Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:12, курс лекций
Современная российская историческая наука базируется на многофакторном подходе к истории России конца XIX — начала XX в. В центре внимания исследователей оказываются проблемы оценочных характеристик социально-экономического развития Российской империи, формирования многопартийности и парламентаризма, а также развития основных направлений общественной и политической мысли.
Черносотенцы вобрали в свои программы важнейшие принципы ряда доктрин и учений XIX в., которые были переработаны и подогнаны к новым историческим условиям. Вопреки историческим фактам
- они идеализировали допетровскую Русь как общество социальной гармонии.
- Отрицая научные и технические достижения Запада, черносотенцы объявляли европейскую цивилизацию порождением несовершенного человеческого разума подчеркивая при этом, что материальный прогресс неминуемо оборачивается потерей духовности.
- Крупному промышленному производству крайне правые предпочи-тали народные промыслы, ремесленные мастерские, небольшие частно-владельческие предприятия.
- Монополию капитала они намеревались обуздать посредством моно-полии государства.
- Не думая о расширении государственного сектора, они, напротив, пред-лагали передать часть казенных земель крестьянам. Частнопредпри-нимательскую инициативу надлежало поставить под контроль прежде всего в сельскохозяйственной сфере.
- На социальную же сферу государственное регулирование не должно было распространяться.
Закономерность возникновения социализма объяснялась протестом против безжалостной капиталистической эксплуатации.
Сама же критика социализма сопровождалась многочисленными натяж-ками. Убежденные в превосходстве монархии над республикой они в то же время не могли определиться с вопросом о происхождении монархии. Почти все они сходились на том, что современная монархия не имеет ничего общего с древнерусским самодержавием и сосредоточивали свое внимание на критике демократии.
Социальная демагогия черносотенцев, когда они одновременно и поддерживали частную собственность, и посягали на имущества части правя-щей элиты, была чревата серьезными последствиями. Критические залпы по бюрократии и монополистам рикошетом били по самому самодержавию.
Активное партийно-организационное строительство конца XIX — начала XX в. свидетельствовало о формировании в России многопар-тийной систе-мы, включавшей в себя свыше 120 политических партий различной социаль-ной, национальной и религиозной направленности.
По отношению к существовавшему российскому самодержавию все партии условно можно дифференцировать на революционные (социали-стические), либеральные (реформаторские) и консервативные (охраните-льные, традиционалистские).
В то же время основные социальные слои России не имели «своих», адекватно выражавших их интересы партийных формирований. Не было в России и правительственной партии, поскольку правительственный кабинет назначался лично царем, и все партии в той или иной степени находились в оппозиции правительству. Лишь на короткое время на роль такой правительственной (столыпинской) партии претендовали октябристы (1907—1911 гг.).
Ни одна из российских политических партий вплоть до февраля 1917 г. не прошла испытания властью. Поэтому все они были сильны в критике сущест-вующего строя и крайне беспомощны в конструктивной политике. Весьма проблематично было определиться и с легальностью политических партий.
Сложность социально-политических процессов в России в начале XX в., обусловленных глубоким социокультурным расколом, диктовала известную размытость границ любой классификации, наличие множества промежуточ-ных партийных формирований.
Типичным было как их создание, так и исчезновение, сопровождавшееся объединением мелких в более крупные и распадом крупных на более мелкие. Все это находилось в прямой зависимости от трансформационных тенден-ций политической системы в процессе ее перехода от традиционного обще-ства к либерально-индустриальному и совокупности препятствующих этому причин. Это был путь сложного высвобождения отечественной политической системы от самодержавного содержания с изменением ментальных цен-ностей.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 3
1. В чем заключались особенности легитимности политической власти в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.?
2. Почему рост забастовочного движения свидетельствовал о наличии социокультурного кризиса в Российской империи?
3. Почему политические события в России осени 1904 г. были названы «либеральной весной»?
4. Сформулируйте особенности формирования российских политических партий в начале XX в.
5. Определите особенности рабочего движения в 1895-1900 гг. и в 1901-1904гг.
6. По каким признакам можно дифференцировать оппозиционное движение в России конца XIX - начала XX в.?
7. Что было определяющим в дифференциации российских политических партий при решении аграрного вопроса?
