Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

Данная работа - попытка проанализировать феномен молодежной субкультуры, охватив это явление на всех уровнях: начиная от анализа молодежной субкультуры как закономерного явления определенного уровня развития общества и заканчивая мотивами и целями индивидуума, реализующимися в субкультурной жизни. Цель работы, - дать ответ на вопрос: какую роль играет молодежная субкультура в жизни современного общества и в жизни отдельного представителя субкультуры, какие функции выполняет, каким образом существует.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I: КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА КАК
СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
 1.1. Понятие культуры
 1.2. Фундаментальные характеристики
 культуры
 1.3. Человек как культурное существо
 1.4. Культура в современном мире
Глава II: МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: СОЦИОКУЛЬТУР-НЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
 2.1. Соотношение понятий "культура" и
 "субкультура"
 2.2. Молодежная субкультура в современном мире
 2.3. Экстернальная культура.
 2.4. Символика молодежной субкультуры: роль и функции.
 2.5. Психологические аспекты проблемы
 молодежной субкультуры
Глава III: МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛО-ДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
 3.1. Исследование молодежных субкультур г. Барнаула методом фокус-групп.
 3.2. Психологическое исследование "Влияние живой ролевой игры на актуальное психологическое состояние участников"
 3.3. Психологическое исследование "Психологический про-филь рок-культурного типа личности"
Глава IV: ДВИЖЕНИЕ ЖИВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР
 4.1. Ролевые игры как молодежная субкультура.
 4.1.1. Что такое ролевые игры?
3
15
15
20
24
30
37
37
40
46
52
65
73
73
79
81
84
84
84
 4.1.2. Классификация игр
 4.1.3. Субкультурные черты движения ролевых игр.
 4.1.4. Внутренняя структура ролевого движения.
 4.1.5. Социально-психологическое значение игр
 4.2. Результаты исследования ролевых игр как субкультуры методом фокус-групп.
 4.3. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние.
 4.3.1. Результаты, полученные по тесту Люшера.
 4.3.2. Результаты "Хэнд-теста".
Глава V: РОК-КУЛЬТУРА КАК МОЛОДЕЖНАЯ
СУБКУЛЬТУРА
 5.1. Рок-культура, как молодежная субкультура.
 5.1.1. Что такое рок-культура?
 5.1.2. Основные направления рок-культуры.
 5.2. Результаты исследования рок-культуры методом
 фокус-групп.
 5.3. Результаты исследования "Психологический профиль
 рок-культурного типа личности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Содержимое работы - 1 файл

субкультуры 2.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Сообщество как социальный организм переходит в новое состояние. Средний (наиболее активный в поисковой деятельности) слой ее съеживается - люди находят себе место вне сообщества. Периферия не пополняется, поскольку атомарная структура не занимается привлечением новых членов - это свойство ядерных структур. Постепенно численность сообщества и его отдельных группировок снижается, тусовка пустеет.

В конце концов остается узкий круг людей - те, кому было достаточно комфортно в рамках сообщества. Они не занимались активно поисками выхода из сообщества, как это делало большинство людей. Сообщество и так давало этим немногим высокий статус, уровень самооценки и самореализации, понятно, что речь идет о людях, которым в сообществе принадлежали престижные позиции лидеров. Они последними покидают (или даже вообще не покидают) тонущий корабль. Да и идти им, собственно, некуда: весь строй их личности и внутренняя мифология приспособлены к жизни в сообществе. И вот наступает момент, когда они остаются лидерами без паствы.

А с символом так же происходят изменения. Символ приобретает значение "нормы" в связи с попытками людей воздействовать на внешний по отношению к сообществу мир, преодолеть отторжение от него. Впоследствии нормы обращаются внутрь сообщества и регулируют его собственную жизнь; но большинство людей все же сохраняет установку на распространение этих норм и на отношения с внешним миром. Однако выделяются люди, для которых более важен внутрисистемный эффект символов. Главный объект воздействия для них - сами участники субкультуры, а не "чужие". Специально экспериментируют с символами, пытаясь обнаружить самые эффективные, - но отрабатывают их действия уже не на "чужих", а на членах сообщества.

