Лекции по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:12, курс лекций

Краткое описание

Современная российская историческая наука базируется на многофакторном подходе к истории России конца XIX — начала XX в. В центре внимания исследователей оказываются проблемы оценочных характеристик социально-экономического развития Российской империи, формирования многопартийности и парла­ментаризма, а также развития основных направлений обществен­ной и политической мысли.

Содержимое работы - 1 файл

Новейшая история России.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

        Сама война не облегчила царскому правительству разрешение внутри-политических проблем. Она на какое-то время приостано­вила революцион-ную борьбу и процесс оформления либерально-оппозиционных сил. Однако патриотизм, охвативший либераль­ную интеллигенцию, улетучивался по мере следовавших одна за другой военных неудач. Необходимость политических преобразо­ваний была очевидной. Речь шла о том, кто будет их инициато­ром. И какой характер они примут.

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 4

1.        Назовите основные направления внешнеполитической деятельности Рос­сии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

2.        Почему именно Россия была инициатором сокращения гонки вооруже­ния?

3.        Кто был главным политическим противником России на международной арене и почему?

4.        Охарактеризуйте военный потенциал России и Японии накануне русско-японской войны.

5.        Могла ли Россия победить в войне с Японией и при каких условиях?

 

 

Тема  5    

                               РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.

                    1. Первая русская революция: хроника событий

      Качественные изменения уровня развития международного и российского капитализма в начале XX в., острота социальных и политических коллизий подталкивали Россию к буржуазно-демо­кратической революции. Она должна была разрешить типичные противоречия между трудом и капиталом, между капитализмом и феодально-крепостническими пережитками, между разви-тым в социально-экономическом и культурном отношении центром и отста-лыми национальными окраинами.

      Причины революции коренились в незавершенности полити­ческой и социально-экономической модернизации России.

   - сохра­нение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья,    

   - полное политическое бесправие,

   - отсутствие демократических свобод,  

   - острота национального и рабочего вопросов

создавали кризисную ситуацию в стране, разрешение которой требовало кардинальных перемен в самой политической системе самодержав­ного прав-ления.

      Поэтому в задачи революции входило свержение самодержа­вия и установление демократической республики, ликвидация сословного неравноправия, введение свободы слова, собраний, партий и объединений, ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, установление 8-часо-вого рабочего дня, признание права рабочих на стачки и создание профессио­нальных союзов, снятие национальных ограничений. Революция 1905—1907 гг. была буржуазно-демократической по своему харак­теру и призвана в первую очередь покончить с пережит-ками фео­дализма в России. В решении этих проблем проявляли заинтере­сованность широкие слои населения. Поэтому революция была в полном смысле этого слова народной. Однако движущие силы рас­ходились по сред-ствам и методам достижения конечных целей, образуя два больших лагеря: революционный с его радикализмом и в теории, и в практике (рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия города и деревни) и либеральный (средняя буржуазия и буржуаз­ная интеллигенция), выступавший за парламентские методы борьбы.

      Поводом для драматических событий, потрясших столицу и всю страну, явился в общем-то почти рядовой случай. В конце декабря 1904 г. админи-страция Путиловского завода уволила че­тырех рабочих вагонных мастерских из-за конфликта с мастером. Уволенные были членами организации зубатов-ского толка, воз­главляемой Гапоном, популярность которого в этот период была особенно велика. «До царя далеко, до бога высоко, — любил по­вторять Гапон народную поговорку. — О многом высшие власти не знают, а мы обратим внимание на положение рабочего класса не только фабрикантов, но и высших властей». И ему верили.

     Рабочие Путиловского завода потребовали отмены решения администра-ции об увольнении их товарищей. Получив отказ, 2 ян­варя 1905 г. они выска-зались за начало забастовки протеста. К пер­воначальному требованию доба-вились новые: 8-часовой рабочий день, отмена сверхурочных работ, повы-шение заработной платы и т.п. Администрация завода отвергла эти требова-ния. Тогда 3 ян­варя 1905 г. 13 тыс. путиловцев остановили станки. В течение не­скольких дней стачка охватила почти все крупные предприя-тия столицы. К 8 января 1905 г. бастовало почти  9/10 петербургских рабочих. Стачка переросла в общегородскую.

      В этот момент Гапон и предложил обратиться к самому царю, подав ему «рабочую петицию». Возмущение рабочих искало вы­хода, и предло-жение Гапона было встречено с одобрением широ­кой массой.

