Личностные особенности людей, склонных к бродяжнечеству (на примере подростков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:14, диссертация

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Проблема склонности человека к бродяжничеству как социально-психологического феномена и особенности личности в настоящее время особенно актуальна. Маргинализация общества, следствием которой стало появление большого количества бродяг, бездомных, бомжей - одна из главных примет нашего времени. Маргинальный слой населения из года в год увеличивается и несет потенциальную угрозу общественным устоям.
Цель диссертационной работы – теоретическое и экспериментальное исследование личностных особенностей людей, склонных к бродяжничеству.
Объект исследования – личностные особенности людей, склонных к бродяжничеству (на примере подростков).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения склонности к бродяжничеству в общей психологии…………………………………....14
1.1. Склонности как личностное образование……………………………14
1.2. Склонности и их роль в формировании жизненного пути………….28
1.3. Склонность к бродяжничеству и ее психологические последствия..37
1.4. Онтогенетические проблемы людей, склонных к бродяжничеству
(на примере подростков)………………………………………….……….53
ГЛАВА 2. . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ ……………...…………….…….85
2.1. Методология, организация и методы исследования ………….….…85
2.2. Изучение «Я-концепции» подростков, склонных к
бродяжничеству ………………………………………………………..…102
2.3. Особенности личности как субъекта познания и коммуникации у подростков, склонных к бродяжничеству .…………………………..….118
2.4. «Стартовые» возможности личности как субъекта деятельности
у подростков, склонных к бродяжничеству ……………….……………133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…….149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….155

Содержимое работы - 1 файл

Золотарева.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 


Рис. 2.5. Процентное соотношение  выбора ценности «Наличие хороших и  верных друзей»

 

 

 

 

 


Рис. 2.6. Процентное соотношение  выбора ценности «Любовь»

В то же время по нашим  данным, как и в большинстве  современных исследований среди взрослого населения ценность семьи выходит на первое место. Таким образом, в целом подростки перенимают ценности, принятые в обществе, т.е. отмечается естественный путь социализации. Однако, по мере нарастания «степени риска» в отношении бродяжничества, у подростков снижаются  ценности семьи,  а у подростков 3 группы (не живущие дома) ценность семьи заменяется абстрактным понятием «любовь»: лишь 17% из них ставят «счастливую семейную жизнь» на первые позиции, а 35% подростков этой группы ставят ее последнее место,  при этом 36% выводят на первые позиции "любовь" и лишь 18% отрицают ее как ценность. Статистический анализ различий в ранжировании ценности «счастливая семейная жизнь» по критерию Колмогорова-Смирнова [147, С. 150] показывает высокий уровень их достоверности: между контрольной и 3 группой λэмп=1,372 > 1,36 различия достоверны на уровне p<0.05 ( различия между контрольной и 1 группой λэмп к-1=0,98 между контрольной и 2 группой λэмпк-2=1,126 < 1,36, различия не достоверны)

Этот факт свидетельствует о том, что семья не выполнила своей роли в отношении этой группы подростков и абстрактная «любовь» выступает в качестве компенсации. Социализация таких подростков  в современном обществе затруднена и происходит в искаженном виде.

Интересно отношение различных групп подростков к такому понятию, как «свобода» (рис. 2.7).

 

Рис. 2.7. Процентное соотношение  выбора ценности «свобода»

Больше ценят свободу  подростки контрольной группы - в  целом, отводя ей третье  место (лишь ¼ подростков этой группы ставят «свободу» на последние позиции), тогда как среди подростков всех групп риска лишь 12-15% (в зависимости от степени риска) выводят эту ценность на первые позиции, а около половины опрошенных отвергают ее. Конечно, с одной стороны, это может быть следствием того, что подростки контрольной группы менее свободны в своих действиях, испытывают своеобразный «прессинг» со стороны родителей и школы, а у детей группы риска, получивших реальную «свободу от всего», эта ценность девальвирована. С другой стороны, в подростковом возрасте терминальные ценности выступают скорее не как ценности-цели, а как ценности-идеалы, и в этом случае «свобода» как ценность-идеал является основой для формирования таких личностных качеств, как самостоятельность в принятии решений, независимость, способствующих самореализации человека в обществе. Девальвация этого понятия приводит к тому, что большая часть подростков группы риска не формирует собственную линию поведения, собственное мнение, для них оказывается неважно то, что они зависимы. Все это  в конечном счете значительно повышает вероятность  включения их в асоциальные группы. Статистический анализ различий в ранжировании ценности «свобода» по критерию Колмогорова-Смирнова показывает высокий уровень их достоверности: различие между контрольной и 1 группой: λэмпк-1=1,384> 1,36, между контрольной и 2 группой: λэмпк-2=1,392>1,36, т.е.  различия достоверны на уровне p<0,05 (различия между контрольной и третьей группой λэмпк-3=1,124<1,36 не достоверны).

