Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:14, диссертация
Актуальность проблемы исследования. Проблема склонности человека к бродяжничеству как социально-психологического феномена и особенности личности в настоящее время особенно актуальна. Маргинализация общества, следствием которой стало появление большого количества бродяг, бездомных, бомжей - одна из главных примет нашего времени. Маргинальный слой населения из года в год увеличивается и несет потенциальную угрозу общественным устоям.
Цель диссертационной работы – теоретическое и экспериментальное исследование личностных особенностей людей, склонных к бродяжничеству.
Объект исследования – личностные особенности людей, склонных к бродяжничеству (на примере подростков).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения склонности к бродяжничеству в общей психологии…………………………………....14
1.1. Склонности как личностное образование……………………………14
1.2. Склонности и их роль в формировании жизненного пути………….28
1.3. Склонность к бродяжничеству и ее психологические последствия..37
1.4. Онтогенетические проблемы людей, склонных к бродяжничеству
(на примере подростков)………………………………………….……….53
ГЛАВА 2. . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ ……………...…………….…….85
2.1. Методология, организация и методы исследования ………….….…85
2.2. Изучение «Я-концепции» подростков, склонных к
бродяжничеству ………………………………………………………..…102
2.3. Особенности личности как субъекта познания и коммуникации у подростков, склонных к бродяжничеству .…………………………..….118
2.4. «Стартовые» возможности личности как субъекта деятельности
у подростков, склонных к бродяжничеству ……………….……………133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…….149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….155
Однако не следует считать, писал В.С. Мерлин, что влечения имеют наследственное происхождение. [109] Врожденное, наследственное и генетически обусловленное - это разные понятия. Генетическая обусловленность биологических влечений (например, полового, связанного с гормональными изменениями в организме в период полового созревания) сомнений не вызывает. Но у человека и эти влечения контролируются. Они проходят через «цензуру» личностных образований, т. е. «внутреннего фильтра».
В то же время, часто неудовлетворение потребностей, влечений вызывает у человека сильное психическое напряжение. [74] Для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд психологических защитных механизмов саморегуляции. Впервые психологические защитные механизмы обозначил З. Фрейд, он говорил о вытеснении, проекции, регрессии поведения, сублимации и др.
При рассмотрении склонности как направленности на соответствующую деятельность особый интерес вызывает такой защитный механизм, как сублимация, представляющая собой снятие напряжения в ситуации внутреннего конфликта путем трансформации инстинктных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.
Л. Сонди разработал теорию влечений, где факторы влечений - это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью превращения в разные формы проявления, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в «возможностях судьбы». Он выделил восемь факторов влечений, обусловливающих определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере, круг профессий. Каждый фактор влечения обуславливает определенный круг профессий, общения и интересов и склонностей. Динамически сильный фактор определенной склонности может проявляться либо в спонтанном отреагировании, либо сублимироваться в профессиональном выборе, в дружеских отношениях, увлечениях, либо трансформироваться в болезненные проявления.[154]
Влечения в зависимости от их силы и устойчивости Н.Д. Левитов делит на увлечение и страсть. Увлечение - это еще более оформившееся и более захватывающее личность влечение. Увлечения имеют различную продолжительность, но oни всегда ограничены временем, пишет Н.Д. Левитов. Если увлечение затягивается на длительный срок, оно обычно переходит в страсть. Страсть - это не просто пpoдолжительное увлечение, она имеет свою особенность - силу, что сближает ee с аффектом. Это, по С.Л. Рубинштейну, одержимость, выражающаяся в любви, ненависти, скупости, в интересе к искусству, науке и спорту. Н.Д. Левитов писал, что состояние увлечения близко к состоянию заинтересованности, однако у последней нет прикованности к объекту. [93] Страсть может проявляться по отношению к алкоголю, наркотикам, карточной игре, коллекционированию, рыбной ловле и т. д. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов, сил, направленности на единую цель, писал С.Л. Рубинштейн, т.е. с физиологической точки зрения это доминанта. [141] Она не всегда приятна для человека, может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о мании (например, о токсикомании) - болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном желании, т.е. определенном психопатологическом явлении. И в этом определении страсть близка к рассматриваемому нами психическому явлению – склонности, в той части ее определения, где говорится о постоянном влечении к чему-либо, пристрастии.
