Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:12, курс лекций
Современная российская историческая наука базируется на многофакторном подходе к истории России конца XIX — начала XX в. В центре внимания исследователей оказываются проблемы оценочных характеристик социально-экономического развития Российской империи, формирования многопартийности и парламентаризма, а также развития основных направлений общественной и политической мысли.
В конце декабря 1905 — начале января 1906 г. на первом учреди-тельном съезде этой партии были приняты устав и программа, которая состояла из четырех основных разделов. В первом давалась характери-стика капиталистического общества, во втором - международного социа-листического движения, в третьем анализировалась специфика условий социалистического движения в России, в четвертом была сформулирована программа действий партии. Стержнем этой программы являлась идея всемирной борьбы труда против эксплуатации человека, за достижение социализма через социальную революцию, развитие кооперации и самоуправление. Эсеры были сторонниками демократического социализма, поэтому их основными требованиями были установление политической демократии и социализация земли. В отличие от принятой на IV съезде РСДРП (апрель 1906 г.) новой аграрной программы с идеей национализации земли (передачи ее в полное распоряжение государства) эсеры выступали за социализацию земли, т.е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние –общине с последующим распределением по трудовой норме. По оценкам эсеров, в силу исторических традиций России социализм должен был начать создаваться прежде всего в деревне. В вопросах тактики эсеры придержи-вались линии использования всего арсенала форм борьбы, в том числе и политического террора.
6) В октябре 1906 г. от партии эсеров отделилась и организационно оформилась на конференции в Або (Финляндия) в Союз социалистов-революционеров-
7) В сентябре 1906 г. официально заявила о себе Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты или энесы). Ее лидеры А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский, А.Б. Петрищев, В.И. Се-мевский, В.И. Чарнолусский, С.Я. Елпатьевский, В.Г. Богораз-Тан высту-пали за особый для России путь к социализму через развитие общинных начал в русской народной жизни, что позволило бы миновать капитализм и установить демократическую республику.
Стремясь не допустить на почве общего отрицания существующего строя соединения трудящихся, требовавших социальной справедливости, с револю-ционной интеллигенцией, правительство с 1898 г. начинает создавать рабо-чие организации под тайным надзором полиции в русле чисто экономиче-ской борьбы. «Попечительская политика» самодержавия в рабочем вопросе получила название «полицейский социализм» или зубатовщина — по имени ее вдохновителя начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова.
При поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова в мае 1901 г. в Москве была создана первая зубатовская организация «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», пытавшаяся не допустить выхода рабочего движения за определенные, ограниченные полицией рамки.
Опираясь на подобного рода организации, рабочие получали возможность «мирным путем» улучшать свою жизнь. Задуманное Зубатовым (без сомне-ния, способного администратора, талантливого полицейского) было частью созданной им новой системы полицейского сыска путем реформирования порядка наружного наблюдения и внутреннего «освещения» с помощью тайной агентуры и «летучего филерского отряда».
Главным препятствием распространения зубатовщины была деятельность революционных организаций и партий, которые использовали нелегальные рабочие кружки для своей агитации. Однако Зубатову удалось создать широкую сеть полицейских агентов, пронизывавших революционные организации.
Самым известным был Е.Ф. Азеф, с помощью и под руководством полиции ставший во главе Боевой организации социалистов-революци-онеров. В мае 1908 г. он был разоблачен известным публицистом В.Л. Бурцевым, приговорен ЦК к смертной казни, но скрылся.
До революции 1905—1907 гг. либеральное и социалистическое течения развивались в рамках единого оппозиционного самодержавию движения, стремившегося добиться установления в России политических свобод. Определенное «полевение» либерального движения проявлялось в том, что часть представлявших его сил стала претворять на практике идею сближения с революционно-демократическими элементами. 17 сентября 1904 г. в Париже по инициативе «Союза освобождения» состоялся съезд оппозиционных и революционных партий, в котором приняли участие почти все левые организации кроме социал-демократов. Приглашения были разосланы 18 партиям и организациям, а приняли участие восемь. Социал-демократы проигнорировали это мероприятие. В подготовленном П.Н. Милюковым проекте резолюции говорилось о замене самодержавия «свободным демократическим режимом», о праве нации на самоопределение. От эсеров на совещании присутствовал провокатор Азеф, который и донес в полицию о его решениях.
Одновременно радикализовалось и земское движение.
Продолжало развиваться либерально-оппозиционное движение. В мае 1905 г. под председательством П.Н. Милюкова был создан антиправитель-ственный «Союз союзов», объединивший представителей 14 союзов по профессиям (профессоров, писателей, инженеров, юристов и т.д.), выступавших за «устранение захватившей власть разбойничьей шайки» и созыв Учредительного собрания. Эту идею поддерживал и сформирован-ный летом 1905 г. Всероссийский крестьянский союз. К концу лета 1905 г. оппозиционное либеральное движение концентрировалось вокруг требований представления населению равных политических и гражданских прав, а также проведения выборов в Думу на основе «четыреххвостки» (всеобщее, прямое, равное и тайное голосование).
Осенью 1905 г., после Манифеста 17 октября, партийно-организационно оформился либеральный лагерь. На основе правого «меньшинства» земско-городских съездов оформился правый фланг российского либерализма — октябризм. Посчитав, что в России после издания Манифеста 17 октября созданы необходимые политические предпосылки для движения по пути конституционной монархии, будущие октябристы начали создавать партию, взяв в качестве ее названия дату обнародования царского манифеста.
8) Организационно «Союз 17 октября» был задуман как «объединение всех партий центра, независимо от их второстепенных от линий и оттенков» и был весьма рыхлым образованием. С самого начала широкое распростра-нение в октябристской среде получило допускавшееся уставом параллельное членство в других партиях и организациях. Само членство в «Союзе 17 октября» не влекло за собой как выполнение каких-либо специальных партийных поручений, так и уплату фиксированных членских взносов.
Политическое лидерство персонифицировалось в деятельности А.И. Гучкова (а также его братьев — Ф.И. Гучкова и Н.И. Гучкова), Д.Н. Шилова и П.Л. Корфа, соответственно представлявших три социально-политических направления в октябризме: торгово-промышленное, дворянско-землевла-дельческое и дворянско-бюрократическое.
Видными членами «Союза 17 октября» были М.А. Стахович, князь Н.С. Волконский, Л.Н. Бенуа, В.И. Гурко, Б.А. Суворин, К.Г. Фаберже, Э.Л. Нобель, братья В.П. и П.П. Рябушинские и др. Географически подавляющее большинство местных отделов «Союза 17 октября» (помимо отделений Центрального комитета в Москве и Петербурге) возникло в земских губер-ниях европейской России с относительно развитым дворянским земле-владением. В губерниях же не земских и особенно на национальных окраинах России число октябристских организаций было невелико. Немногим больше (около 30) было и количество октябристских организаций в сельской местности.
В целом по своей социальной природе «Союз 17 октября» был партией служилого дворянства и крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии. Это определяло характер и содержание программных установок октябристов, которые начали формулироваться с ноября 1905 г., были приняты на I съезде «Союза 17 октября» в феврале 1906 г. и подвергнуты некоторой редакционной обработке на II (в мае 1907 г.) и III (в октябре 1909 г.) съездах.
Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были, однако, и против установления парламентского строя.
- Они поддерживали идею наследственной конституционной монархии, в которой император как носитель верховной власти был бы ограничен поста-новлениями Основных законов. В своих учредительных заявлениях
-они резко протестовали против лозунга о созыве Учредительного собрания.
- В области аграрной политики октябристы, помимо уравнивания крестьян в правах с другими сословиями, преобразования Крестьянского банка, наделения крестьян за счет государственных и удельных земель, развития переселения, допускали в исключительных случаях отчуждение частновладельческих земель за вознаграждение.
- Октябристы выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, за страхование рабочих организаций, собраний, траво рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд.
9) Левое, радикальное, крыло либерального движения представляла Кон-ституционно- демократическая партия- кадеты (с 1906 г. — Партия народной свободы), организационно оформленная на учредительном съезде 12—18 октября 1905 г. Окончательно она конституировалась на II съезде 4—11 января 1906 г. в Петербурге, где были внесены изменения в программу и устав. Ядро партии составили «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов», между представителями которых было достигнуто известное соглашение о том, что конституционная партия не должна быть республиканской и что демократическая партия не должна быть социали-стической. Тем самым партия получила «оттенок идейного, внеклассового движения, соответствующий традиционному настроению русской интел-лигенции. В соответствии с этим она стремилась к созданию своих ячеек среди различных слоев населения. Облегченные условия приема (зачастую требовалось лишь устное заявление желающего вступить в ряды кадетов), привлекательность умеренно-радикальной программы вызвали в конце 1905 г., зимой и весной 1906 г. бурный рост ее численности (70 тыс. чел., более 360 местных организаций). Основной источник финансирования ЦК состав-ляли пожертвования более состоятельных членов партии, выручка от благо-творительных мероприятий.
Первым председателем партии стал князь П.Д. Долгоруков, его заместителями — профессор В.Д. Набоков и адвокат Н.В. Тесленко. Позднее П.Д. Долгоруков полностью переключился на работу |в думской фракции и уступил председательское место Милюкову.
Оставив вопрос о государственном строе в своей программе нерешенным и избежав в ней даже лозунга Учредительного собрания, руководящее ядро кадетов (П.Б. Струве^И.И. Петрункевич, 1.А. Кизеветтер, Ф.Ф. Кокошкин) выступали против неограниченной монархии, ратуя за установление в России парламентского демократического строя.
Таким образом, кадеты намеревались объединить вокруг традиционных идей либерализма представителей всех слоев населения — от помещиков до рабочих. Программа предусматривала
- установление всеобщего избирательного права, демократических свобод и строгое соблюдение «гражданских политических прав лично-сти;.
- для удовлетворения крестьянских нужд в земле провозглашалось принудительное отчуждение частновладельческих земель с вознаграж-дение;
- в рабочем вопросе — право на стачки и 8-часовой рабочий день.
Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образу. Кадеты мечтали создать такое идеальное общество, в котором не было бы непреодолимых классовых конфликтов, установились гармоничные социальные отношения, создавались оптимальные условия для всестороннего развития личности. Фактически речь шла о создании право-вого демократического государства со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями.
Для достижения этих целей не исключалась возможность политической революции, но только в том случае, если власть будет упорствовать в своем нежелании проводить неотложные реформы. Однако предпочтение отдава-лось мирным средствам борьбы, предполагавшим использование рычагов парламентаризма, поискам разумного компромисса с самодержавным режимом.
10) Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали сформированные из правых кадетов и левых октябристов в июле 1906 г. Партия мирного обновления во главе с П.А. Гейденом, Д.Н. Шиповым, Н.Н. Львовым и Е.Н. Трубецким и в ноябре 1912 г. Партия прогрессистов во главе с А.И. Коноваловым, братьями В.П. и П.П. Рябушинскими, С.Н. Третьяковым.
Грань, отделявшая подобного рода общественно-политические групп-пировки друг от друга, была весьма подвижной и неустойчивой. Генетически связанные с октябристами мирнообновленцы на деле почти смыкались с кадетами. Целый ряд политических образований октябристского толка (Партия правового порядка во главе с А.А. Тарасовым, Народная партия «Союза 17 октября» в Екатеринославе, Общество правового порядка и Манифеста 17 октября в Коломне, Партия за царя и порядок в Калуге и др.) в своей практической деятельности нередко отличались от крайних монархистов лишь по названию.
Первая революция, и прежде всего Манифест 17 октября 1905 г., подтол-нули создание традиционалистски-
Однако следует учитывать, что среди представителей правого лагеря только черносотенцы (ревнители самодержавных устоев, участники патрио-тических манифестаций и погромщики) имели партийные организации и только они выделялись среди своих монархических союзников и единомыш-ленников особым подходом к узловым политическим вопросам — экстремиз-мом. Именно поэтому черносотенцы получили еще одно название — «революционеры справа».
11) Самой крупной черносотенной организацией был созданный в ноя-бре 1905 г. Союз русского народа, возглавляемый сыном полицейского А.И. Дубровиным. Вместе с Русской монархической партией (И.И. Восторгов, В.А. Грингмут), Русским народным союзом имени Михаила Архангела (В.М. Пуришкевич), Всероссийским союзом земельных собственников (В.Н. Ознобишин, А.А. Чамодуров) он занимался травлей «иноверцев», революционной и либеральной интеллигенции. Расправы и погромы чинились вооруженными дружинниками, «черными сотнями».