В меньшей степени  подростки всех выделенных групп ценят такие понятия, как «материально обеспеченная жизнь» и «интересная работа»,  что косвенно подтверждает выводы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.М. Прихожана, Н. Ньюкомб и др. о преждевременности проведения активной профессионализации (глубокого профессионального обучения, постоянной трудовой деятельности) для подавляющего большинства подростков рассматриваемой возрастной группы, вне зависимости от степени социального риска.

Наибольшие различия между мнениями подростков контрольной группы и беспризорными и безнадзорными подростками получены в оценке инструментальных ценностей (рис 2.8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.8. Ранжирование инструментальных ценностей

Анализ корреляционных связей между выборами ценностей  подростками контрольной группы и неблагополучными по инструментальным ценностям показывает, что уровень этих связей существенно снижается:

rs эмп

rs к.гр.-1гр..= 0,91

rs к.гр.-2гр..= 0.89

rs к.гр.-3гр. = 0,78

Между контрольной и  третьей группами  корреляция отсутствует (p>0,05 0,05), т.е. можно говорить о разрыве кросскультурных связей с социумом подростков, уходящих из дома на месяц и более.

Наибольший разрыв отмечается в оценке таких понятий, как «образованность» и «аккуратность» (рис. 2.9, 2.10).

 

Рис. 2.9. Процентное соотношение выбора ценности «образованность»


Рис. 2.10. Процентное соотношение выбора ценности «аккуратность»

Подростки контрольной  группы практически единодушно на первое место в списке инструментальных ценностей ставят «образованность», что соответствует их возрастным особенностям и согласуется с данными аналогичных исследований. [11, 154] При этом лишь около 1/3 беспризорных и безнадзорных подростков признают «образованность» как ценность. Достоверность различий между контрольной и 2 группой λэмпк-2=1,398>1,36, между контрольной и 3 группой λэмпк-3=1,387>1,36, различия достоверны на уровне p<0,05 (между контрольной и 1 группой различия не достоверны - λэмпк-1=1,352<1,36).

 В то же время  у большинства опрошенных беспризорных  и безнадзорных подростков получают  более высокий ранг такие понятия, как «аккуратность» и «воспитанность», что говорит о некоторой инфантильности, несформированности у них понятийного мышления, т.к.  ценность этих понятий формируется на более ранних стадиях развития ребенка. [1]

Достоверность различий в оценке «аккуратности» по критерию Колмогорова-Смирнова: между контрольной и 1 группой λэмпк-1=1,367>1,36, между контрольной и 2 группой λэмпк-2=1,43>1,36, между контрольной и 3 группой λэмпк-3=1,379>1,36, различия достоверны на уровне p<0,05 .

Подростковый возраст характеризуется началом формирования таких активных инструментальных ценностей, как «твердая воля», «смелость в отстаивании своего мнения», «ответственность». Конечно, у всех опрошенных отмечается достаточно низкая оценка данных ценностей. Однако в контрольной группе наблюдается тенденция к росту оценки их значимости, в то время как  беспризорные и безнадзорные подростки оценивают их в целом  ниже своих сверстников.

Интересен феномен оценки такого сильного морального понятия  как «честность». В нашем исследовании степень оценки ценности «честность» имеет обратную корреляцию со степенью риска: в меньшей степени ее оценили подростки контрольной группы, и чем выше степень риска, тем более высокую оценку имеет эта ценность (рис. 2.11).

 

 

 

 


Рис. 2.11. Процентное соотношение выбора ценности «честность»

При этом статистический анализ различий в ранжировании ценности «честность» по критерию Колмогорова-Смирнова показывает высокий уровень их достоверности: между контрольной группой и 1 группой λэмпк-1=1,368>1,36 различия между контрольной и 2 группой λэмпк-2= 1,392>1,36, между контрольной группой и 3 группой λэмп=1,383>1,36 т.е. различия для всех групп достоверны на уровне p<0,05 .

В норме честность  является основой доверительного общения, приобретая особое значение в современных условиях, когда в значительной степени процветают обман и мошенничество. Однако отмеченная в наших исследованиях более высокая оценка этого понятия беспризорными и безнадзорными подростками (более половины из них отводят ей первые позиции) свидетельствует не столько об усвоении этими подростками нравственных норм  (практически никто из них не осуждает воровство и мошенничество при прямых ответах), сколько, с одной стороны, о дефиците доверительного общения, и с другой, - о наличии системы «двойных стандартов» - воровать и обманывать можно, но только не «своих».

Таким образом, в современных  условиях у значительной части подростков происходит деформация и девальвация  общепризнанных ценностей, обеспечивающих формирование личности гражданина, а также разрыв между идеалом и реальным поведением подростка.

Как было сказано выше, одной из основных задач по формированию «Я-концепции» в подростковом возрасте является формирование адекватного  самовосприятия и позитивной самооценки. Для исследования этого феномена нами были изучены результаты изобразительной деятельности подростков в тесте «Нарисуй человека», позволяющие судить о самовосприятии и самооценке подростка, а также рассмотрено соотношение его идеального представления о себе и реального положения вещей.

