Изучение Ахматовской Москвы как путь литературного образования школьников в процессе туристко-краеведческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение педагогических аспектов формирования гуманитарных знаний учащихся и определение методов организации экскурсий.
В связи с поставленной целью нами выдвинуты следующие задачи:
- исследовать педагогический опыт работы со школьниками в области литературы в сфере дополнительного образования;
- изучить воздействие экскурсионного знакомства школьников с литературными местами Москвы на повышение знаний в области литературы;
- разработать содержание и методику проведения экскурсии по ахматовским местам Москвы как способ расширения гуманитарных знаний школьников.

Содержание работы

Содержание
Введение 3

Глава I. Роль литературных экскурсий по городу в углублении гуманитарных знаний школьников в области литературы
1.1. Педагогический аспект формирования гуманитарных знаний учащихся 6
1.2. Литературное краеведение как возможность духовного обогащения учащихся 13
1.3. Ахматовские адреса в Москве 25
1.4. Литературная экскурсия и методика проведения городских литературных экскурсий 34

Глава II. Организация экскурсий по Ахматовской Москве как путь литературного образования школьников

41
2.1. Определение уровня сформированных знаний учащихся об Ахматовской Москве и об адресах ее пребывания в столице
43
2.2. Система работы по расширению представлений школьников об Ахматовских адресах в городе
47
2.3. Анализ результатов по формированию знании учащихся об Ахматовских местах столицы 58

Заключение
63

Список литературы
64

Приложение
66

Содержимое работы - 1 файл

Ахматова ВКР.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

     Не  горят златыми льдами, Ни пурпурными снегами Средь небесной синевы Их венчанные главы;

     С ребр не хлышут водопады; Бездны, воя и шумя,

     Не  страшат пришельца взгляда, Ни пугливого  коня;

     Но  люблю я эти горы

     В просторе веселой их ...

     Во  времена Лермонтова, Козлова, Майкова  здесь уже существовало известное  с ХУI века село Воробьево, в котором  находился великокняжеский дворец. В 1811 году в селе Воробьеве была сооружена и ныне существует церковь Троицы, хрупкий силуэт которой выглядит трогательно-наивным рядом с четкими контурами мощного здания Московского университета. В 181 7 году, осуществляя проект по благоустройству Воробьевых гор, на месте дворца заложили храм-памятник в честь освобождения Москвы в 1812 году и победой над армией Наполеона. Недалеко от этого места юные Александр Герцен и Николай Огарев, чья деятельность открывает эпоху в русском освободительном движении, дали свою знаменитую клятву посвятить жизнь служению человечеству. Читая "Былое и думы", представляем, как мальчики направлялись от арабских переулков сюда, к Воробьевым горам. Их путь пролегал через район, примыкающий к Ар б ату, далее по старой дороге к Новодевичьему монастырю, мимо лужниковских огородов, покосившихся домиков, К топкому тогда берегу Москвы-реки.

     А.И. Герцен описывал это путешествие: "В  Лужниках мы переехали на лодке Москву-реку ... Отец мой, как всегда, шел угрюмо и, сгорбившись, возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович ... Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах, запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы так, отирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подул на нас; постояли мы, постояли, опираясь, друг на друга, и, вдруг обнявшись, присягнули в виду всей Москвы пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу ... "А Н.П. Огарев воспроизвел эту картину в "Стихотворениях и прозе". В одном из его стихотворений есть такие строки:

     Тропою  росистою мы шли с горы крутой. В  тумане за рекой был город перед нами.

     И дальний колокол кого-то звал к  мольбе, А мы, обнявшись, при утренней деннице Мы дружбы таинство поведали себе.

     И чистая слеза блеснула на реснице.

     В память о 150-й годовщине с этого  события на склоне Воробьевых гор  в центре небольшой овальной площадки установили двойной гранитный пилон.

     Проявлял  интерес к Воробьевым горам Ф .М. Достоевский. Его жена, А.г. Достоевская, написала в своем дневнике: "Побывали мы и на Воробьевых горах. Федор Михайлович, москвич по рождению, был отличным чичероне и рассказывал мне много интересного про особенности Первопрестольной" .

     Видимо, Воробьевы горы были небезразличны и Л.Н. Толстому. Его любимый герой Пьер Безухов испытывает в трудную для себя минуту некоторое успокоение, созерцая живописную панораму Воробьевых гор: "На всем, и на дальних и на ближних предметах лежал тот волшебно-хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревней, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви и углы дальнего белого дома, все это неестественно-отчетливо, тончайшими линиями вырезывалось в прозрачном воздухе.

     А.М. Горький так же не оставил без  внимания Воробьевы горы. В уста Варвары Самгиной, ищущей перед смертью духовного очищения и успокоения, он вложил слова: "В Москве все так просто ... И - тепло, Художественный театр, Воробьевы горы ... На Москву можно посмотреть издали, я не знаю, можно ли видеть Петербург с высоты, позволит ли он это? Такой плоский, огромный, каменный ...

     А.А. Блок, тонко чувствовавший своеобразие  Москвы, отмечал необычность московской панорамы: "Париж с Монмартра не то, что Москва с Воробьевых гор".

     Тридцать  первая глава романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" так и называется: "На Воробьевых горах". Персонажи романа Мастер, Маргарита и окружение Воланда, покидая Москву, прощаются с ней именно здесь, горы как бы притягивают их.

     Литераторы  разных школ и направлений, обращавшиеся к образу Москвы, едины были в одном: Воробьевы горы неизменно настраивали их на поэтический лад, и значительные, яркие события, определяющие судьбы героев, подчас были связаны именно с этим местом Москвы. Литераторы разных эпох любили бывать на Воробьевых горах: ведь это замечательное место Москвы питало их воображение, давало импульс творчеству.

     Арбат литературный. Арбат располагается  между Остоженкой и Большой Никитской улицей. Он представляет собой лабиринт улочек, бульваров и небольших площадей. Москва сочетает в себе места совершенно непохожие друг на друга. Так, например, Замоскворечье не имеет ничего общего с полукружьем центральных площадей или Бульварное кольцо, район Кузнецкого моста и Петровки отличается от Заяузья. Арбат и прилегающие к нему улицы - Большая Никитская, Поварская и Пречистенка не повторяют не одного из вышеперечисленных районов. Контур района очерчивают Остоженка, часть Бульварного кольца, Гоголевский и Суворовский бульвар, Садовое кольцо и Большая Никитская улица.

     Арбат - это понятие историко-литературное и архитектурноградостроительное. Современное определение района Арбата не совпадает с представлениями москвичей о границах и названии района в XIX веке, когда Гагаринский переулок, Ситцев Вражек и даже Собачья площадка относились к Пречистинской части, а Большая Никитская улица и Поварская - к Арбатской части.

     В XIV-XVI веках здесь был пригород, что подтверждает и само название "Арбат" - пригород.

     Арбат! Как много говорит это слово  москвичу! Для него это название не только одной из московских улиц, но примыкающих к нему живописных переулков.

     Улица Арбат - первая из столичных заповедных зон. Арбат облюбовали художники и мастера разных поделок, певцы и музыканты. Нынешним Арбатом недовольны, живущие здесь люди и, конечно, любители московской старины. Они считают, что улица Арбат получилась совсем не такой, какой она когда-то была. Как должна выглядеть улица, на которой как бы остановлено время и наложен запрет на любое строительство? Ее можно вернуть в незапамятные терема, мастерские ремесленников и давно исчезнувшие церкви и церквушки. Только надо решить, на каком веке будем останавливаться? Можно на ХУ веке, когда по городским предместьям пролегала оживленная дорога на западные рубежи Московского княжества. Или на том времени, когда, двумя веками позже, поселились здесь стрелецкие полки и появились одна за одной слободы, о которых напоминают Плотников, Серебряный и Денежный переулки.

     Сгорел Арбат в пожар 1736 года и после этого стал заселяться московской знатью. И было бы, любопытно воссоздать хоромы князей Шаховских и Голицыных.

     А почему бы ни взять время поближе  к нам - после наполеоновского  нашествия на Москву, когда Арбат  вновь выгорел начисто и застраивался заново. Здесь почти каждый дом - сама история. Сергей Есенин, здесь же в начале августа 1921 года прочел свою поэму "Пугачев". Потом в особняке на Арбате, обосновался театр "Мастфор" - Мастерская Форегерра.

     На  сцене этого театра дебютировали сначала в качестве художников, а затем актеров Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. Театр про существовал до 1924 года.

     ДОМ N 23 не мешало бы отметить мемориальной доской: "Здесь с 1920 года до начала 30-х годов мастерская Павла Корина". Сюда, в мансарду 3 сентября 1931 года поднялся М. Горький и, поглядев работы, сразу же пригласил братьев Кориных в Италию. Из этой поездки, Павел привез, известный теперь портрет М. Горького, написанный на фоне пронзительного в своей голубизне Неаполитанского залива.

     Дом N 31, построенный в конце прошлого века, вобрал в себя стены более старинного особняка, который снимал в 1839 году Николай Платонович Огарев.

     Дом N 43. И он оставил свою зарубку в летописи Арбата. Здесь жил прославленный поэт Андрей Белый. Возраст у этого дома солидный, его заложил еще в конце XVIII столетия. А в середине 30-х годов уже нашего века, уповая на прочность старинных стен и фундамента, надстроили еще двумя этажами. В этом доме, в квартире N 12, жил со дня своего рождения Булат Окуджава.

     Дом N 51. В этом доме разворачивались события книги Анатолия Рыбакова "Кортик".

     Дом N 53. Здесь поселился накануне свадьбы А.С. Пушкин. Это была его первая, своя квартира. Дом, принадлежащий прапорщику Никанору Хитрову.

     Арбат был красивым, тихим, спокойным районом, удобным для сосредоточенной углубленной работы писателей. Ему всегда был присущ определенный оттенок камерности. В отличие от центральной части города здесь было не так много театров, литературных салонов, редакций.

     Но  район Арбата связан не только с  именем А.С. Пушкина, но и именами М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, А.М. Горького и других.

     О литературном прошлом этих мест напоминают мемориальные литературные музеи, расположенные здесь, и экспозиции филиала Государственного литературного музея в Трубниковском переулке.

     В наши дни самым знаменитым певцом Арбата является Булат Окуджава. Многие стихотворения Окуджавы посвящены Арбату: "Музыка арбатского двора", "Вальс", "На арбатском дворе и веселье, и смех", "Арбатский романс", "Чаепитие на Арбате", "Песенка об Арбате" и другие. Эти стихи вошли в сборник" Арбат, мой Арбат" .

     Дополняет впечатление от Арбата в пушкинскую пору одна из страниц романа Окуджавы "Путешествие дилетантов". Писатель показывает нам Староконюшенный переулок середины прошлого века, и вместе с Мятливым - героем романа, мы "подходим" к одному из арбатских домов. "Это был просторный трехэтажный дом, построенный со вкусом и любовью, с ложной колоннадой в самых изысканных традициях русского ампира, с колоссальными окнами второго этажа, распахнутыми на солнце, с нарядным подъездом, выходящим в тенистый сад ... "

     Арбат до сих пор сохранил свое очарование и дух прошедших лет.

     Это и привлекает нас - людей ХХI века к этому району - Арб ату. Он не похож ни на одно другое место в Москве, так как царящая там атмосфера подталкивает нас на романтический лад и дарит внутреннюю радость.

     Арбат до сих пор остается любимым местом, для тех, кто жил, живет и приходит сюда, чтобы пройтись по старому Арбату и его переулкам, хотя и изменившим свой облик, но не изменившим старинный дух Москвы. Еще не раз взоры художников, поэтов и писателей будут обращены к этой замечательной улице, еще не одно поколение москвичей будет совершать прогулки по улице с ее чарующим именем - Арбат.

     Замоскворечье литературное.

     Замоскворецкий  район имеет давнюю историю. Замоскворечьем называется местность напротив Боровицкого холма за Москвой-рекой, внутри Садового кольца.

     В ХУI - ХУН веках в Замоскворечье  господствовал слободской уклад жизни. Замоскворецкие названия, такие как: Кадаши, Садовники, Голики, Толмачи и тому подобные, служат напоминанием о профессиях людей, живших там раньше.

     "Я  знаю тебя, Замоскворечье, имею  за Москвой-рекой друзей и приятелей, и теперь еще брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя в праздник и будни, в горе и в радости, знаю, что творится, делается по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам" , - писал великий русский драматург Александр Николаевич Островский, уроженец Замоскворечья.

     Живописность  и самобытность этого района почувствовал и передал М.Ю. Лермонтов в очерке "Панорама Москвы", где он запечатлел вид Замоскворечья с колокольни Ивана Великого: "К югу, под горой, у самой подошвы стены, против Тайницких ворот, протекала речка, и за ней широкая долина, усыпанная домами и церквями". Быт и нравы Замоскворечья нашли свое отражение в его произведении "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", в которой Лермонтов перенес нас, по словам В.г. Белинского, "в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа". В этом произведении - яркая картина домостроевского быта и "малосложных семейственных отношений у наших предков". Лермонтов описывает в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" грубую забаву жителей древнего Замоскворечья - кулачные бои:

     Как сходились, собирались Удалые бойцы  московские

Информация о работе Изучение Ахматовской Москвы как путь литературного образования школьников в процессе туристко-краеведческой деятельности