Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:26, дипломная работа
Гипотеза исследования: общее недоразвитее речи (ОНР) - многоаспектное нарушение, охвтывающее как речевые, так и неречевые возможности детей, являющиеся предпосылками к овладению письмом. Подготовка дошкольников с ОНР к овладению письмом будет эффективной при условии дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия, а также использования образовательной среды как средства формирования предпосылок готовности к овладению навыками письма.
B соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить лингвистическую, клиническуто, психолого-педагогическую,
дефектологическую и др. литературу по исследуемому аспекту проблемы.
2. Экспериментально изучить у дошкольников с ОНР состояние разных сторон устной речи, психических процессов и функций, являющихся предпосылками готовности к овладению письменной речью.
3.На основании данных исследования разработать систему дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок готовности к овладению писмом у детей с ОНР.
4. Осуществить контрольную экспериментальную проверку проделанной
работы, оценить её эффективность.
5. Сформулировать методические рекомендации по формированию предпосылок готовности к овладению письмом у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - состояние предпосылок к овладению письмо у дошкольников с ОНР.
ВВЕДЕНИЕ 3-9
ГЛАВА I . Психолого педагогические основы формирования готовности к овладению письмом старшими дошкольниками. 10 -59
I.1. Общие закономерности и условия овладения детьми 10-28
письмом.
I.2. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного 29 -41
возраста.
I.3. Ретроспективный анализ исследований по изучению 42-58
состояния письма у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Выводы по I главе 58-59
ГЛАВА II. Изучение подготовленности детей дошкольного 60-103
возраста с ОНР к овладению письмом. (констатирующий
эксперимент ).
II.1. Цель, задачи, методика и организация проведения 61-74
констатирующего эксперимента по овладению
графикой (письмом).
II.2. Характеристика обследованных детей 74-77
II.3. Анализ результаты констатирующего 77-102
эксперимента
Выводы по I I главе. 102-103
ГЛАВА III. Развитие предпосылок формирования 104-130
письма у дошкольников с ОНP (формирующий эксперимент )
III.1. Разработка и апробация системы корекционных 104-114
занятий по подготовке к письму старших
дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития.
III.2. Сравнительный анализ результатов констатирую- 114-129
щего и формирующего экспериментов.
Выводы по I I I главе. 130
Заключение 131-133
Литература 133-142
Приложения: 1. Протоколы обследования (образцы)
2. Критерии оценки выполнения заданий методики
констатирующего эксперимента.
3. Протоколы обследования детей (констатирующий и
формирующий эксперимент).
По наблюдениям И. К. Колповской, Л. Ф. Спировой, легко
Смешиваемыми оказываются свистящие и шипящие звуки (с, з, ц, ж, ш, щ,
ч). В письме детей с недоразвитием речи, наблюдаются замены букв, соответствующих этой группе звуков: заплакал — «жаплакал», уши — «уси» [18].
Р.Е.Левина считала, что смешение шипящих аффрикат со свистящими
(ц-ч, ц-щ), очевидно, возникает по причинам, аналогичным всем смешениям
шипящих со свистящими. Часто одновременно наблюдаются ошибки, отражающие расщепление аффрикат; например, «трисали», в котором с заменяет ш, отщепленное от щ [26, с. 48-97].
Нередко происходят замены букв р бквой л и наоборот: сверкнула — «свелкнула», дятлы — «дятры». Значительное число составляют замены, мягких согласных твердыми (сильный — «силный», Таню — «Тану») и твердых согласных мягкими (ловит мышей — «ловить мишей»). [18].
Среди ошибок, допускаемых детьми, особое своеобразие представляют случаи неправильного написания гласных. В письме детей на третьем уровне
недоразвития речи обращают на себя внимание те случаи ошибочного
употребления я, е, ю, и, когда они обозначают собой мягкость предыдущей согласной («открили» — открыли, «мила» — мыла, «супи» — зубы, «рипу»—рыбу, «воти» — воды).
Ошибки употребления гласных часто являются результатом
47
недостаточного различения мягких и твердых фонем, поскольку этим ошибкам сопутствуют обычно большое число ошибок употребления
мягкого знакa: «пилит» — пилить, «ходит» — ходить, «пыл» — пыль,
«ден» — день», «угол»—уголь, «цеп» — цепь [26, с.48-97].
«Рассмотрение ошибок, - пишет Р.Е.Левина, - также приводит нас к выводу, что отношение между дефектами произношения звука и ошибками
употребления соответствующей буквы носит сложный характер». Звуки м и н очень редко подвергаются искажению в произношении. Тем не менее
у детей с третьим уровнем недоразвития речи встречаются ошибки употребления соответствующих букв. Значительное сходство звучания двух носовых звуков м и н, по-видимому, затрудняет их дифференциацию на слух, что в свою очередь препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоятельных образований. Этим и объясняется взаимозамещение букв м и н при письме.
Влияние состояния фонематического и других видов языкового анализа на овладение письмом детьми с ОНР.
Как говорилось выше, большинство современных исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфий нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа [61].
В сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ и синтез звукового состава слова [68, с. 3-16], предложения на слова, текста на предложения. То есть обучение грамоте анапитико-синтетическим методом, предполагает наличие у ребенка всех видов языкового анализа.
48
Несформированность звукового анализа и синтеза у детей с недоразвитием речи приводит к невозможности овладения элементарным письмом [68, с. 3-16], т.к. обуславливает нарушения операции «моделирования звуковой структуры слова с помощью букв» при письме и «воспроизведения звукопроизносительного образа слова» при его прочитывании.
Другие виды языкового анализа и синтеза (анализ текста на предложения, предложения на слова) также являются основой осуществления операций письма, необходимых для записи мысли (по А.Р.Лурия).
Все вышеперечисленные факты обусловливают наличие специфических
нарушений в письме, обусловленных несформированностью фонематического и других видов языкового анализа и синтеза, у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения письма, обусловленные несовершенством фонематического и других видов языкового анализа и синтеза, в современной логопедической классификации называют «дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза» [23].
Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОНР.
Р.Е.Левина приводит следующие ошибки письма детей третьего уровня речевого развития, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза: пропуски букв: синый - сильный, видли – ведели; недописки - па -парь, це - цель, жа - жарь и др.; добавления: лушаи – лужи, рампа - ампа; перестановки: гет - где, Москав - Москва, марал – маляр и др.
49
Довольно распространены на этом уровне недоразвития речи, пишет Р.Е.Левина, ошибки, выражающиеся в слиянии двух и нескольких слов: седен - целый день, япил - я пил, оншилает — он желает и др.
Выразительным примером, подтверждающим обусловленность отклонений в письме недоразвитием речи представляют случаи раздельного написания элементов одного слова: и тот - идет, и дуд – идут и т.п.
Иногда ошибки слитного и и раздельного написания в сочетании с другими приобретают характер грубых искажений: анташ а - Наташа, сивитар - живет на дворе [26, с. 86-88].
Влияние состояния лексико - грамматического строя речи на овладение
письмом детьми с ОНР.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова и др. исследователи считают, что нельзя объяснить все ошибки в письме недостаточной
сформированностью звукового состава слова у детей. Многие ошибки, затрудняющие усвоение письма, обусловлены недостаточностью лексико-грамматического развития речи [18 с. 166-190].
Системный подход в понимании дисграфии у детей находит отражение в следующих положениях «Грамотное написание,
подготовляется еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте. Иное у детей с недоразвитой
речью. Их опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе гласных) еще более затрудняет образование тех
обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму» [26, с. 48-97].
50
На третьем уровне речевого развития аграмматизм в устной речи уже мало заметен. В письме же становятся заметными все погрешности пользования грамматическими формами.
Специфические нарушения фонетического принципа письма, обусловленные несформированостью лексико-грамматического строя речи, в современной классификации называют «аграмматической дисграфией», морфологического и традиционного принципа - «дизорфографией» [23, с.16].
Симптоматика аграмматической дисграфии у детей с ОНР.
Дети с недоразвитием речи испытывают больше трудности в усвоении и употреблении служебных слов. Результатом этого являются многочисленные ошибки в написании союзов, частиц («Лида неумеле плавать») и предлогов : слитное написание предлогов с другими словами: наполу - на полу, назапоре - на заборе; пропуски предлогов: кошка играет клубок - кошка играет с клубком, крылса лужи - у крыльца лужи; замены предлорв: у Ира на руках папочка - у Иры в руках бабочка; включении лишних предлогов, например: «Оля с маленькой с Ниной идет
домой» (Оля с маленькой Ниной идет домой).
Пропуск предлогов в целом ряде случаев вызывает нарушение связей в
словосочетаниях и влечет за собой ошибки морфологического характера: нарушения падежного и предложного управления (мальчик играет в мяча -
мальчик играет в мяч).
P.E. Левина, H.K. Колповская, Л.Ф.Спирова, Р.И.Шуйфер и др. авторы считают, что причину этого, по-видимому, следует искать в ограниченном
51
речевом опыте ребенка, при котором не оказывается достаточно прочных обобщенных связей между тем или иным предлогом и надежной формой существительного, требуемой этим предлогом. Образованию подобных связей, вероятно, препятствует семантическая несформировапность предлогов, с одной стороны, с другой — незавершенность процесса формирования склонения существительных.
Исследователи подчеркивают - причины указанных ошибок следует искать также в особенностях речевого развития детей. По данным А. Н.
Гвоздева, процесс формирования склонения относится к 5 -7 годам [11, с. 85-86]. У детей с недоразвитием речи этот процесс задержан и к моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным.
Ошибки употребления числа имен существительных также
оказываются довольно характерными. Вместо единственного числа в письме
часто встречаются употребления множественного и наоборот («пишет девочки», «деревья стоит»). Haблюдаются ошибки согласования имен
прилагательных с существительными в роде, в числе, в падеже ( «белая зайка»). Также характерны ошибки согласования в роде и числе глагола и
существительного: «в вазе было цветы» — в вазе были цветы; «яблони цветет»; «убирают капуста».
Количественная недостаточность словарного запаса, а в еще большей мере несформированность значений приводят к своеобразному использованию слов детьми с недоразвитием речи. В их письменной речи
употребляются в основном существительные и глаголы, реже встречаются
прилагательные, мотоимения, наречия. Отсутствующие в словаре ребенка слова заменится другими, сходными по семантике «девочка строит (плетет) венок», или по звучанию (вместо кувшинка — «кувшин»).
52
Замена слов может происходить и в результате смешения однокоренных слов с приставкой и без нее: «курица приносит яйцы». Подобные ошибки возникают в результате того, что дети, испытывая
трудности в морфологическом анализе, плохо овладевают смысловым
значением элементов слов, в частности приставок.
Детям с недоразвитием речи характерно использование слов, противоречащих общепринятому словоупотреблению в нашем языке: «мальчик сидел на скамейке, у пего висит калстук (галстук)».
Помимо приведенных случаев замен, можно наблюдать замену словами, созданными самим ребенком. Например, вместо сапожник - «почилышк», маляр — «красильщик», вышка — «прыжка». Такое словотворчество говорит о начавшемся «активном усвоении грамматических закономерностей родного языка[18, с,166-190].
Отечественные исследователи середины ХХ века считали симптомом аграммагической дисграфии учащихся с недоразвитием речи трудности членения текста на предложения и связанные с ними пунктуационные
ошибки.
Бедность словаряребенка, недостаточность представлений о звуковом составе слов, несформированность морфологического анализа затрудняют синтаксическое оформление мысли, а в тех случаях, когда она оформлена, — ее выделение из речевого потока. Поэтому дети с речевым недоразвитием не просто не усваивают правила употребления точки. Уровень
их речевого развития не создает основы для его применения [18, с. 166-190].
Симтоматика дизорфографии у детей с ОНР.
53
Многочислелрные ошибки, связанные с недостаточным усвоением правил правопсания, по мнению Р.Е.Левиной, И.К. Колповской, Л.Ф.Спировой, Р.И.Лалалевой и др. авторов, также в значительной мере отражают пробелы в формировании лексико- грамматической системы речи детей с ОНР.
Нормально говорящий ребенок практически овладевает морфологическим анализом, составляющим предпосылку правописания, в процессе устного общения.
У детей, формирование речи которых протекало в аномальных условиях (позднее начало, бедность запаса, ограниченность общения, дефект восприятия и пр.), надлежащей готовности к усвоению правила нет [26, с.
48-97].
Наибольшее количество таких ошибок падает на неправильное упот- ребление корневой гласной (чижи – «чежи»). Ошибки на безударные гласные занимают, как известно, значительное место и в письме детей с нормальной речью, но несравненно меньше, чем у детей с речевым недоразвитием [18, с.166-190].