Мотивация деятельности военных кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания мотивационно - смысловой сфере деятельности военных кадров.

Содержимое работы - 1 файл

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КАДРОВ.docx

— 112.01 Кб (Скачать файл)

       Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]

       В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи  с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах  конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям. Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.

       Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или поступков, часто представляет собой сложный  акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а  цели — с отдельными действиями. Хотя такое однозначное сопоставление  и неверно, оно тем не менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.

       Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня  в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и цели при изучении конкретного труда  подменяются мотивами и целями к  труду вообще, что, очевидно, некорректно.

       Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий, направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.

       Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую) мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется. Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.

       Профессиональные  мотивы суть, таким образом, конкретизации  трудовых мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например, трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером  в нескольких направлениях: перевыполнить  план перевозок, сэкономить горючее, сберечь  автомашину, подработать на стороне  и т. п. Мотив военнослужащего – продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.

       В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность  конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.

       Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных, выражающих и  отражающих технологическую специфику  и содержание деятельностей.

       Учитывая  нарастающую множественность этих реалий (результатов больше, чем  функций и потребностей, целей  — чем мотивов), целесообразно, применительно  к любой деятельности, выделять ведущий  мотив (или подмножество таких мотивов), который можно конструктивно  представить в виде образно-понятийной модели реализации основной функции  деятельности. Но это не значит, что  в изучении профессиональной (или  иной) мотивации можно ограничиваться ведущими мотивами.

       Во-вторых, из разделения объективных и субъективно  предвидимых результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему. При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь, выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а личные — в мотивах и целях.

       От  мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и  субъективные обстоятельства; мотивировки  могу не совпадать с действительными  мотивами поступка или даже сознательно  маскировать их. Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям  при анализе поведения личного  состава.

       Мотивы  могут выступать в различной  форме. Когда человек не осознает своих потребностей, но действует  в соответствии с их побуждающими импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного, подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.

       Многие  ученые считают, что влечение – это  начальный этап формирования мотивов  поведения человека. Неосознанные первоначально  влечения, уступают место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для работы командиров: способствовать переходу положительных влечений подчиненных  в серьезный мотив их поведения.

       В такой форме мотивы чаще всего  выступают у молодых людей, которые  еще недостаточно изучили их. Мотивация  поведения в форме влечений часто  бывает причиной досадных поступков. Это  объясняется тем, что осознавая  существо своей потребности, человек  может удовлетворять ее в неадекватной форме. Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается  со старшими, считая, что в этом его  товарищи увидят проявление самостоятельности. Поэтому такую форму мотивации  целесообразно ограничивать.

       Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве сильного побудителя к действию, говорят о  желаниях. Это недостаточно сильный  мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых человек недостаточно убежден.

       Выделяют  и такую форму мотивов, как  хотение. В отличии от желаний хотение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе воспитания необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.

       Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они связаны с материальными потребностями человека.

       Мотивы  образуют иерархическую пирамиду, в  основании которой лежит ведущиймотив (от него зависит направленность личности).

       Иерархические отношения мотивов обычно проясняются  в ситуациях конфликта мотивов, когда человек находится в  ситуации выбора.

       В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а  цель, ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может  приобрести самостоятельную побудительную  силу, т.е. становится мотивом (механизм сдвига мотива на цель).

       Весьма  своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности военнослужащих в условиях военного времени.

       Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива - желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального  требования, ставшего потребностью и  т.д. В психологических исследованиях  выделяют несколько групп мотивов.

       К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности офицера, политическими  и эстетическими потребностями  и идеалами, общим отношением к  своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе относятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью, динамичностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие  под прямым требованием старших  начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же, общие социальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в конкретной ситуации потребностей.

       Основные  из них:

       - следовать нравственному примеру  героев, их подвигам и поступкам;

       - вести борьбу с врагом до  полного уничтожения;

       - отомстить за смерть, горе и  страдание людей, родных, близких,  боевых товарищей;

       - добросовестно выполнять все  приказы и распоряжения командиров  и начальников;

       - самосохранение жизни, сохранение  жизни своих боевых товарищей  и командиров;

       - разгром врага, возвращение к  мирной жизни, создании семьи, любить, трудится, растить и воспитывать детей;

       - получение морального одобрения  своих поступков и действий  со стороны командиров и товарищей  по подразделению;

       - осознание себя как человека, выполняющего особую социально  значимую деятельность, которая  отличает его и товарищей по  оружию от остальных членов  социума;

Информация о работе Мотивация деятельности военных кадров