В этом плане важно рассмотреть такую характеристику склонности, как ее избирательную направленность. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. [141] Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований – это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет облик человека в социальном плане. [109] Направленность личности, как указывает Е.П. Ильин, может определятся как комплексом каких-то факторов, так и только одним из них, например, чрезмерно развитым интересом (к футболу, балету, коллекционированию, картежной игре и т.д.). Таким образом, структура направленности может быть простой и сложной, но главное в ней – это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, склонности. Направленность личности, делает вывод Е.П. Ильин, в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека. [74]
Активность, по определению К.А. Абульхановой-Славской, это функционально-динамическое качество личности, которое интегрирует и регулирует в динамике, в функционировании всю ее личностную структуру (потребности, склонности, способности, волю, сознание). Это, в свою очередь, обеспечивает личности возможность учета требований общества и проявления самостоятельности, самоопределения в качестве субъекта жизни. [1] Активность - такой способ самовыражения, при котором обеспечивается целостность, сохраняется автономность личности и достигается ее субъектность. В характере активности обобщены применявшиеся личностью жизненные стратегии по критериям легкости - трудности, ценностности – отсутствия ценности, успешности - неуспешности, удовлетворенности - неудовлетворенности, в нем выражается социально-психологическая и личностная зрелость, умелость. [2] Активность, по утверждению К.А. Абульхановой-Славской, включает удовлетворенность как детерминанту второго порядка, поскольку последняя служит психологическим и личностным показателем меры удовлетворенности потребностей.
В характеристиках личностной активности проявляется то, насколько целостно личность моделирует свою жизнь, ее формы, связывая воедино ее объективно разобщенные сферы, циклы, события, занятия и другие структуры. Способ структурирования жизни носит более или менее самостоятельный характер, что проявляется и в характере опор, которые вырабатываются самой личностью или находятся ею в межличностном пространстве (коллектив, другие люди, традиции, культура и т.д.). Способ моделирования жизни и деятельности индивидуален и в том смысле, что он более или менее рефлексивен, более или менее сознателен, более или менее пролонгирован или ситуативен.
Традиционные исследования рассматривали активность в связи с потребностями. Однако активность, как пишет К.А. Абульханова-Славская, - многомерная, многопараметральная категория, раскрывающая именно индивидуально-личностный уровень и способ осуществления деятельности, общения, познания. Посредством своей активности личность идеально (когнитивно), теоретически, затем практически моделирует, структурирует пространство своего взаимодействия с миром, организует его. В этих функционально-динамических моделях соединяются и побудительные (потребностно-мотивационные, целепритязательные и т.д.), и саморегулятивные (рефлексивно-эмоциональные и др.) компоненты, с одной стороны, и опосредствованное личностью отношение к требованиям деятельности - с другой. Активность, считает К.А. Абульханова-Славская, это не только нахождение предмета, отвечающего потребности, и не столько функциональная сторона последней, а результат соотнесения потребностей личности и требований общества с объективной общественной необходимостью. Общественная необходимость выступает не только в виде прямо обращенных к личности требований и норм, но и в виде сущностной социальной детерминации, в которой при разных конкретно-исторических условиях различным образом соединяются общественные возможности и необходимость. [2] Поэтому то, что рассматривается обычно как приспособление к обществу (адаптация, социализация), на самом деле, считает К.А. Абульханова-Славская, носит характер самоопределения по отношению к разным формам, уровням социальной детерминации. Это самоопределение предполагает, во-первых, выявление личностью соотношения необходимости и возможности социальной детерминации, и, во-вторых, определение своеобразной «пропорции» необходимого и желательного в жизни путем соотнесения желательного, отвечающего ее потребностям, и общественно необходимого. Следовательно, активность – системное качество личности, структурирующее время и согласно общественным и личностным ценностям социально-психологическое, межличностное пространство. [2, С.18]
Из этого можно заключить, что активность является одним из условий реализации склонностей. В связи с этим встает вопрос и о соответствии реализации склонности существующим социальным нормам. И при обсуждении этого вопроса нельзя не рассмотреть проблему формирования ценностей, являющихся основой такой составной части системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам, как ценностные ориентации. [130] Соотношение склонностей и ценностных ориентаций в структуре личностных образований можно представить следующей схемой (рис. 1.1).
