. Т.е. для признания сделки крупной необходима информация о бухгалтерской отчетности общества. Если в сделке имела место заинтересованность, то таким обстоятельством будет являться связь между стороной по сделке и обществом. Совсем иначе выглядит проблема, когда истцом выступает само общество. В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы. Соответственно возникает вопрос, какие органы должны узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной? В одном из дел общество фактически «узнало» о нарушениях законодательства, допущенных при совершении сделки, после смены генерального директора. Однако суд отказался связать это обстоятельство с началом течения срока исковой давности, указав на то, что, заключая сделку, общество должно было узнать об этом факте в момент ее совершения.
Следует отметить, что необходимость оспаривания сделок зачастую возникает в связи со сменой основных акционеров компании. В этом случае новые владельцы не могут самостоятельно подавать иск, так как на момент совершения сделки они акционерами не являлись. Такую позицию занимает Высший Арбитражный Суд РФ. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. № 13732/03 указано следующее: В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности. Согласно п. 2 ст. 166 ГК требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ. Права акционеров определяются в соответствии с п. 3 ст. 96 ГК и ФЗ «Об акционерных обществах». Пунктом 1 ст. 84 ФЗ "Об акционерных обществах» право на предъявление иска о признании недействительной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, предоставлено самому обществу и акционеру, то есть лицам, чьи права или законные интересы были нарушены совершенной сделкой (потерпевшим). Эта законодательная норма не предусматривает права на оспаривание сделок лицами, ставшими акционерами общества после совершения сделок. Таким образом, новые владельцы вынуждены оспаривать сделки, совершенные с нарушением норм законодательства, подавая иск от имени самого общества.