Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей. Методы исследования:
теоретический анализ литературы; психодиагностические методы: опросник “склонности к отклоняющемуся поведению” (А.Н.Орел), HAND- тест (Э.Вагнер), шкала одиночества (Д.Рассел, Л.Тепло, М.Фергюсон), шкала тревожности (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин), шкала самооценки (Дембо-Рубинштейн), проективная методика “несуществующее животное”;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….стр.3
1. Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте……….стр.6
1.1. Детерминация отклоняющегося поведения……………………………..стр.6
1.1.1Определение понятия “Отклоняющееся поведение”……………...…...стр.6
1.1.2 Социальные факторы отклоняющегося поведения…………................стр.9
1.1.3 Биологические предпосылки поведенческих девиаций…………..…стр.11
1.1.4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения………...стр.13
1.2. Виды отклоняющегося поведения……………………………………...стр.15
1.2.1. Агрессия и агрессивное поведение…………………………...............стр.15
1.2.2. Аддиктивное поведение личности……………………………………стр.20
1.2.3. Аутоагрессивное поведение…………………………………………..стр.28
1.2.4. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности………………………………………………………………………стр.32
1.3. Личность в подростковом возрасте……………………………….…...стр.40
1.4. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………………………………………………стр.45
2. Исследование личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей……………………………..…....стр.52
Заключение…...……………………………………………………………….стр.68
Список литературы………………………………………………………...…стр.72
Приложение……..……………………………………………………………стр.74

Содержимое работы - 1 файл

диплом.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

    1. Я  охотно записался бы добровольцем  для участия в каких-либо боевых  действиях.

    2. Я  думаю, что мне бы понравилось  охотится на львов.

    3. Я  всегда покупаю билеты в общественном  транспорте.

    4. Если  нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

    5. Сигарета  в трудную минуту меня успокаивает.

    6. Когда  я злюсь, то мне хочется кого-нибудь  ударить.

    Опросник  состоит из 7 шкал: шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к деликвентному поведению.

    По  каждой шкале, с помощью специального ключа, подчитывается сумма первичных (“сырых”) баллов. Далее производится перевод “сырых” баллов в стандартные Т-баллы. Если полученная сумма стандартных баллов от 50 до 60, то данная тенденция выражена, от 60-80 баллов – тенденция чрезвычайно выражена, а если меньше 50 баллов – то тенденция не выражена.

6. Проективная методика  “Несуществующее животное”.

    Цель  – исследование бессознательных сторон психики.

    Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвав его несуществующим названием. Рисунок интерпритируется по следующим показателям:

    1) положение рисунка на листе  (например, положение рисунка в  нижней части листа – показатель  неуверенности в себе, низка самооценка, нерешительность и т. д.);

    2) центральная смысловая часть фигуры (например, в какую сторону повёрнута голова, расположены ли на голове какие-нибудь детали и т. д.);

    3) несущая, опорная часть фигуры (например, это ноги, лапы, постамент);

    4) части, возвышающиеся над уровнем фигуры (например, крылья, перья, бантики и т. д.);

    5) хвосты (например, в какую именно  сторону повёрнут хвост);

    6) контур фигуры;

    7) оценка характера линий;

    8) степень агрессивности и т.  д. [26, с. 495-501].

    По  мнению Ю.М.Антоняна в качестве одной из объяснительных причин противоправного поведения может быть предложена идея о том, что оно детерминируется неблагоприятными условиями формирования и развития личности в детстве в родительской семье. Они в основном заключаются в психической депривации ребенка, его эмоциональном отвержении матерью и отцом. В дальнейшем это приводит к возникновению необратимых личностных особенностей: общей неуверенности в себе и в жизни, ощущении неопределенности своих социальных статусов, тревожных ожиданий негативного, даже разрушительного воздействия среды [1,с. 73].

    Согласно  статистическим данным за последние  четыре года, доля воспитанников ЦВСНП  МВД РХ из неблагополучных семей  остаётся почти неизменной (См. рис.1).

Рис. 1. Социальный уровень семей воспитанников ЦВСНП МВД РХ 
 

      Неблагополучной называется семья,  в которой родители не могут  установить нравственные отношения.  Такие семьи бывают разных  типов: конфликтные, аморальные, асоциальные, распадающиеся. В зависимости от семейного неблагополучия формируются разные типы так называемых “трудных” подростков. [4, с. 55].

    В среднем каждый год около 66% несовершеннолетних правонарушителей, попадающих в ЦВСНП МВД РХ,  из неблагополучных семей.

    В нашем исследовании мы проанализировали биографические данные испытуемых подростков. 65% детей – из неблагополучных семей, 20% - из средне благополучных и 15% - из благополучных семей. В контрольной группе: 68% подростков из благополучных семей, 17% из средне благополучных и 15% из неблагополучных семей.

       
 

  По  тесту-опроснику А.Н. Орела “Склонность к отклоняющемуся поведению”, были получены следующие результаты.

    По  шкале “Установка на социальную желательность” мы получили такие данные (См. рис.2).

    

    Рис. 2. Установка на социальную желательность среди несовершеннолетних 

       Среди несовершеннолетних правонарушителей  у 72,5% наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении опросника социально-желательные ответы, 20% не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности, а у 7,5% наблюдается высокая настороженность по отношению к психодиагностической ситуации. В контрольной группе: 65% дают социально – желательные ответы в умеренной степени, 7,5% - не скрывают свои нормы поведения, а вот 27,5% корректируют свои ответы в сторону социальной желательности.