Рис.1.1. Реализация склонности в зависимости от направленности личности и ценностных ориентаций
Ценностно-нормативный контекст постоянно присутствует в любой произвольной активности индивида там, где имеется возможность выбора того или иною способа поведения. Ценности отличаются от нормативных систем. Нормы могут быть тщательно разработаны и выступать как обязательные к исполнению. Ценности же представляют собой руководящие принципы в жизни индивида, которые на данном уровне развития цивилизации являются значимыми универсальными человеческими требованиями, обеспечивающими возможность существования человечества, и игнорирование их приводит к негативным социальным последствиям. Но, не смотря на свою значимость, ценности не могут быть насильственно внедрены в сознание. Усвоение и принятие основных ценностей - это индивидуальный путь для каждого человека. Человек может иметь или не иметь возможности следования выбранным им ценностям. В обществе такую возможность обеспечивает гибкое законодательство, а также примеры и образцы поведения, представленные в произведениях искусства, в поступках окружающих и т.д. Осознанные отношения человека к внешнему миру сложнейшим образом интегрируются в социальные и индивидуальные побудители деятельности, представляя собой, по выражению В.А. Ядова, своеобразные «пусковые механизмы» активности человека [156].
Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях, значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Психологической основой ценностных ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании направленности ориентации личности, выраженной социально- детерминированным отношением личности к общности.
Психологическими механизмами
формирования и развития ценностных
ориентаций выступают индивидуально-
В.А. Ядов предполагает, что способ удовлетворения идентификационной потребности, потребности включения в данную социальную ситуацию, предопределяет и систему ценностных ориентации личности и ее жизненные цели. [145]
Необходимо учитывать, что ценности выступают как активизирующая сила в деятельности индивида, а норма как сдерживающая, поэтому в отдельных случаях крайне нежелательно, чтобы нормативное поведение выступало в роли первоочередной ценности. Нормы не должны заслонять собой ценности, соблюдая разумное соотношение с целями.
Склонность, как уже говорилось выше, может быть реализована, а может и не реализована. В этом контексте необходимо рассмотреть удовлетворенность как чрезвычайно тонкий механизм активности в целом, являющийся динамичным и одновременно надежным средством ее формирования. В реальной жизни российского общества последнего десятилетия отмечалось нарастание противоречия между эффективностью деятельности и удовлетворенностью личности, которое развертывалось в разнообразных личностных формах при общем социально негативном исходе: одни оказывались удовлетворены при низкой эффективности, другие не удовлетворены и при высокой (в силу целого ряда причин, которые в совокупности сводились к общей «выключенности» этих людей из управленческих отношений). [3] Соотношение всех личностных компонентов или параметров активности, как уже отмечалось, может быть самым различным, что совершенно исчезало из поля зрения психологов, видящих инвариантную модель деятельности, всегда имеющую цель, мотив и результат. Имея мотив, личность отнюдь не всегда сразу определяла цель, а определив цель, могла утратить мотивацию. Личность как субъект моделирует деятельность, общение и поведение, устанавливая соотношение необходимого и желательного, необходимого и достаточного, «обеспечивает» деятельность (способностями, умениями и т.д.), определяет ее контур, структурирует межличностное пространство по принятым ею координатам, критериям, параметрам в соответствии со своими склонностями.
Таким образом, анализ литературных источников показывает, что в общей психологии склонность понимают и как избирательную направленность на определенную деятельность и как влечение к чему-либо. И в том, и в другом случае в основе лежит недостаточная осознанность ее истинной причины. В отечественной психологии большее внимание уделялось склонности как избирательной направленности на деятельность, что рассматривалось в качестве одной из составляющих способностей к определенному виду деятельности и обусловленности выбора жизненного пути. Однако, в том случае, если склонность к чему-либо по тем или иным причинам не удовлетворяется в социально приемлемых формах, возможны варианты асоциальных проявлений. А так как склонность связана с активной направленностью личности на деятельность, то эти проявления скорее всего будут нести поведенческий характер (склонность к девиантным формам поведения, склонность к бродяжничеству). Важной характеристикой личности, с которой взаимосвязаны склонности, являются ценностные ориентации, формирование которых во многом может быть обусловлено имеющимися склонностями личности. Рассматриваемая нами склонность к бродяжничеству относится к социально неодобряемым видам реализации активности личности. При этом, анализ осознания целеполагающей основы этой склонности дает возможность говорить о том, что здесь имеется осознание цели действия (желание ухода из дома, «путешествия» и т.д.), но не четко осознается объект склонности.
Информация о работе Личностные особенности людей, склонных к бродяжнечеству (на примере подростков)