Тема 4
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: БОРЬБА
ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Международная обстановка на рубеже XIX - XX вв. определялась усилением тенденций к новому переделу мира. В число великих держав, способных определять ход мировой политики, используя свою военную, промышленную и финансовую мощь, уверенно вошли Германия и США, а также Япония и Италия. Они теснили традиционных лидеров — Велико-британию и Францию. Российская империя продолжала входить в число государств, обладавших определенным международным авторитетом. Это определялось ее географическим положением, геополитическими, страте-гическими и экономическими интересами. Вместе с тем Россия не могла не считаться с факторами своего военно-технического отставания от передовых держав, зависимости от иностранных капиталов, а также внутренней социальной напряженности.
Свою внешнеполитическую стратегическую линию самодержавие должно было соизмерять с учетом повышенной конфликтности противо-речий между Германией, Великобританией, Францией и Россией. Серьезную опасность таили в себе борьба между Германией и Францией за Эльзас и Лотарингию, борьба Германии, Австро - Венгрии и России за влияние на Балканах, борьба между Германией, Францией и Англией за Черномор-ские проливы, за сферы влияния на Среднем и Дальнем Востоке, а также в Центральной Азии.
Внешнеполитический курс России отличался крайней противоречивостью и непоследовательностью. Часть правящей верхушки (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин) предпочитала разрешение всех возникших коллизионных ситуа-ций дипломатическим путем. Однако немало было сторонников и экспан-сионистских методов борьбы за урегулирование конфликтных вопросов (А.П. Извольский, С.Д. Сазонов). Возглавлявший с 1900 г. министерство иностранных дел В.Н. Ламздорф отличался крайней осторожностью в решении любых внешнеполитических вопросов, избегая каких-либо конфликтных и проблематичных ситуаций.
1. Приоритеты внешней политики Российской империи
Стремясь сохранить свое место в числе ведущих мировых держав и осознавая собственную слабость в международной конкуренции за перераспределение сфер влияния, Россия в августе 1898 г. выступила инициатором проведения международной конференции по вопросам ограничения роста вооружений, численности армий и флотов, а также мирного разрешения межгосударственных конфликтов. Она состоялась в мае—июне 1899 г. в Гааге с участием почти всех европейских государств, а также США, Мексики, Турции, Японии, Китая, Ирана, Сиама. Хотя действенных мер по приостановке гонки вооружений принять не удалось, тем не менее был учрежден международный арбитражный суд, подписаны конвенции об обычаях и традициях войны, о запрещении разрывных пуль и употреблении снарядов, распространяющих удушливые газы. Окончательное политическое оформление этих решений произошло на второй конференции в Гааге в 1907г.
Основное внимание внешней политики России сконцентрировалось на укреплении союзнических отношений с центрально-европейскими держава-ми. В 1899 г. были подтверждены условия русско-французского военно-политического соглашения, заключенного в 1891 — 1893 гг. с откро-венно антигерманской направленностью. Одновременно Россия делала попытки примкнуть к англо-французскому договору 1904 г., урегулиро-вавшему спорные вопросы в Африке и создававшему основы для военно-политического сотрудничества Англии и Франции.
Весьма непростым было традиционное для России ближневосточное направление. Разразившийся в 1894 г. очередной ближневосточный кризис грозил обернуться для России военным конфликтом с Англией из-за проливов Босфор и Дарданеллы и осложнением отношений с Францией, не желавшей поддерживать Россию. Положение усугубилось резкой поляризацией верхушки России относительно начала военной экспедиции на Босфор для его занятия. Однако общими усилиями европейской дипломатии кризис удалось преодолеть.
В рамках этой политики в 1896—1897 гг. России удалось восстановить прерванные десять лет назад русско-болгарские отношения и подписать в 1897 г. соглашение с Австро- Венгрией о поддержании статус-кво на Балканах. Расширяя таким образом свое влияние в этом регионе, Россия все-таки не могла противостоять проникновению в Турцию германского капитала и укреплению политических связей между Германией и Османской империей.
Также неудачно для России складывались ее взаимоотношения с Великобританией в области разграничения сфер влияния на Среднем Востоке, в Иране и Афганистане.