      Правительство было прекрасно осведомлено о том, что происхо­дило в рабочих районах. Совещательный штаб во главе с великим князем Влади-миром Александровичем разработал план действий войск против стачечни-ков: город был разбит на восемь секторов, в боевую готовность приведено 8 тыс. солдат и 3 тыс. кавалеристов.

     Воскресным утром 9 января около 140 тыс. рабочих Петербур­га со своими семьями двинулись к Дворцовой площади. Самую большую колонну Нарвского района возглавлял Гапон с рабочей петицией в руках. «И вдруг в воздухе что-то неровно и сухо про­сыпалось, дрогнуло, ударило в толпу десятками невидимых бичей, — вспоминал очевидец произошедшего М. Горький. — Тут и там раздавались стоны, у ног толпы легло несколько тел...».

      По официальным, сильно приуменьшенным данным, 9 янва­ря было убито 96 чел. и ранено 330. Но по подсчетам журналис­тов — очевидцев событий — убитых и раненых в различных райо­нах города насчиты-валось около, 4—6 тыс. чел.

     «Кровавое воскресенье» уничтожило монархическую веру, и Россия оказалась в объятиях революционной стихии. Ее размах был настолько си-лен, что современники констатировали начало в России гражданской войны.

Расправа над рабочими столицы потрясла всю страну, повсю­ду вспыхнули стачки солидарности. Революция разрасталась.

     Начавшись 9 января 1905 г., в своем развитии вплоть до 3 июня 1907 г., первая революция в России прошла несколько этапов.

    Первый этап — с 9 января до конца сентября 1905 г. — характеризо-вался поступательным развитием революционного движения по восходящей линии; небывалым ростом стачечного движения рабочих с преобладанием политических требований и совершен­ствованием своих организационных форм; расширением социаль­ной базы революции, включением в нее широких крестьянских масс, а также армии и флота.

    К наиболее важным событиям этого периода относились:

    - рас­стрел 140-тысячной мирной демонстрации 9 января 1905 г. в Пет­рограде («кровавое воскресенье»);

    - забастовки рабочих в Москве, Лодзи, Варшаве, Риге и Ревеле;

    -  всеобщая стачка в  Иваново-Вознесенске, начавшаяся 12 мая и про-должавшаяся 72 дня, в ходе которой был создан Совет рабочих уполномоченных (прообраз будущих Советов рабочих депутатов);

   - июльское восстание на бро­неносце «Князь Потемкин»;

   - февральско-мартовские крестьянские бунты, охватившие 1/6 часть уездов страны, и образование в мае Всероссийского крестьянского союза,

 

Второй этап — с октября по декабрь 1905 г. — явился высшим подъемом революции. Он включал в себя

   - начавшуюся в Москве Всероссийскую Октябрьскую политическую стачку,

   - Декабрьское вооруженное восстание в Москве,

   -  осенние крестьянские бунты, восстание матросов и солдат Черно-мор-ского флота под руковод­ством лейтенанта П. П. Шмидта (11 —15 ноября),

   -  зимние забастов­ки в Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Новорос­сийске, Красноярске, Чите, Владивостоке и ряде рабочих цент­ров Урала и Грузии.

    Третий этап — с января 1906 г. по 3 июня 1907 г.

— связан с плавным спадом стачечного движения. Если в течение 1905 г. было зарегистрировано 2,8 млн участников, то в 1906 г. — 1,1 млн, а в 1907 г. — 740 тыс. Наиболее значимыми моментами были

    -  подъем национального освободительного движения в Финляндии, При­балтике, Польше, на Украине, в Закавказье  под руководством местных националистических партий;

    - новая волна крестьянско­го движения летом 1906 г.;

    -  всплеск забастовочной борьбы тек­стильщиков и сельскохозяйственных рабочих;

    -  сокращение коли­чества организованных массовых выступлений и увеличение числа разрозненных акций.

     Революционное движение рабочих, солдат и крестьян в 1905— 1907 гг. являло собой действенное отражение освободительного движения на прак-тике со всеми его своеобразными чертами. Си­туация складывалась таким образом, что передовая часть дворян­ства выполняла историческую миссию буржуазии, рабочий класс представлял интересы крестьянства и, других трудящихся слоев. Во главе этого движения стояла российская интеллиген-ция с ее бла­городным подвижничеством, «комплексом вины» перед народом, внутренней разобщенностью и постоянными идейными поиска­ми и шатании-ями.

       Для освободительного движения в России были характерны идеологическая и организационная многоликость, перевес революци­онных тенденций над либеральными, ранняя социалистическая окраска, а на более поздних этапах комбинирование его потоков (пролетарского, крестьянского, национально-освободительного).

