Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:12, курс лекций
Современная российская историческая наука базируется на многофакторном подходе к истории России конца XIX — начала XX в. В центре внимания исследователей оказываются проблемы оценочных характеристик социально-экономического развития Российской империи, формирования многопартийности и парламентаризма, а также развития основных направлений общественной и политической мысли.
Несмотря на осознание политической потенции рабочего класса, правя-щие круги далеко не однозначно определяли контуры своей политики. Либералы исходили из необходимости опираться на закон при разрешении конфликтных ситуаций между трудом и капиталом. Консерваторы же были сторонниками идеи попечительства как части правительственной доктрины, построенной на принципе особой, самобытной эволюции России.
Разногласия опять принимали форму ведомственных распрей между Министерством внутренних дел и Министерством финансов. Единодушие же появлялось лишь в целесообразности использования репрессивных мер в борьбе с нараставшей социальной напряженностью, реализовывавшейся в активизации общественно-политического движения и усилении стачечной борьбы.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 2
1. Каким был политический режим в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.?
2. На каких идеологических принципах базировалось российское самодержавие?
3. Что свидетельствовало о кризисном состоянии политической системы в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.?
4. Перечислите основные направления социальной политики самодержавия в начале XX в.
5. В чем проявлялись модернизационные усилия царизма по совершенствованию политической системы на рубеже двух столетий?
6. Почему в правящей элите царской России не было единодушия в определении основных направлений .социальной политики?
Тема 3
3. ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
В САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Сложность и противоречивость модернизационного процесса России на рубеже XIX—XX вв. неизбежно должны были проявиться в усилении обще-ственно- политического движения, направленного на освобождение полити-ческой системы от тормозивших ее развитие феодальных пережитков. При всей своей внутренней неоднородности (революционное и либеральное кры-ло), неравномерности и зигзагообразное развития антиабсолютистское осво-бодительное движение в рассматриваемый период не только расширялось и углублялось, привлекая на свою сторону все новых сторонников, но и посте-пенно распространялось от «верхов» общества к его «низам» и неизбежно радикализировалось.
Значительный общественный резонанс приобретало рабочее движение. Если в 1890—1894 гг. было зарегистрировано 180 стачек, то в 1895—1900 гг. — их уже произошло 850. Рост забастовочного движения активизировал царское законотворчество. Законом от 2 июня 1897 г. запрещались забастовки и предусматривались наказания за участие в них — тюремное заключение до 4 месяцев. Лишив рабочих права созда-вать свои профессиональные организации, правительство взяло на себя ответственность за выполнение экономиических требований и тем самым подтолкнуло рабочее движение к переходу от экономических требований к политическим, усилив протест против существующей власти. Приостановить рабочее движение в этом направлении не могли ни закон от 2 июня 1897 г., подвергавший фабрикантов за нарушение фабричного законодательства штрафу до 300 руб. или аресту до одного месяца, ни закон 1903 г. об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими на производстве.
В 1903-1904 гг. политические требования были характерны уже более чем для 50% всех рабочих выступлений. В 1900-1904 гг. было зарегистрировано около 1000 стачек, в которых приняло участие почти 500 тыс. чел. Наибольшим размахом отличались массовое политическое выступление (3,5 тыс. чел.) на Обуховском военном заводе в Петербурге («Обуховская оборона», май 1901 г.), ростовская стачка (ноябрь 1902 г.), всеобщая стачка рабочих юга России (200 тыс. чел., июль 1903 г.), 18-дневная все-общая стачка рабочих Баку (декабрь 1904 г.).
За 1900-1904 гг. произошло около 600 крестьянских волнений. Наибо-лее крупным было восстание 150 тыс. крестьян в Полтавской и Харьковской губерниях весной 1902 г., сопровождавшееся разгромом помещичьих имений. Массовыми карательными действиями правительство задушило кресть-янские волнения, наложив на крестьян за понесенные помещиками «убытки» дополнительный налог в 800 тыс. руб.
С середины 90-х гг. XIX в. не прекращались студенческие волнения.
2 апреля 1902 г. был убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Зани-мавший этот пост с октября 1899 г., он был противником разрушения кресть-янской общины как одного из устоев государственного порядка. В рабочем вопросе он отстаивал идею «попечительства» и повышения роли прави-тельства в отношениях между рабочими и предпринимателями. Для борьбы с революционным движением министр внутренних дел считал необходимым «в среде самого рабочего класса создать устойчивые и консервативные элементы, которые явились бы опорой существующего общественного строя... сознательно, в силу ясно понимаемой и повседневно ощущаемой тесной связи личных своих интересов с интересами порядка и спокой-ствия в области промышленной жизни».
Возросшая активность народных масс свидетельствовала о глубоком социальном кризисе. Она стимулировала рост оппозиционного самодер-жавию либерального движения. Этот процесс особенно стал заметен после назначения в 1902 г. министром внутренних дел В.К. Плеве.
С первых дней своей министерской карьеры Плеве начал «войну» с российским либерализмом, переживавшим на рубеже XIX-XX вв. каче-ственно новый этап своей эволюции. Наряду с дворянскими (земскими) либералами появились либеральные интеллигенты, наиболее остро осознав-шие несоответствие между объективными потребностями развития стран и царским самодержавием, углубление конфликта между властью и обществом. Интеллигенция внесла в либеральную идеологию и политику элементы демократизма (введение всеобщего избирательного права, демократических свобод, реализация требования культурного самоопределения наций и народностей России), социального реформаторства (принудительное отчуждение части помещичьей земли за выкуп, лега-лизация профессиональных союзов, постепенное введение 8-часового рабочего дня и социального страхования), новой тактики (создание нелегальных организаций, нелегальных печатных органов, поддержка мирных политических забастовок, оказание материальной и техниче-ской помощи революционным партиям и организациям).
Российская революционная интеллигенция, которая практически и соз-дала большинство отечественных революционных партий, внесла в этот про-цесс не только бескорыстный энтузиазм, увлеченность и страсть, но и такие субъективные качества, как крайнее революционное нетерпение, озлобле-ние против унижавшей их власти, нетерпимость к инакомыслию, стремление облагодетельствовать народ, часто даже не спрашивая о его собственных желаниях. К этому можно было бы добавить недостаток позитивных знаний и практического опыта, преобладание критического, разрушительного начала над созидательным и конструктивным.
В 1899 г. в Москве возник кружок «Беседа», объединивший в 1902 г. примерно 20 либеральных земских деятелей, а в октябре 1905 г.- около 60 чел., поставивших своей целью «борьбу за свободу местного самоуправ-ления» (князья П.Д. Долгоруков и Д.И. Шаховской, графы С.Д. Шереметьев и А.А. Бобринский и др.). При всей пестроте взглядов участников «Беседы» в ее составе четко обозначились два направления: «собеседники-славянофи-лы», считавшие необходимым добиться созыва земского представитель-ства с совещательными правами, и «собеседники-
Первым крупным шагом в программном и организационном офор-млении российского либерализма явилось издание с июня 1902 г. по октябрь 1905 г. в Штутгарте под редакцией П.Б. Струве журнала «Освобож-дение». В его первом номере, который вышел 18 июня 1902 г., было помещено программное заявление «От русских конституционалистов», включавшее в себя требования политических свобод и бессословного народ-ного представительства «в постоянно действующем и ежегодно созываемом учреждении с правом высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета». Намеченные преобразования мыслились исключительно в виде реформ «сверху». Таким образом, его авторы П.Н. Милюков, И.И. Петрункевич, Д.И. Шаховской надеялись убедить правительство пойти на разумный компромисс с обществом и одновременно найти общий язык с революционной демократией.
Из-за неизбежных разногласий, вызванных изменением социального состава либерализма и его «полевением» за счет интеллигенции, летом и осенью 1903 г. оформились соответственно две организации- «Союз осво-бождения», предлагавший развернутую радикальную программу реформи-рования России по образцам западноевропейского парламентаризма, и
«Союз земцев-конституционалистов», выступавший за учреждение зако-носовещательного органа из представителей местных самоуправлений. Создание двух параллельно действовавших союзов свидетельствовало о неудачной попытке объединить разнородные элементы оппозиционного движения и заставляло его лидеров искать пути сближения, а также новых союзников в борьбе против самодержавия.
В 80—90-х гг. XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений: 1883 г. - Петербургская группа партии русских социал-демократов во главе с Д. Благоевым, 1885 г. - «Товарищество петербург-ских мастеровых» во главе с П.В. Точисским, 1899 г. — группа М.И. Бруснева «Социал-демократическое общество», кружки Н.Е. Федосеева в Казани. Они стояли на позициях революционного марксизма и предприняли первые шаги к пропаганде его идей среди российских рабочих.
Начало широкого распространения марксизма в России связано с дея-тельностью созданной в 1883 г. в Женеве группой «Освобождение труда» (1883-1903 гг.). В ее состав вошли эмигрировавшие из России члены народ-нической организации «Черный передел» П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов. Политические взгляды группы «Освобождение труда» были сформулированы в ее «Программе» (1884 г.) и «Проекте Программы русских социал-демократов» (1887 г.). Лидер этой организа-ции Г.В. Плеханов был убежден в том, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, как утверждали народники, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания его партии, которая должна возглавить революционную борьбу против самодер-жавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалисти-ческая революция возможна только после свершения буржуазно-демо-кратической революции.