В ходе таких экспериментов с символикой и вырастают люди, способные использовать ее для манипуляций поведением, - будущие лидеры. Формируется целый слой таких внутри сообщества. Следующий шаг - формирование "энергетического" языка для фиксации находок (методов обращения с символами). Это уже третье преобразование символики - возникновение "энергетического" ключа. Язык этот и ключ появляются в ходе описанных выше экспериментов, непосредственно вырастают из них.

Появление "энергетического" кода символики создает особую коммуникативную среду "энергетов" - тех, кто владеет этим кодом, эзотериков. Это относительно узкий слой старых членов сообщества, организованный по принципу сети. Но настоящая консолидация этой структуры происходит позже, в периоды спада численности и "съеживания" сообщества. Пока сообщество активно действует, большая часть старых "энергетов" занимает позиции лидеров в отдельных группировках, а между собой связаны слабо, скорее, соперничают. В периоды же спада они, как уже говорилось, остаются без последователей. Это стимулирует их к поиску средств возобновления своего высокого статуса - а следовательно, возобновление среды, где они были или конкретного сообщества. Им особенно дорого делаетсыя то, что давало им вес и влияние - символика сообщества. Эти люди в такие периоды ищут друг друга, собираются вместе, обсуждают дорогие для них темы "энергий" и "символа". Они обнаруживают, ячто понимают друг друга с полуслова, хотя говорят о вещах непростых и не открытых больщинству. Это очень сближает их между собой. В такие периоды кристаллизуется и вербализуется мифология сообщества, по настоящему складывается эзотерический язык (до этого он в значительной мере был индивидуален у каждого - каждый фиксировал свои личные находки и предпочитал держать их в тайне). Бывшие лидеры, оказавшись в среде таких же, охотно делятся своими находками, навыками, символическими средствами. Формируются длительные личные привязанности между старыми членами сообщества - то, что ляжет в основу сетевой структуры.

Эта фаза развития сообщества внешне видится как его исчезновение. Однако на самом деле остается узкий круг хранителей его традиций и вырабатывается специальный эзотерический язык, предназначенный для сохранения кодов съежившегося и, казалось, совсем исчезнувшего сообщества. Грибница то разрастается, то погибает; но остаются споры гриба, и при благоприятных условиях они способны развернуться в новую грибницу. Так и хранители, пережив интерстадиал, могут дать начало новому циклу развития сообщества.

Съеживание сообщества до размеров фактически автономно существующего слоя старых членов сообщества - завершающий этап цикла самоорганизации. За ним следует повторение уже описанной последовательности событий. Для этого необходим только приток новой молодежи, очередное расширение сообщества. Тогда старые члены сообщества, пережившие спад, займут в этой новой субкультурной среде позиции лидеров, поскольку владеют приемами манипуляций, управления, создания ядерных структур. Зерна традиций прорастут на новой почве: старые лидеры как мы помним, не только управляют, но и обучают, передают традиции. Вслед за периодом ядерных структур опять явится атомарное сообщество, затем наступит период рассеяния и новые "старики", оставшиеся от последней волны, пополнят круг хранителей.

Важно отметить, что после появления сети хранителей традиции сообщество может существовать и без продолжения давления границ, которое вызвало его к жизни. вначале ядерный всплеск порождался именно сгущением контактов по действием внешнего давления. Теперь же это не обязательно: старые хранители представляют собой те ядра консолидации, которые необходимы для возобновления численности сообщества и образования ядерных групп. А дальше цикл пойдет в той же последовательности: ядерный всплеск - период функционирования, когда осознаются и действуют нормы, - зерна традиции - ядерный всплеск и так далее. Первая стадия - отграничение - может быть отброшена. Она только толчок к образованию сообщества.


2.5. Психологические аспекты проблемы молодежной субкультуры.

Каковы причины именно таких характерных черт и особенностей молодежной субкультуры? В чем кроются причины неформального поведения молодежи? Д. В. Ольшанский выделяет следующие особенности характеризующие суб- и контркультурное  поведение молодежи:

1.      Стремление быть самим собой. Для юношеского возраста характерен поиск собственных возможностей, своего места в мире. Это закономерно приводит к ревизии общезначимых норм и ценностей.

