Предмет современной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:21, лекция

Краткое описание

1. Определение современной риторики как науки.
2. Современная общая риторика. Основные разделы современной риторики.
3. Риторика и лингвистическая прагматика.

Содержимое работы - 1 файл

Лекции Сытина.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

      Тема  I.   Предмет современной риторики

      План. 

      1. Определение современной риторики как науки.

        2. Современная общая риторика. Основные разделы современной риторики.

      3. Риторика и лингвистическая прагматика.  

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

     Зададимся теперь наконец вопросом: нужна ли нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их — сегодня и в будущем?

      Начнем  с того очевидного факта, что природа  человека с древнейших времен до наших  дней осталась неизменной по крайней  мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит.

      Достоверно  известно, что более двух с половиной  тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в  период афинской демократии, когда  жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остается Homo eloquens — человеком говорящим.

      Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь — и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

      А ведь приведенные здесь данные касаются лишь одного из аспектов сложнейшего  многогранного процесса – речевого общения. Они основываются на измерении  только его понятийно-информативной составляющей. Однако во многих ситуациях и даже в большинстве ситуаций человек говорит не только (а часто даже и не столько) с целью информировать собеседника, но с целью воздействовать на него: убедить, разуверить, склонить на свою сторону... Кроме того, еще чаще наша цель в беседе может быть определена и вовсе по-иному (особенно в бытовом, неофициальном, непрофессиональном общении): привлечь к себе, показать, что собеседник важен и необходим, самому почувствовать радость общения с ним, доставить эту радость ему. Часто ли это нам удается? Отнюдь нет: ведь это то же искусство, мастерство, и у него есть своя теория.

      «…Говорить  есть не иное что, как возбуждать в  слушателе его собственное внутреннее слово…» – писал философ В.Ф. Одоевский еще в первой половине XIX в. («Русские ночи»).

      Именно  эта задача стоит сейчас перед  оратором во время публичной речи – задача убеждения, воздействия, понятая  не как навязывание готового мнения, а как умелое побуждение слушателей, аудитории задуматься об обсуждаемом  предмете, активно вырабатывать собственную позицию. Эта задача – «возбуждение собственного внутреннего слова» каждого.

      Теперь  у нас есть некоторые основания  для того, чтобы попытаться найти  определение современной риторике.

      Риторика  – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.

      Проанализируем  наше определение, чтобы оно стало  окончательно ясным.

      Мы  говорим о риторике и как о  теории, и как о мастерстве, так  как риторическая теория возникла в  древности и развивается до сих  пор именно как обобщение мастерства красноречия в широком смысле этого слова, т.е. осмысление риторической практики. Немного найдется дисциплин, столь явно воплощающих классическое античное единство ремесла и искусства, мастерства и науки.

      Целесообразность  речи – ее соответствие цели говорящего (оратора) или, выражаясь языком современной науки, его речевому намерению. Целесообразность понимается как основное требование к риторическому произведению, как основной закон успешной речи еще со времен Аристотеля.

      Столь же непременным свойством хорошей речи является сила ее воздействия на адресата. Риторически грамотная речь никогда и никого не оставит равнодушным – она пробудит ум и чувства, ratio и intuition, склонит слушателя сперва прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем заставит всей душой принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Такая речь способна не только побудить к согласию или исторгнуть слезы, но и подвигнуть людей на активные действия, а иногда и заставить полностью изменить образ жизни и мировосприятие.

      И целесообразность речи, и способность  ее воздействовать на слушателя определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенностями аудитории, с  законами восприятия. Риторика, равно  и древняя, и современная, относится к адресату с постоянным пристальным вниманием. Риторически грамотная (целесообразная, воздействующая) речь должна быть скроена по мерке адресата, как платье по мерке заказчика, иначе успешной она не будет. Значит, из двух главных участников общения (говорящий и слушающий) определяющая роль, как это ни парадоксально, принадлежит второму. Каждому ясно, что с первоклассником и министром просвещения по-разному надо говорить о проблемах образования, однако на практике мы видим часто иное. У нас сейчас редки ораторы, которые хотя бы относительно верно могли оценить аудиторию для эффективного воздействия на нее, и столь же немногие умеют вести себя верно в беседе, руководствуясь правильным представлением о собеседнике, понимая его особенности и потребности, ориентируясь на него. Фактически утрачена связь говорящего с теми, к кому обращается речь.

      Целесообразная  и воздействующая речь – это речь эффективная. Ясно, что для нашего определения риторики важно понять, что такое эффективность речи и речевого общения.

      До  определенного времени, опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевому общению  склонны были считать эффективным (успешным) такое общение, при котором  потери информации в процессе ее передачи от говорящего к слушателю минимальны. Вернемся к оценке эффективности речевого общения (50% без специальной подготовки): эта  оценка сделана именно на основании информационного подхода. Итак, получается, что чем меньше помех и потерь при передаче информации, тем успешнее общение, выше эффективность речи. Чтобы учесть, что человек все же отличается чем-то от компьютера, что у него есть чувства и эмоции, что он всегда оценивает  действительность. Стали различать три типа информации, передаваемой речью: понятийно-логическую, оценочную или эмоциональную. Выходит, что если слушатель верно «расшифровал» информацию всех трех типов, присутствующую в сообщении говорящего, то общение между ними успешно (эффективно), а речь, соответственно, эффективна в том случае, если хорошо обеспечивает правильную расшифровку.

      Рассмотрим, однако, следующую ситуацию, которая, несмотря на давность, легко узнаваема  сегодня.

      Молодой человек лет двадцати трех-четырех, жиденький, бледный, с белокурыми волосами и в довольно узком черном фраке, робко и смешавшись, явился на сцену.

      «Здравствуйте, почтеннейший! – сказал генерал, благосклонно улыбаясь и не вставая с места. – Мой доктор очень хорошо отзывается об вас; я, надеюсь, мы будем друг другом довольны. Эй, Васька! (при этом он свистнул). Что ж ты стула не подаешь? Думаешь, учитель, так и не надо… Прошу покорно. У меня, почтеннейший, сын; мальчик добрый, со способностями, хочу его в военную школу приготовить. Скажу вам откровенно, мне не нужно, чтоб из моего сына вышел магистр или философ; однако, почтеннейший, я хоть и слава Богу, но две тысячи пятьсот рублей платить даром не стану…» Молодой человек все это время молчал, краснел, перебирал носовой платок и собирался что-то сказать… он чувствовал, что вся его [генерала] речь вместе делает ощущение, похожее на то, когда рукою ведешь по моржовой коже против шерсти (Герцен А.И. Кто виноват?.)

      В этой речевой ситуации вся информация, передаваемая говорящим адресату, расшифрована последним полностью – и понятийная, и оценочная, и эмоциональная. Однако общее ощущение от этой речи, появляющееся у слушателя – учителя, никак не дает возможности назвать результат общения успешным, а саму речь – эффективной, скорее напротив.

      Современная риторика, отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном  мире – проблему обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, прежде всего решает задачу объединения участников общения. Поэтому  как непременное требование к успешной речи сегодня вводится еще одно условие – гармонизация отношений говорящего и адресата. Гармонизирующая речь – это, возможно, речь будущего; в настоящем она представляет собой скорее идеал, к которому нужно стремиться, но идеал вполне осознанный и реально значимый. Потому в наше определение риторики мы и включаем  это насущное для всех нас сегодня понятие – понятие гармонии. Особенно важно, что гармонизирующая речь – это риторический идеал, сложившийся в истории отечественной культуры, характерный для русской речевой традиции (подробнее об этом речь пойдет ниже).

      Итак, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.  

      СОВРЕМЕННАЯ ОБЩАЯ РИТОРИКА 

      Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Прежде всего современная риторика интересуется речью устной.

      Кому  стоит с ней познакомиться? Каждому, кто хочет осознанно решать встающие в жизни проблемы, связанные с речевым общением.

      Ядром, центром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? В какой последовательности? Как (какими словами)? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи. Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три «этапа» пути от мысли к слову — изобретение, расположение и словесное выражение — определяются системой специальных законов и правил — каноном (греч. каnоn). Узнав эти законы и усвоив принципы риторического канона, человек сможет более уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи.

      Особый  раздел общей риторики — теория и практика публичной речи. Этот раздел очень важен. Ведь свободное владение словом, а значит, риторика, не только дитя демократии, но и ее непременное условие. Активным членом демократически организованного общества может быть лишь человек, способный публично убедительно выразить и аргументированно отстоять свое мнение.

      Теория  и практика ораторской речи получила в отечественной традиции название  оратории.

      Чем демократичнее жизнь общества, тем  шире спектр идей и мнений, относительно насущных для человека проблем. Мнения же эти существуют в постоянном столкновении, противоборстве. Каждый знает по себе, как трудно достойно участвовать в споре, уметь направить его так, чтобы он был конструктивен — стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, которое не оставляет после себя ничего, кроме раздражения и испорченных отношений с окружающими. Спорить можно и должно учиться. Теория и искусство ведения спора — это тоже область общей риторики.

      Неисчислимо разнообразие ситуаций, в которых люди разговаривают друг с другом, ведут беседу. От умения понять собеседника и самому быть понятым во многом зависит и успех деловых отношений, и то, насколько вас ценят как друга, товарища.

      Представьте, что вы должны вступить в общение с незнакомым или малознакомым человеком. Как заговорить? Что сказать? Куда девать руки? Куда смотреть? Как вы себя чувствуете при этом, как оцениваете собеседника? Один может показаться вам замкнутым, нелюдимым (или скучным) — «слова не выжмешь», другой — слишком навязчивым, эгоцентричным, даже болтливым — «слова не даст вставить», а с третьим вы, кажется, век были знакомы — так приятно и интересно с ним разговаривать, что хочется встретиться еще и еще раз. В чем дело? Не спешите с оценками. Оказывается, во многом они определяются особенностями речевого поведения — вашего собственного и вашего собеседника. Здесь множество факторов, но в них можно научиться разбираться: это, например, тематика, характер и очередность заданных вопросов, степень категоричности, с которой вы и ваш партнер привыкли выражать свое мнение, то, как вы себе представляете вашу роль в организации беседы... Даже темп речи, высота тона голоса, длительность пауз и молчания.

      Речевое поведение человека в беседе, стратегию  и тактику разговора, причины нарушений понимания, факторы успеха — все это тоже изучает современная общая риторика и дает соответствующие практические рекомендации.

      Стать хорошим, интересным собеседником (как  и умелым спорщиком) можно только научившись слушать. Как сделать эффективной вашу работу при слушании урока, лекции, доклада, выступления? Как вести записи, стоит ли это делать и когда? Как управлять своим вниманием? Какими способами можно развить быстроту реакции на реплику собеседника (от этого иногда зависит успех деловой беседы)? Слушание — это трудная работа, активная деятельность. Овладеть ее приемами необходимо, и здесь без специальной подготовки не обойтись. Развить и направить способности человека к слушанию также призвана общая риторика.

Информация о работе Предмет современной риторики