    Как мы видим, в обеих группах наблюдается  умеренная тенденция давать социально-желательные  ответы. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=3,4; p<0,01) (См. прил.1 (Табл.1)). Правонарушители не склонны скрывать свои нормы и ценности в 2,5 раза чаще, чем их законопослушные сверстники. А те в свою очередь в 3,5 раза чаще, чем правонарушители, проявляют высокую настороженность по отношению к психодиагностической ситуации.

    По  шкале “Склонность к преодолению норм и правил”  мы получили такие результаты (См. рис. 3).

    

Рис. 3. Склонность к преодолению норм и правил среди  несовершеннолетних 

    37,5% несовершеннолетних правонарушителей склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения; у 45% выражены нонконформистские установки, что свидетельствует о склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции “нарушать спокойствие”, искать трудности, которые можно было бы преодолеть; у 17,5% чрезвычайно выражены нонконформистские тенденции. В контрольной группе: 70% склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения и лишь у 30% выражены нонконформистские установки. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=3,793; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл.1)).

      По шкале “Склонность к аддиктивному поведению”                                                                                                                        мы выявили следующее (См. рис.4).

Рис. 4. Склонность к аддиктивному поведению среди  несовершеннолетних 

      Из числа несовершеннолетних  правонарушителей 60% склонны к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем; у 40% не выражены вышеперечисленные тенденции, что может свидетельствовать о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. В контрольной группе 75% не склонны к аддиктивному поведению, а вот 25% всё же предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Обнаружены статистически значимые различия  между выборками (t=5,423; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 1)).

      По шкале “Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению”  мы получили такие результаты (См. рис. 5).

Рис. 5. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению среди несовершеннолетних 

62,5% из числа несовершеннолетних правонарушителей низко ценят собственную жизнь, склонны к риску, выражена потребность в острых ощущениях, присутствуют садомазохистские тенденции; у 37,5% отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Среди законопослушных мы получили следующее: 35% склонны к реализации самоповереждающего поведения, а у 65% такой склонности не наблюдается. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=4,508; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 1)).

    По шкале “Склонность к агрессии и насилию” мы получили такие данные (См. рис. 6).

Рис. 6. Склонность к агрессии и насилию среди  несовершеннолетних 

       Среди несовершеннолетних правонарушителей  у 50% не выражены агрессивные тенденции, что свидетельствует о неприемлемости насилия как средства решения проблем; у 27,5% присутствуют агрессивные тенденции, а у 22,5% присутствует агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми, что говорит о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнёра по общению как средство стабилизации самооценки. В контрольной группе мы получили такие показатели: 80% не проявляют агрессивной направленности во взаимоотношениях с другими людьми, у 15% присутствуют агрессивные тенденции и у 5% эти тенденции чрезвычайно выражены. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=4,918; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 1)).

    По  шкале “Волевой контроль эмоциональных реакций” мы получили такие данные (См. рис. 7).

Рис. 7. Волевой контроль эмоциональных реакций у несовершеннолетних 

Среди несовершеннолетних правонарушителей 60% имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, не желают или не могут контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций; у 40% эти тенденции не выражены. В контрольной группе мы получили следующее: лишь 25% имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, а у 75% наблюдается жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=5,288;p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 1)).

     По шкале “Склонность к деликвентному поведению” мы получили такие результаты (См. рис. 8). Из числа несовершеннолетних правонарушителей 47,5% имеют в наличии деликвентные тенденции, что в свою очередь может свидетельствовать о низком уровне социального контроля; у 22,5% наблюдается высокая готовность к реализации этого вида девиантного поведения, а у 30% такие тенденции не выражены.

Рис. 8. Склонность к делинквентному поведению среди несовершеннолетних 

      В контрольной группе мы получили  такие данные: 17,5% имеют вналичии деликвентные тенденции, у 7,5% эти тенденции чрезвычайно выражены, а 75% вообще не склонны к данному поведению. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=5,439; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 1)).

      Из всего выше сказанного можно  сделать вывод о том, что  среди несовершеннолетних правонарушителей  лица предрасположенные к различным  формам девиантного поведения  в среднем встречаются в 2,5 раза чаще, чем среди их законопослушных сверстников.

    Согласно 2-й гипотезы, мы предполагаем, что  несовершеннолетние правонарушители  имеют определенные личностные особенности: неадекватную самооценку, высокий уровень  тревожности и высокий уровень  чувства одиночества.

    С помощью методики “Самооценка” Дембо-Рубинштейн, мы попытались определить уровень самооценки несовершеннолетних правонарушителей. В результате получили такие данные (См. рис. 9).

    

    Рис. 9. Уровень самооценки среди несовершеннолетних 

50% имеют заниженную самооценку, 32,5% - завышенную и лишь 17,5% - адекватно оценивают свои возможности и себя в целом .

    Таким образом,  82,5% из числа несовершеннолетних правонарушителей имеют неадекватную самооценку.

    В контрольной группе мы получили следующие результаты: 20% имеют заниженную самооценку, 35% - завышенную и 45% - адекватную. В целом 55% из числа опрошенных учащихся общеобразовательной школы имеют неадекватную самооценку.

    По  “Шкале одиночества” мы получили такие данные (См. рис. 10).

Среди несовершеннолетних правонарушителей высокий уровень чувства одиночества встречается у 13%, средний – у 37% и низкий – у 50% В контрольной группе: у 5% - высокий уровень одиночества, у 48% - средний  и низкий – у 47%. Обнаружены статистически значимые различия между выборками (t=2,639; p<0,01) (См. прил. 1 (Табл. 2)).

Информация о работе Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей