Мотивация деятельности военных кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания мотивационно - смысловой сфере деятельности военных кадров.

Содержимое работы - 1 файл

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КАДРОВ.docx

— 112.01 Кб (Скачать файл)

       - одобрение поступков и выделение  личных заслуг перед Родиной;

       - следование традициям подразделения,  части, вида войск,

       - восстановление боевых традиций  Русского офицерского корпуса,

       - возвращение к вере и национальное  возрождение;

       - не допускать поступков, действий, которые будут осуждены коллективным  мнением, уставами и законами;

       - самоутверждение среди сослуживцев  своими боевыми делами;

       - потребность в боевом соперничестве  с противником.

       Как правило, боевой деятельности офицера  присуще не одна потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.

       В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства его личности, его мировоззрение, отношение к  поставленной задаче, командиру, коллективу, к боевой обстановке и войне в  целом.

       Цели  и мотивы побуждают воина проявлять  боевую активность, придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие мотивы, которые определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:

       - мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );

       - коллективистские мотивы, вызванные  отношениями взаимной зависимости  и ответственности между членами  коллектива расчета, смены, экипажа,  подразделения, части;

       - мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми  проблемами (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и  т. д.).

       Как показывают исследования, иерархия мотивов  боевого дежурства у офицеров такова, что безусловное лидерство  занимает мотивы "ответственного должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.

       Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся  для уточнения понятия «мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинакового для всех людей набора базовых потребностей. 
 

       1.2. Основные побудительные мотивы  военной деятельности: сущность  и содержание.

       Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры. Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты. Преступим к их более подробной характеристике.

       Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть потребность – это нужда  человека в чем-то, приводящая его  к активности.

       Субъектами  потребностей, очевидно, могут быть общество в целом, социальная группа, отдельный человек — индивидуум. Соответственно потребности подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные (личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная взаимосвязь. В личных потребностях отражается познанная и принятая индивидуумом часть общественных потребностей, а эти последние представляют собой интегрированное выражение части личных потребностей общества, социальной группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в потребности индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее личные потребности членов социальной общности трансформируются в потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека». Разновидностями социальных потребностей являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные потребности деятельностей, причем первые порождаются вторыми, а также иными социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных потребностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами, социальные потребности в деятельностях обусловливают личную направленность индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а после овладения — профессиональную мотивацию этого индивидуума как личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и собственные потребности деятельности, отражаясь в знаниях, умениях и навыках профессионала, профессионального коллектива определяют тем самым эффективность и качество деятельностей [47, 100].

       Потребности бывают различные, и специалисты  дают различные их классификации. Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и социальных потребностей. Но витальность и социальность настолько переплетены, что их трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании в той или иной потребности природной или социальной стороны. С известной степенью условности целесообразно разделить их на биологические, биосоциальные, социобиологические, социальные.

       Биологические потребности – продолжить жизнь  и род – присущи всему живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения. Конечно, эта потребность у человека социализирована и юридически закрепляется в Конституции демократических государств как право на жизнь. Реализация этой потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно сказать, что они призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.

       Биосоциальные потребности – те, в основе которых лежат биологические потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище, жилище и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных потребностей, особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о боевой обстановке.

       К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и сохраняют биологическую основу, но главное в них – социальное. К таковым можно отнести потребность в любви, познании, общении, активной и конструктивной деятельности, благодаря реализациям которых человек и стал разумным существом. Для военных кадров данные потребности имеют особую значимость.

       Социальные  потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном, так и  духовном. Личность воина оценивается  через призму таких качеств как  честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

       Эти базовые потребности можно разделить  на две группы: материальные и духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье, одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет существовать физически. Неполное или  нерегулярное удовлетворение этих потребностей сказывается на настроении людей, на их работоспособности. Поэтому, например, офицер должен заботиться, чтобы его  подчиненные были сытно накормлены, своевременно отдыхали, имели исправное обмундирование и т.д. Это обязанность военных руководителей всех уровней и ее нужно неукоснительно выполнять, какой бы сложной не была ситуация с финансированием армии. Но здесь и задача государства - обеспечить свою военную организацию всем необходимым. При этом воинов следует приучать и к тому, что в боевой обстановке не будет возможности полного удовлетворения всех материальных потребностей. Психологически подготовленный к этому боец сможет более стойко перенести ТРУДНОСТИ, сопряженные с усталостью, ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и т.д.

       Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося связано и с  удовлетворением его духовных потребностей. Духовные потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и поддержке, культурные потребности. Если они систематически не удовлетворяются, то человек физически продолжает существовать, но теряет свой человеческий облик. Разумеется, что в поведении людей обычно сочетаются различные духовные и материальные потребности с преобладанием какой-то определенной.

       Кроме того, выделяются следующие разновидности  потребностей.

       Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с этим на любой стадии развития общества массовидным является противоречие между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит эта проблема перед воинскими коллективами, перед каждым военнослужащим. Необходимо стремиться к гармоничному сочетанию личных и социальных нужд, доминированию, при определенных условиях, общественной составляющей.

       Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и общества в нормальных условиях существования  и развития. Более того, можно  сказать, что сами нездоровые потребности, как правило, порождаются не нормальными  условиями существования. Наглядной  иллюстрацией этого являются такие  социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные проблемы распространены и в армейской среде и требуют  пристального внимания командиров всех уровней.

       Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

       Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция  человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями, происходит так называемая «сквозная  регуляция», связанная с взаимодействием  этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

       Иерархия  личных потребностей видоизменяется с  развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности  в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев - к асоциальным способам их реализации.

       У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании  самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для  его адаптации к окружающей среде. 

       Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе мотивации воинской деятельности, предлагают следующую  классификацию (основанную на иерархической  модели потребностей А. Маслоу):

       • физиологические потребности,

       • потребности безопасности и защиты,

       • потребности принадлежности, любви;

       • потребности самоуважения;

       • потребности самоактуализации, личного совершенствования.

       Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в  стимуляции органов чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на определенном, специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в конце концов теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к собственно человеческому удовлетворению других видов потребностей.

       Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физиологических потребностей актуальными  становятся потребности безопасности и защиты. Это потребности в  организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения государством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д.

       Предпочтение  хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать  себя в относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных потребностей воинов создаются  путем реализации их прав и обязанностей, изложенных в общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и  есть внешнее проявление личной безопасности.

Информация о работе Мотивация деятельности военных кадров