Одним из признаков снижения самооценки в тесте «Нарисуй человека»  служит размещение рисунка в нижней половине листа. К признакам негативного  самовосприятия можно отнести  уменьшенный  размер рисунка и размещение его  в углу листа, которые свидетельствуют о наличии депрессивного состояния, сопровождающегося слабой верой в себя, ощущением собственной беспомощности,  враждебности со стороны окружения. В литературе практически отсутствуют достоверные данные о самооценке и самовосприятии подростков, склонных к бродяжничеству. Данные же по подросткам, склонным к противоправному поведению весьма противоречивы. [ 132, 134] Одна из теорий заключается в том, что подростки, обладающие низкой самооценкой, следуют девиантным моделям поведения, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Образцы рисунков, выполненных подростками, склонными к бродяжничеству, представлены в приложении  №4. Результаты наших исследований представлены в табл. 2.1.

                                                                   

 

 

 

Таблица 2.1

Соотношение подростков с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием

 

Группы подростков

К. гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

% подростков с негативными  самооценкой и самовосприятием

65,5%

43,5%

42,9%

45,4%


 

Различия между выборками контрольной группы и группами риска достоверны на уровне p<0,01 для первой группы и второй и p<0,05 для третьей  группы (расчет по критерию углового преобразования Фишера при nк.гр.=53, n1.гр.=86, n2.гр.=61, n3.гр.=50: φ*эмп к.гр-1гр=2,43; φ*эмп к.гр-2гр=2,29; φ*эмп к.гр-3гр=1,88).

Таким образом, по нашим данным, большая  часть подростков группы «нормы» (контрольная  группа) испытывает проблемы в самоутверждении  в социуме, тогда как среди  подростков всех групп риска значительно  меньше тех, кто имеет низкую самооценку и негативное самовосприятие. Этот феномен можно объяснить тем, что в современном российском обществе подростки испытывают жесточайший прессинг, негативно сказывающийся на их самооценке и самовосприятии. Те же подростки, кто «освободился» от жестких регламентационных рамок, задаваемых современными институтами социализации, испытывают своего рода удовлетворение: нет тех факторов (низкая успеваемость, плохое поведение и др.), которые вызывают негативное самовосприятие.

Многие исследователи (Рут Стрениг, Л.И.Божович) считают, что адекватная самооценка обусловлена соотношением «Я» реального и «Я» идеального, т.е. понимания подростком «какой я есть» и «каким я хочу быть». Карл Роджерс считает, что слияние представлений о себе и идеального «Я» обеспечивает бесконфликтное восприятие самого себя. Расхождение же между образом «Я» в собственном самовосприятии и его идеальном представлении приводит к проблемам психической неустойчивости, социальной дезадаптации и противоправному поведению, затруднениям в профессиональном самоопределении. [19, 132, 139]

Соотношение между реальным представлением о  себе и идеалом мы попытались рассмотреть  на примере самооценки  и отношения  к такой  ценности как «честность». Выше было показано гипертрофированное отношение подростков группы «риска» к этой ценности. То есть можно предположить, что проявление честности в отношениях с людьми является для этих подростков составной частью «Я» - идеального. Однако в русском языке эпитет «честный», наряду с такими характеристиками, как неспособный врать, искренний и др., подразумевает «не способный украсть, смошенничать». [23] А как показывают результаты анкетного опроса (приложение №2), в реальной жизни в ответе на вопрос: «Ты когда-нибудь брал чужое?», подростки групп риска дают положительный ответ, причем процент положительных ответов возрастает по мере нарастания степени риска.

Соотношение «Я» реального и «Я» идеального на примере отношения к ценности «честность» и реальным проявлением  честности (ответы «не брал чужое» в  анкетном опросе) представлено на рис. 2.12.

 

Рис. 2.12. Соотношение «Я» реального и  «Я» идеального на примере отношения  к ценности «честность» и реальным проявлением честности.

 

Как видно из рисунка 2.12, наибольший диссонанс между «идеальным»  и «реальным» наблюдается у подростков с более выраженным проявлением бродяжничества. В связи с этим, видимое позитивное самовосприятие подростков группы риска представляется нам не конструктивным, социально искаженным и не играет той роли в становлении «Я-концепции», которая отводится  самооценке и самовосприятию, а наоборот, как указывал К. Роджерс, приводит к социальной дезадаптации и противоправному поведению, выражающемуся  в уходах из дома, нечестных поступках, а также к затруднениям в профессиональном самоопределении.

Как показывают исследования, большинство  подростков из группы «риска» вынуждены  подрабатывать. [10, 57] Однако этот факт не способствует их профессиональному самоопределению, выработке временной жизненной перспективы. Дело в том, что основным видом деятельности подростков на улице являются неквалифицированные подсобные работы. Подавляющее большинство выполняемых подростками работ происходит за рамками организованной трудовой деятельности, где используется их «полурабский» неквалифицированный труд. В связи с этим, у подростков «группы риска», напротив, отмечается искажение мотивационно-потребностной сферы: для них характерна блокировка временной перспективы, несформированность направленности личности, неумение выстраивать перспективные цели жизни, что подтверждают  проведенные нами исследования (табл. 2.2).

Информация о работе Личностные особенности людей, склонных к бродяжнечеству (на примере подростков)