Плеханов и его соратники перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Благодаря этому марксизм стал важным тече-нием русской общественной и революционной мысли конца XIX -начала XX в." Он нашел серьезное теоретическое подкрепление в трудах видных экономистов и философов П.Б. Струве, М.И. Туган- Барановского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.А. Кистяковского и др., так называемых «легальных марксистов». Излагая марксистское учение в форме, позволяющей обойти русскую цензуру, они в отличие от народников подчеркивали прогрессивность капитализма по сравнению с феодально-патриархальным развитием, но при этом отстаивали реформистский путь развития, выступали против социалистической революции и дик-татуры пролетариата. «Легальные марксисты» считали, что в борьбе за изменения в политическом строе России необходимо основываться на принципах права и законности, легальности и. легитимности.
Особое место в процессе проникновения марксизма в Россию занял соз-данный в 1895 г. из разрозненных социал-демократических кружков Петербурга «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», воспри-нявший учение К. Маркса и Ф. Энгельса прежде всего как теорию рево-люционной ликвидации существующего строя и стремившийся возгла-вить рабочее движение и создать партию рабочего класса. Среди его руководителей были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский.
Активная деятельность петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и рост массового рабочего движения сопровождались пра-вительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были арестованы лидеры этой организации. Однако процесс создания социал-демократических партий продолжался.
Особенностью российского партогенеза было складывание полити-ческих партий первоначально на окраинах России. Вот несколько первых организаций: 1890 г. Тифлис - армянский революционный союз
1) «Дашнакцутюн»;
2) 1896 г. — литовская социал-демократическая партия;
3) 1897 г. Вильно — Всеобщий еврейский союз рабочих в Литве, Польше и России («Бунд»).
Первые шаги к образованию российской социал-демократической партии были предприняты в марте 1898 г. на I съезде в Минске. В Манифесте об образовании партии указывалось на преемственность РСДРП по отношению ко всему предшествующему революционному движению в России и на ее связи с международной социал-демократией.
4) Оформление же РСДРП произошло на ее II съезде, проходившем с 17 июля по 10 августа 1903 г. сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Принятая на нем программа партии конечной целью провозглашала осуществление социализма путем социальной революции и установления диктатуры пролетариата (программа максимум). В качестве ближайших задач (программы минимум) рассматривалось
1-низвержение самодержавия,
2- установление демократической республики и широкого
местного самоуправления,
3-введение 8-часового рабочего дня,
4-а также возвращение крестьянам отторгнутых от их наделов
во время проведения реформы 1861 г. отрезков,
5- отмены выкупных и оброчных платежей за землю, возвращение выкупных сумм.
В результате острых дискуссий о принципах построения партии (Ленин выступил за строго централизованную партию, спаянную железной дисцип-линой и работоспособностью ее членов, а Мартов - за индивидуальную свободу членов партии) российская социал-демократия размежевалась на два течения - большевизм и меньшевизм, представители которых вплоть до марта 1917 г. считались состоящими в одной партии.
Меньшевики (П.Б. Аксельрод, Г.В. Плеханов, Л. Мартов, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан, А.С. Мартынов), ориентируясь на идеи западноевропейской социал-демократии, стремились к соглашению с либералами и созданию широкой демократиической партии.
Большевики (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Богданов, А.Г. Шляпников, Г.К. Орджоникидзе и др.), наоборот, идеализировали насильственные формы борьбы, а соглашению с либералами предпочитали установление союзнических отношений с революционно настроенным крестьянством.
5) Партия социалистов-революционеров (эсеров) была провозглашена в конце лета 1900 г. в Харькове на съезде представителей эсеровских групп и кружков Одессы, Харькова, Киева, Екатеринослава и др., стремившихся к объединению на принципах модернизированной народнической идеологии и элементов марксизма («Южная партия»). Этому событию предшествовало возникновение в 1896 г. в Саратове «Союза русских социалистов-револю-ционеров» («Северный союз эсеров»), который в 1901 г. выпустил два номера газеты «Революционная Россия» с материалами программного характера. Датой же образования партии можно считать обнародование в январе 1902 г. в газете «Революционная Россия» сообщения о том, что произошло объединение всех эсеров в единую партию. Ее лидерами и членами были В.М. Чернов, Б.В. Савинков, Е.К. Брешко-Брешковская, Н.Д. Авксентьев, Г.А. Гершуни, Л.М. Клячко, В.М. Зензинов, П.В. Чайковский, И.И. Фундаминский и др.