2.      Заражение и подражание. Это вытекает из того, что в юношеском и особенно подростковом возрасте особенное значение приобретает референтная группа с ее характерным стилем общения, поведения и образа жизни.

3.      Стадный инстинкт. Он присущ не только субкультурной молодежи, но и вообще человеку в целом. Особенность данной среды заключается в том, что в период незрелости и несформированности целевых и ценностных установок групповые ценности и цели приобретают доминирующее значение.

4.      Наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов. Необходимое условие для сплоченности группы, не имеющей определенной цели. Нонконформистские тенденции в поведении, натыкаясь на препятствия со стороны окружающих, приобретают еще большую силу, по принципу: «запретный сладок плод». Свобода, приобретенная путем борьбы, ценнее доступной. К тому же наличие врага – необходимое условие для вычленения «нас» и «их», бунтовать необходимо против кого-то.

5.      Завышенные притязания. Для данного возраста характерны как обостренное чувство справедливости, так и желание выделиться, которые вкупе с недооценкой реальных жизненных трудностей дают эффект завышенных притязаний.

Д. В. Ольшанский говорит о том, что, несмотря на общие побудительные мотивы, представители молодежных субкультур  в своей среде неоднородны. Прежде всего, они различаются психологически тем, к чему приводят их мировосприятие и связанные с ним действия.

Д. В. Ольшанский выделяет особый тип неформалов – психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной.

Если анализировать их психику, то, как правило, это удивительно живые юноши и девушки. У человека одержимого подлинным социальным творчеством, психика не может быть слишком устойчивой, как говорят неформалы, «железобетонной». Такой подросток может быть безразличен к тем неприятным и даже опасным для него лично социальным последствиям своих отчаянных поступков, которые остановили бы иного, более предусмотрительного человека. Он глубоко верит в свою правоту и не видит ничего дурного даже в самых крайних своих действиях. У лучших из представителей молодежных субкультур главная направленность их личности – стремление раскрыть, осуществить, реализовать себя и свои творческие потенции – придает необычную окраску подавляющему большинству обычных человеческих черт и качеств. Они пристальнее вглядываются в окружающий мир, острее и озабоченней видят его. Их мировоззрение часто более свободно, чем наше, от тенденциозности и заданности. Многие из них мыслят необычно и раскованно.

Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственным оценкам. Их принцип выражается в двух простых и ясных фразах: «даже если все вокруг презирают тебя за твои убеждения, ими нельзя поступаться, если ты уверен в своей правоте. Нельзя подчиняться силе только потому, что ты слабее».

Конечно, за все в жизни приходится платить. Неформалам выпадает расплачиваться сложными взаимоотношениями с взрослыми, с официальными лицами, а иногда и с себе подобными. Отсюда, видимо, и столь бросающаяся в глаза обособленность неформалов. Их повышенное (с нашей точки зрения) стремление к независимости даже в мелочах, а иногда и чувство одиночества, непонятости.

Д. В. Ольшанский считает, что природа подростковой неформальности складывается из трех составляющих. Это три пирога, три этажа здания. В основе – биология определенного возраста, включающая природные склонности к поведению определенного типа. Мало признать биосоциальную сущность человека на словах – биологию подростка нужно просто знать. К сожалению, мы помним в лучшем случае лишь о банальном, – о половом созревании, о пресловутом переходном возрасте, о гормонально-физических его особенностях. Всего этого мало – нужно вникать в поведенческие механизмы.

Второй этаж здания – психология. Она связана с  биологией, но отражает и условия социальной жизни. Трудно что- то понять в неформалах, если не думать о них «изнутри», не чувствовать, не переживать их проблемы.

Наконец третий слой – социология неформальности. Он включает знание неформального «общественного мнения». Это общее мнение сплачивает их, объединяет, придает им характеристики социального движения.

М. В. Розин рассматривает демонстративное поведение участников молодежной субкультуры и его психологические причины, выделяя следующие функции такого поведения:

      Демонстративное поведение позволяет участникам субкультуры определенным образом воздействоввать на окружающих (реальная функция).

      Демонстративное поведение позволяет участникам субкультуры воздействовать на свое собственное сознание: уменьшать остроту внутренних конфликтов, совершать замещающие действия по реализации тех или иных мотивов (символическая функция)

Говоря о культуре, мы рассматривали ее как способ удовлетворения определенных потребностей. М. В. Розин делает попытку описать потребности, удовлетворяемые через демонстративное поведение в молодежных субкультурах.

1.      Потребность в изживании конфликта со взрослыми.

Подростковый возраст характеризуется с одной стороны, появлением нового референтного окружения (сверстники), которое несет в себе ценности, часто противоположные ценностям взрослых, с другой стороны тем, что взрослые теряют возможность контролировать всю жизнь подростка. Это создает предпосылку для возникновения внутреннего конфликта  с образом значимого взрослого, присутствующего в сознании подростка. Внешнего, реального конфликта подростку иногда удается избежать, скрывая от взрослого круг своих интересов. Их внешний диалог в это время становится формальным, оставляя в стороне все, что волнует подростка. Но не прекращается диалог внутренний. Это напряжение, состояние внутреннего конфликта может быть изжито с помощью особых символических действий, целый набор которых предоставляет молодежная субкультура. Способ изживания напряжения в молодежной субкультуре Розин обозначает как "магический". Не имея реальных средств воздействия на окружающий мир подросток прибегает к средствам, магическим по сути: с помощью театрально-зримых знаков и символов он выстраивает определенный ряд действий, который должен был бы (будь он не знаковый, а реальный) привести к исчезновению конфликта со взрослыми. С помощью театра подросток может изменить свое сознание, с помощью символов выстроить особый мир, в котором противоречия со взрослыми окажутся разрешенными.

2.      Потребность в событийности.

Не все подростки, как отмечает Розин, переживают внутренний конфликт со взрослыми. Для некоторых, напротив, именно их участие в неформальном объединении служит причиной конфликта. Розин предполагает, что ряд подростков, участвуя в молодежных субкультурах удовлетворяют особую потребность, которая может быть названа "потребностью в событийности". Неудовлетворенная потребность переживается как чувство "обыденности", "проскальзывания жизни". фактически, подросток при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им и в н6ей не играет никакой заметной роли нго собственная активность. У такого подростка и возникает желание испытать свою способность к действию, способность на поступок, проверить, а может ли он влиять на других, вызывать бурю эмоций и событий? Он решается на своеобразный эксперимент, который должен ответить на один вопрос: "существует ли он как человек, как социальное существо, влияющее на общество?". Но раз реальных событий нет, приходится создавать события искусственные. Здесь и приходит на помощь субкультурный театр.

3.      Потребность в принадлежности к группе.

Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе сверстников. Молодежная субкультура удовлетворяет эту потребность много эффективнее, чем обычные формальные общности ( класс, кружок и т.д.). Участники молодежной субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, своеобразного братства. Розин объясняет это следующими психологическими закономерностями: во-первых сплоченность группы повышается если ее члены имеют отличительные внешние признаки, во-вторых сплоченности способствует общее чувство отверженности. И то, и другое присутствует в молодежной субкультуре - поэтому здесь столь эффективно удовлетворяется потребность к принадлежности.

4.      Потребность в признании.

Некоторые подростки обладают психологическими качествами, не дающими и м возможности добиться какого-либо успеха в существующих социальных институтах. Соответственно, они не способны социального признания. Молодежные субкультуры дают им эту возможность. Таким образом, молодежные субкультуры являются своеобразными культурными нишами, где могут получить социальное признание подростки, обреченные быть неудачниками в социуме. Другими словами, молодежные субкультуры по отношению к некоторым подросткам осуществляют своего рода стихийную социальную реабилитацию.

Розин отмечает, что некоторые молодежные субкультуры дают возможность подросткам получить социальное признание в символической, магической форме. Они делают попытку быстро и с помощью символов особый мир, в котором подростки оказались бы на вершине социальной лестницы, компенсировав тем самым заниженную самооценку и определенное чувство неполноценности.

Информация о работе Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты