Предмет современной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:21, лекция

Краткое описание

1. Определение современной риторики как науки.
2. Современная общая риторика. Основные разделы современной риторики.
3. Риторика и лингвистическая прагматика.

Содержимое работы - 1 файл

Лекции Сытина.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

      Знания  о речевом поведении людей  в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни также входят в круг риторической проблематики. Немногие представляют себе, насколько наше благополучие в отношениях с близкими зависит от нас самих. Исследования последних десятилетий обнаруживают поразительно интересные закономерности в этой важнейшей для каждого области. Как возникают и гибнут дружеские, приятельские, наконец, семейные отношения? Большую роль в их становлении и развитии, а иногда и крахе играют особенности речевого поведения партнеров.

      Вспомним, например, «Юность» Л. Н. Толстого. Для современного исследователя — специалиста в области риторики повседневного общения — психологический гений писателя представляет богатейший материал. Скажем, история дружбы Иртеньева и Нехлюдова — настоящий «риторический эксперимент»: в начале дружбы герои по обоюдному согласию условливаются (вполне в соответствии с одним из принципов Аристотеля, сформулированным им в «Риторике») быть откровенными (правдивыми) друг с другом во всем. К какому результату привел «договор» и почему? Чтобы понять это, можно и нужно воспользоваться риторическими же правилами и категориями. Их цель — помочь людям осознанно совершенствовать речевое общение с близкими, друзьями, знакомыми в обыденной жизни. Важность этой области знаний трудно переоценить: она способствует налаживанию взаимопонимания между людьми там, где они особенно уязвимы.

      Некоторые специалисты, занимающиеся риторическими  проблемами, считают риторику повседневного, непрофессионального общения одной из частных риторик. Нам представляется, что это все же не отдельная частная риторическая дисциплина, а одна из областей общей риторики, поскольку она касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия. Отечественная риторика повседневного общения пока находится в стадии становления. В развитых же странах Запада и Востока (Япония) существует особая «риторическая консультативная помощь». Любой может обратиться за советом к специалисту, чтобы решить свои «речевые проблемы». Так, за соответствующую плату супружеская пара, например, может пройти курс, в процессе которого речевое общение мужа и жены будет скорректировано, и супругам постараются разъяснить, в чем основные речевые причины нарушений взаимопонимания между ними. То же касается и трудностей, неизбежно возникающих у человека, попавшего в инокультурное окружение,— скажем, иммигранта, желающего успешно ассимилироваться и приспособиться к жизни и работе в чужой языковой и культурной среде. Современная общая риторика, основывающаяся на исследованиях речевого поведения человека, изучающая «грамматику речевого поведения», ориентирована и на практическую помощь такого рода. 

      РИТОРИКА  И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ  ПРАГМАТИКА 

      Рассмотрим основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека. Мы увидим, каким образом эти понятия используются новой риторикой наряду с традициями риторики классической, и сформулируем основные законы и принципы общей современной риторики. Риторическую теорию будем стараться применить практически. Нашей целью будет понять основы речевого поведения людей в процессе общения, научиться анализировать его, научиться контролировать собственное речевое поведение и узнать, как можно сделать его более эффективным.

      Современная риторика широко использует результаты лингвистической прагматики — науки XX столетия, изучающей, как человек использует язык и речь для воздействия на себе подобных и как ведет себя в процессе речевого общения. Слово прагматика происходит от греч. pragma —«дело» и название науки само свидетельствует, что ее предмет — это «язык в действии», в живом функционировании. Что делают люди, когда они говорят друг с другом? На этот вопрос, который только на первый поверхностный взгляд может показаться странным, мы сейчас должны обратить пристальное внимание, потому что, начиная изучать риторику, нам нужно понять, на каких законах основана та сила слова, о которой шла речь во Введении.

      Представьте себе свой обычный день — один из многих. От чего зависит ваше настроение? Давайте вместе подумаем. Верно говорят, что у природы нет плохой погоды: если разобраться, станет очевидным, что то, насколько ярко светит для вас сегодня солнце, в основном зависит от общего результата множества мелких и, казалось бы, незначительных происшествий, в которых участвовали вы, ваша речь и окружающие — назовем эти происшествия речевыми событиями. Складываются, накапливаются впечатления от разговоров (пусть кратких) с родителями, братьями или сестрами, с продавцом в булочной, с учителями и однокашниками — даже в метро, если вам наступили на ногу, может возникнуть речевое взаимодействие — например, такое: «Извините!» (произнесенное: равнодушно, или холодно, или участливо, с сознанием вины), на что и вы отвечаете (или не отвечаете) соответственно. Впечатления эти, приятные или неприятные, во многом и формируют для вас картину мира. То, насколько вас понимают, насколько к вам дружелюбны, насколько вас принимают, прежде всего определяется ходом и эмоциональным результатом таких речевых взаимодействий. Предваряя то, о чем пойдет речь в этой главе, скажем: ваша собственная речь, ваше речевое поведение нередко заставляют людей реагировать вовсе не так, как вы ожидаете. Многие ваши мотивы и намерения, многие совершенно очевидные для вас значения и смыслы, которые вы вкладываете в слова, обращенные к окружающим, так и остаются незамеченными, неразгаданными, непонятыми, а часто понимаются превратно — «с точностью до наоборот». От чего это зависит? Давайте посмотрим. 

          Тема  II. Культура речевого общения.

          Ситуация  речевого общения. 

          План. 

      1. Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация и ситуация речевого общения.
  1. Структура ситуации речевого общения.
  1. Речевое действие. Речевой акт. Речевое поведение.
  2. Типы речевых действий и типы дискурса.
 

      РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ. ДИСКУРС  РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ 

      Речевое событие — это основная единица речевого общения (коммуникации). Легче всего привести пример стандартного речевого события. Вы входите в булочную. Пронаблюдайте, что говорится у кассы. Это легко предсказать (меняется, как правило, набор называемых продуктов да время от времени вспыхивает спор или ссора).

      [Продавец:] Вам? (У вас?)

      [Покупатель:] У меня две белого и черный («У меня вот» — показывает).

      [Продавец:] Называется сумма. [Покупатель:] Спасибо.

      Речевое событие — это некое законченное целое своей формой, структурой, границами. Школьный урок — Речевое событие, как и, например, родительское собрание классный час, конференция или заседание Думы.

      Из  сказанного ясно, что речевое событие  складывается из двух основных составляющих:

      во-первых, то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее),— поток речевого поведения;

      во-вторых, это условия, обстановка, в которой  происходит речевое общение между его участниками (да и сами участники, от которых в речевом событии зависит очень многое).

      Рассмотрим  подробнее важнейшие составляющие речевого события.

      Первая  составляющая речевого события — это поток речевого поведения — «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

      собственно  слов — «того, что можно записать на бумаге» в виде  диалога; это вербальное (словесное) поведение;

      звучания  речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

      значимых  движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

      того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

      «То, что можно записать на магнитофон»  — т.е. словесная речь и ее акустика (звучание) — в реальном, живом общении теснейшим образом связано с «тем, что записывается только на видео» — с жестами, мимикой, пространственным поведением. Вы знаете по своему опыту, что жест или выражение лица может придать противоположный смысл сказанному; и все-таки всегда при этом изменяется и акустика, звучание речи. Приведем примеры.

      «Ну, молодец!» — говорите вы своему товарищу, совершившему или сказавшему какую-нибудь, с вашей точки зрения, незаурядную глупость. Попробуйте «сыграть» эту реплику, как вы произносите ее в такой ситуации (это ирония!). Сравните это с тем, как звучат те же слова в своем прямом значении (для похвалы и одобрения). Почувствуйте разницу! Изменились и интонация, и темп речи; кроме того, в первом случае (ирония) вы покачаете головой и, возможно, состроите соответствующую гримасу Все это и придаст вашим словам нужный смысл. А теперь представьте, как должен был произносить слова своей речи, разоблачающей и пламенно осуждающей Марка Туллия Цицерона, римский оратор Гай Саллюстий Крисп:

      Где бы Марк Туллий ни находился, он защищает законы, правосудие, дело государства  и перед всеми  нами действует так, будто он лишь один остался из окружения  прославленного мужа Сципиона Африканского. (...) Однако, если не ошибаюсь, новый человек, арпинат, из окружения Марка Красса, подражает ему в доблести, презирает распри между знатными людьми, одни лишь интересы государства принимает близко к сердцу, ни угрозами, ни благорасположением не позволяет отвлечь себя от правды; он сама дружба и сама доблесть души (Крисп Гай Саллюстий. Инвектива против Марка Туллия Цицерона // Крисп Гай Саллюстий. Сочинения.— М., 1981.— С. 126—127). (Оратор хочет убедить слушателей в противоположном.) Попробуйте прочитать этот фрагмент дважды: так, как он задуман античным автором, употребляющим риторический троп иронии1, доходящей до сарказма, и так, как если бы оратор действительно хотел похвалить, превознести достоинства Цицерона. Обратите внимание на изменения звучания своей речи и мимики (можно попытаться «сыграть» и соответствующую жестикуляцию).

      Звучащее  слово — живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события,— в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом (от лат. discurro, dis-cursum — рассказывать, излагать, но также — бегать туда и сюда; второе значение латинского слова тоже входит в значение современного лингвистического термина «дискурс», который обозначает не только повествовательную, но и диалогическую речь, речевое взаимодействие между партнерами, обмен репликами в диалоге). Исследователи речевого поведения, делая магнитофонные записи процесса речевого общения, фиксируют и изучают дискурс. Для более точных описаний речевого поведения используют и видеомагнитофонные записи, которые схватывают и жесты, и мимику, и позу, и пространственные перемещения в процессе общения. Все это необходимо для современной риторики. Без таких исследований понять законы эффективного воздействия звучащего слова и составить рекомендации, пригодные. Для современного человека в реальной жизни, невозможно. Ведь многое из того, что советовали своим ученикам древнегреческие учителя красноречия или риторики прошлого столетия, уже устарело: меняется жизнь, меняется и речь.

      Итак, первая важнейшая составляющая речевого события — это д и с к у р с, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

      Вторая  составляющая речевого события —  условия и обстановка, в которой  происходит речевое общение, и все  те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица». Драматурги, разбивая текст пьесы на действия, сцены, явления и картины, делают примерно то же самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике, когда анализируют речевое событие. Текст пьесы — это, по сути дела, и есть дискурс, вернее, его словесная (вербальная) часть, а членение пьесы на крупные части (действия), иногда на еще более мелкие внутри них (сцены, картины) и совсем мелкие, из которых складываются сцены — явления,— это определение структуры дискурса драматического произведения. Единицы дискурса (действия, сцены, явления, картины) «вкладываются» друг в друга, как матрешки. Речевое событие сходно с «явлением» в классической пьесе: есть определенный набор участников — «действующих лиц», обстановка, в которой происходит «явление», и диалог (дискурс), протекающий в ней. Если состав участников меняется (появляются новые лица или уходят прежние) или происходит «перемена декораций» — наступает новое «явление» — новое речевое событие. Это можно продемонстрировать на примере фрагмента пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Информация о работе Предмет современной риторики