                         2. Зигзаги внутриполитического курса

         Начавшаяся революция застала самодержавие в очень сложном поло-жении. 17 февраля 1905 г. царь издал Манифест против «злоумышлен­ных вождей мятежного движения», пытающихся «разрушить су­ществующий государственный строй», с требованием к властям усилить карательные меры и с призывом «к благомыслящим людям» о поддержке. Между тем одновременно изданный указ Сенату разрешал петиции на высочайшее имя, посвященные «общей пользе и нуждам государственным», и возлагал их рассмотрение на Совет министров.

     18 февраля 1905 г. подписанный Николаем II рескрипт на имя Булыгина, самим же Булыгиным и составленный, провозглашал намерение привлечь «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке законодательных предположений». Булыгину поручалось председатель-ствование в Особом совещании для разработки концепции преобразований при условии непре­менного сохранения незыблемости Основных законов империи. Оно было закулисным, в то время как вся официальная деятель­ность сосредоточивалась вокруг проблемы установления единства высшего управления.

        В основу подготовленного министром внутренних дел проек­та создания Государственной думы была положена идея участия в ее работе лиц, избранных населением на более или менее про­должительный срок, для обсуждения всех законодательных пред­ложений. Сама по себе эта неприятная для Николая II идея была приукрашена историческим экскурсом. С его помощью доказы­валась историческая преемственность предлагаемого проекта, а также его направленность на обеспечение незыблемости само­державного характера политической власти в России.

      План Булыгина состоял в том, чтобы дать правительству возмож-ность лавировать между двумя законосовещательными учреж­дениями: Государственным советом, члены которого назначались царем, и Госу-дарственной думой. Главным при этом было закреп­ление ограничения компетенции Думы чисто совещательными функциями. Подобное дости-галось не тем, что Дума должна была стать низшей палатой по отноше-нию к Государственному совету, а прежде всего сохранением законода-тельного права только за царем.    В связи с этим вновь поднимался вопрос об объединенной деятельности министров. Опасаясь, что межведомственная борь­ба перенесется в Думу, Булыгин не исключал возможности рассмотре-ния законодательных предположений до внесения их в Думу в Совете мини-стров.

       Очевидно, что такое решение вопроса о представительстве не могло удовлетворить разгоряченного борьбою населения, различ­ные формы протеста которого порождали все более радикальные требования. Они стали более настойчивыми после разразившейся цусимской катастрофы.

       6 августа 1905 г. были обнародованы утвержденные царем ма­нифест об учреждении Государственной думы и положение о вы­борах в Государ-ственную думу. В них содержалось обещание создать не позднее середины января 1906 г. законосовещательную Государственную думу, «сохраняя не-прикосновенным Основной чакон Российской империи о существе самодер-жавной власти». Избирательный закон предусматривал куриальную систему (зем­левладельческая, городская, сельская курии) и обеспечивал при­ток в Думу прежде всего помещиков и крестьян, считавшихся опорой самодер-жавия.

       Однако радикализованное общество не удовлетворилось подоб­ными уступками власти. Желаемое «успокоение» страны обернулось массовым бойкотом предложенного варианта народного предста­вительства и дальнейшим подъемом революционной борьбы.

       Рассчитывая сбить волну революционного движения, Николай II

17 октября 1905 г. подписал Манифест «об усовершен­ствовании государ-ственного порядка».

       Манифест даровал населению «незыблемые основы граждан­ской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о расшире­нии состава думских изирателей за счет «тех классов населения, которые ныне совсем лише-ны избирательных прав», о предостав­лении Государственной думе зако-нодательных прав, о создании объединенного Совета министров. В то же время в документе ничего не было сказано о сословном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства.

        Поэтому манифест вызвал двоякое чувство в обществе — у револю-ционных партий продолжить борьбу с еще большим ожесто­чением, а у широких масс чувство радости, что пришел конец за­бастовкам и всякого рода беспорядкам.

       Вслед за изданием Манифеста 17 октября правительство приняло ряд мер политического и социального характера.

   21 октября была объявлена политическая амнистия. 3 ноября был обнародован цар­ский Манифест, который предусматривал уменьшение выкупных платежей наполовину в 1906 г. и полную их отмену в 1907 г.

24 но­ября была значительно расширена черта еврейской оседлости.

      31 октября, через две недели после знаменитого манифеста, последовал первый «акт твердой власти». Было объявлено воен­ное положение в Царстве Польском. Правительство обещало от­менить его только в том случае, если в стране наступит успокое­ние после начавшейся 2 ноября 1905 г. всеобщей забастовки в знак протеста.

Информация о работе Лекции по "История России"