Гораздо успешнее выглядела внешнеполитическая деятельность российского самодержавия на Дальнем Востоке. В 1896 г. был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и сооружении железной дороги из Забайкалья через китайскую терри-торию до Владивостока (Китайско-Восточная железная дорога). В 1898 г. Россия заклюючила с Китаем договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и превращения Порт-Артура в базу Тихооке-анского флота. По конвенции эта аренда не должна была нарушать верховных прав Китая на эту территорию, которая объявлялась закрытой для судов всех иных стран, кроме России и Китая. В соответствии же с соглашением 1902 г. в Манчжурии восстанавливалась власть китайского правительства, объявлялось о выводе в течение полутора лет русских войск с этой территории и сохранении численности и дислокации здесь китайских войск.
Вовлечение в хозяйственный оборот громадной территории Восточной Сибири и Приморья открывало широкие перспективы для развития россий-ского капитализма. Это не могло не остаться без ответной реакции главных соперников России в этом регионе — Японии и Великобритании. По зак-люченному в 1898 г. соглашению с Японией Россия признала преобладание в Корее японских экономических интересов. Англия же смогла добиться заключения нового китайского займа, а также занять один из китайских портов в качестве своей военно-морской базы.
2. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Причины русско-японской войны определялись острым соперничеством ведущих держав за приобретение на Дальнем Востоке своих сфер влияния. Оно особенно активизировалось в период очередного кризиса Цинской империи 1899—1901 гг. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию. Перспектива перехода Северо-Восточного Китая под полный контроль России привела к очередному витку напряженности в русско-японских и русско-английских отношениях. В 1902 г. был подписан англо-японский договор о совместных действиях против России в случае русско-японского конфликта. Этот договор фактически поддержали и США, выступавшие за предоставление каждой из держав равных возможностей в Китае («доктрина открытых дверей»).
Начавшиеся в 1903 г. по инициативе Японии русско-японские переговоры о судьбах Маньчжурии и Кореи затягивались. Обвинив в этом русскую дипло-матию, правительство Японии 24 января 1904 г. разорвало дипломатии-ческие отношения с Россией, а в ночь на 27 января 1904 г. японский флот без официального объявления войны атаковал русскую эскадру на рейде Порт-Артура.
Обладавшая огромным военным потенциалом Россия надеялась на быструю победу. Однако ее военные ресурсы оказались значительно слабее японских. Благодаря близости к театру военных действий Япония могла полностью задействовать свои ресурсы добиться ощутимого перевеса над более сильным противником. Русское же командование (главнокоман-дующим русской армии в Манчжурии был назначен генерал А.Н. Куропат-кин) планировало перейти в наступление с последующим десантир-ованием на Японских островах лишь после переброски основных резервов из европейской части России, ограничившись оборонительной тактикой.
В феврале—апреле 1904 г. японские войска высадились на Ляодунском полуострове и в Южной Манчжурии, а к маю им удалось отрезать Порт-Артур от основных русских сил. Последующая оборона Порт-Артура и его капитуляция в декабре 1904 г., поражение русской армии под Мукденом в феврале 1905 г. и разгром и Тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе в мае 1905 г. а фоне разворачивавшихся революционных событий внутри страны сделали военное поражение России неизбежным.
Мукденское сражение (5—24 февраля 1905 г.) — одно из крупнейших сражений мировой истории. С обеих сторон в боях участвовало свыше 660 тыс. чел. Японцы начали наступление на неделю раньше предполагавшегося наступления русских войск, что порушило все планы нашего руководства. Оборонительная тактика русского командования не могла привести к успеху, в то же время не была реализована и цель японского командования — окружить и уничтожить русские армии. Сражение закончилось отходом русских войск, в ходе которого они понесли большие потери (81 тыс. чел.). Потери японцев составили 71 тыс. чел.
Цусимское морское сражение (14—15 мая 1905 г.) — это бой у острова Цусима военных кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр в составе 30 боевых кораблей с японским флотом (120 кораблей). Главной целью русского флота был прорыв во Владивосток. Японский флот имел задачу полного разгрома российского флота. Несмотря на мужество и героизм российских офицеров и солдат, потери для них были катастро-фическими. Было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. чел. личного состава эскадр погибло более 5 тыс. чел.
В августе 1905 г. в городе Портсмуте (США) был подписан мирный договор. Благодаря усилиям Витте, который возглавил русскую делегацию, удалось отклонить японское требование о контрибуции, наиболее унизительное для великой державы условие. Россия уступала южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чаньчунь. Японии предоставлялись выгодные условия рыбной ловли в Японском, Охотском и Беринговом морях. Влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано.