Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей. Методы исследования:
теоретический анализ литературы; психодиагностические методы: опросник “склонности к отклоняющемуся поведению” (А.Н.Орел), HAND- тест (Э.Вагнер), шкала одиночества (Д.Рассел, Л.Тепло, М.Фергюсон), шкала тревожности (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин), шкала самооценки (Дембо-Рубинштейн), проективная методика “несуществующее животное”;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….стр.3
1. Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте……….стр.6
1.1. Детерминация отклоняющегося поведения……………………………..стр.6
1.1.1Определение понятия “Отклоняющееся поведение”……………...…...стр.6
1.1.2 Социальные факторы отклоняющегося поведения…………................стр.9
1.1.3 Биологические предпосылки поведенческих девиаций…………..…стр.11
1.1.4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения………...стр.13
1.2. Виды отклоняющегося поведения……………………………………...стр.15
1.2.1. Агрессия и агрессивное поведение…………………………...............стр.15
1.2.2. Аддиктивное поведение личности……………………………………стр.20
1.2.3. Аутоагрессивное поведение…………………………………………..стр.28
1.2.4. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности………………………………………………………………………стр.32
1.3. Личность в подростковом возрасте……………………………….…...стр.40
1.4. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………………………………………………стр.45
2. Исследование личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей……………………………..…....стр.52
Заключение…...……………………………………………………………….стр.68
Список литературы………………………………………………………...…стр.72
Приложение……..……………………………………………………………стр.74

Содержимое работы - 1 файл

диплом.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

    Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль “своего среди чужих. Вследствие этого, он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело.

    Стремление  говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный “комплекс неполноценности”, обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

    Таким образом, основным в поведении аддиктивной  личности является стремление к уходу  от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и  регламентациями “скучной” жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьёзного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

    Уход  от реальности совершается при аддиктивном  поведении в виде своеобразного  “бегства”, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные.

    Существуют  четыре вида “бегства” от реальности:

    • бегство в тело
    • бегство в работу
    • бегство в контакты или одиночества
    • бегство в фантазии.

    При выборе ухода от реальности в виде “бегство в тело” происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархииценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями, собственной внешностью.

    “Бегство в работу”характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде “бегства в контакты или одиночества”, при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется “бегство в фантазии”. В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилисофским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий [16, с. 356-361]

    С. А. Кулаков выделяет ряд паттернов  поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение  личности аддиктивного подростка в  различных сферах.

    1. В поведенческой сфере при общении: избежание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, проявление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.
    2. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к ещё большему снижению самооценки, неприятию “обратных связей” и способствует закрытости личности.
    3. Искажение мотивационно - потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, временной перспективы.
    4. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика” (выявлены и ранжированы методом анализа высказываний): “долженствование”; сверхожидание от других; “эмоциональные блоки”: (“мальчики не плачут”); сверхраспространенность – построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; “абсолютное мышление”, проживание опыта в двух противоположных категориях: всё или ничего.

    Школьная  несостоятельность, резкое снижение успеваемости, школьная дезадаптация, способствующие употреблению психоактивных веществ, и должны насторожить и навести  на мысль о злоупотреблении подростком психоактивны веществ.

    В. Каган выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов  становления аддиктивного поведения:

    1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультурных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

    2 этап. Поисковое аддиктивное  поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания (“отруб”, “отключка”), для третьих – качество вызываемых эффектов и особенности “кайфа”. Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения. Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления. По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте 15 лет. Индивидуальной психической зависимости ещё нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, “автоматически” запускаемая сбором группы.

    3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

    Социальные – нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

    Социально-психологические – высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

    Психологические – незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

    Биологические – природа и “агрессивность” психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания [6, с 27-32].

    Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.  

    1.2.3 Аутоагрессивное  поведение 

    Аутоагрессивное поведение в отличие от агрессивного направленно на причинения вреда самому человеку, а не его окружению. Доминирующим видом аутоагрессии является физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагресии, к примеру, в виде вербального самоуничтожения и самообвиняющего поведения, проявляющегося в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании себя бранными словами, сравнении себя с “низменным, ничтожным, никчемным” существом.

    Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самовреждении (парасуицидальном поведении). Их различия заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности её достижения. Под суицидальным поведением понимается намеренное стремление человека к смерти. Оно может быть обусловлено формированием внутриличностного конфликта под воздействием внешних ситуационных факторов или в связи с появлением психопатологических расстройств, вызывающих стремление к лишению себя жизни без реального воздействия внешних ситуационных факторов [16, с. 370-371].

    В структуре рассматриваемого поведения  выделяют:

    - собственно суицидальные действия;

    - суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

    Таким образом, суицидальное поведение реализуется  одновременно во внутреннем и внешнем  планах.

    Суицидальные  действия включают суицидальную попытку м завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом.

    Суицидальные  проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, например : “хорошо бы умереть”, “заснуть и не проснуться”.

    Суицидальные  замыслы – это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения проявляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

    Период  от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуийидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый суицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же

    [7, с. 142-143].

    Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Информация о работе Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей