Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:49, диссертация
Целью исследования является концептуальный анализ духовных и мировоззренческих оснований правосознания, его содержания и смысла. Содержание и результаты работы отражены в ряде статей, а также тезисах, докладах и выступлениях на пяти всероссийских, региональных и межвузовских конференциях: «Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области» (Волгоград 2005, 2006 гг.), Научной сессии ВолГУ (2005)… Разработан специальный курс «Особенности русского менталитета и правосознание», который читается студентам Волгоградского государственного педагогического университета.
Введение …………………………………………………………..….. 3
Глава 1. Правосознание: природа, смысл и содержание
1.1. Природа правосознания ………………………………………… 11
1.2. Смысл и функциональное значение правосознания …………
1.3. Ценностно-духовное содержание системы правосознания …
Глава 2. Духовные основы и мировоззренческие ориентиры правосознания
1.1. Духовные и мировоззренческие источники правосознания …….
1.2. Ментальные основания правосознания ……………………………
1.3. Основные тенденции эволюции духовных и мировоззренческих ориентиров правосознания современного российского общества ……..
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………
В Западной Европе уже в средние века отмечалось, что право является определенным организмом, в котором по утверждению Ф. Аквинского, надо выделить «вечное право», «естественное право» и «человеческое право». Эти части права находятся в отношении субординации, где главенствующая роль принадлежит «вечному праву». В XI-XIII веках, когда на Западе произошла так называемая «папская революция», сложилась западная традиция права, одной из основных характеристик которой является утверждение, что «право имеет свой собственный характер, обладая определенной относительной автономией»94. Эта автономия в немалой степени детерминируется наличием объективного «естественного права». Согласно юридической точке зрения на поступки человека можно четко определить меру нарушения права и закона и соответственно тяжесть его наказания. Вечную справедливость, как ценность, не может нарушить даже Бог по своему милосердию, ибо милосердие есть дочь справедливости и не может действовать помимо ее. «Не подобает Богу, - писал Ансельм Кентерберийский, - отменять что-либо в своем царстве вне установленного порядка». «Каждый знает, - утверждал этот мыслитель, - что справедливость людей подчиняется закону… Следовательно, несправедливость, если она устраняется одним лишь милосердием, будет иметь большую свободу, чем справедливость, а это крайне неприлично»95.
Таким образом, в западноевропейской культуре утверждается идея о первенстве правовой справедливости перед нравственным милосердием, или об особом первенстве права над моралью. Это сказалось и на понятиях проступка, преступления, греха, наказания, спасения в западноевропейской правовой культуре96.
Совершенно другой подход сформировался в российском правосознании, в котором нравственные ценности доминируют над правовыми. Более того, русский человек, как правило, воспринимает законы как искусственно навязанные извне нормы, которые истребляют доброту и радушие, заложенные в людях. Чем их больше, тем меньше добродетели, идущей от внутреннего убеждения. Подобная позиция отражена в высказывании древнекитайского философа Лао-цзы (VI в. до н. э.): «Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников». Помимо рационально-категорических категорий в правовом сознании русского человека существует целый ряд нравственных принципов – ценности, которые являются для него источниками познания и истины. Поэтому не случайно, что среди первых сохранившихся памятников древнерусской литературы находится проповедь киевского митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати», т.е. о соотношении рационального и ценностно-духовного97.
Рациональность является важным источником правосознания, определяя такую важную его составляющую, как правовая идеология. «Рациональностью» обычно называют некоторые общезначимые проявления человеческого разума, обусловленные культурно, исторически и т.д. Если рационализация – это рассудок, направляемый субъективным желанием, то рациональность – это разум, руководимый некоторыми общезначимыми нормами98. Рационализация характеризует интеллект непосредственно (сознательно или бессознательно) направляемый желанием, рациональность же если и связана с желаниями и интересами, то всегда опосредованным и косвенным образом. Рассмотрение сущности рационального начала в человеческом сознании, его возможностей и значимости, взаимодействия с другими формами отношения человека к миру всегда находилось в центре внимания философии, которая, как известно, сама возникает и развивается как рационализация мировоззрения.
В
современном мире рациональность приобретает
высокий этический и культурный
статус, а рационализация социальных
отношений с помощью права
рассматривается как
Введение
рационального начала в общественную
жизнь обнаружило явные пределы,
а рационализация техносферы и ряда
областей экономики и права
Нормы правовой рациональности не являются вечными и универсальными. Тем не менее, философия неизбежно стремится – в силу собственной природы – выстраиваемые ею нормы универсализировать. Философская мысль проявляет небольшой интерес к преходящим, реальным нормам, поскольку она обязана мыслить собственный закон мудрости универсально и ахронично (в аспекте вечности, но не антиисторично). Философия права стремиться избежать всего слишком конкретно-исторического, лично-психологического и прочих форм «человеческого, слишком человеческого» (Ф. Ницше).
Рациональное
познавательное усилие в исследовании
правовых феноменов и рационально
планируемое юридическое
Кроме философии, в рамках рациональных познавательных усилий важным духовным источником правосознания является само право, которое в этом отношении следует толковать достаточно широко. К нему необходимо отнести принципы и нормы права, правовые обычаи и юридические доктрины, т.е. все те источники права, которые определяют ситуацию в правовой сфере жизнедеятельности общества.
Специфику
рационального познания мира определяет
наличие концептуального
Подлинно рациональный, действительно разумный путь правового развития – это не только глубоко продуманный и оптимально сбалансированный, но прежде всего нравственный путь, при котором долг, альтруизм, милосердие и прочие, строго говоря, нерациональные факторы не вытесняются холодной расчетливостью и безупречной логикой, и где истина не довлеет над совестью. Формально истинен всякий здравствующий, но воистину истинен, как утверждал еще Сократ, лишь тот, кто близок идеалу человечности, отличающему человека от прочих существ способностью употребить свой разум во благо всего человеческого рода. Всякое рафинирование рациональности (культ "чистого разума") есть в сущности противоестественное выхолащивание духовного мира человека. Это не только антигуманно, но и элементарно неразумно, ибо человеческая рациональность состоит кроме всего прочего в том, чтобы понимать, принимать и ценить то, что лежит за ее пределами и что в конечном счете определяет условия ее собственного существования и функционирования. За игнорирование этой объективной, но, к сожалению, не всегда очевидной истины человечеству приходится платить слишком высокую цену, которая, увы, неотвратимо растет с каждым новым поколением. К печальным итогам привело нас, к примеру, насильственное очищение духовного мира человека от такого нерационального фактора, как вера. Разумеется трудно жить лишь верой и довольствоваться только ею, но без веры, как выясняется, вообще жить нельзя. У веры есть реальные рациональные противовесы, но ей в сущности нет альтернативы. Сознательно или невольно опустошенную духовную нишу, занимаемую верой, нельзя заполнить ничем иным кроме веры и там, где ее нет – там духовная пустота. Максимально рационализированный и прагматизированный мир XXI-го века оказался, в известном смысле, в иррациональном тупике103.
Здесь
необходимо отметить, что в процессе
современной трансформации
В
современном российском обществе еще
не став экзистенциальной ценностью, свобода
уже подвергается критике как источник
опасности для «нормального и цивилизованного
существования» нации, что используется
в политической борьбе против демократических
реформ. Из всего богатства идеи свободы
берется лишь ее негативные последствия
– произвол, в то время как из административно-
Информация о работе Правосознание: духовные и мировоззренческие основания