Оценка системы корпоративного управления банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

В управлении есть последовательность: (...) сначала наведи порядок в близком, потом наведи порядок в далеком; потом наведи порядок в распоряжениях, потом наведи порядок в наказаниях; (...) сначала наведи порядок среди сильных, потом наведи порядок среди слабых; сначала наведи порядок в большом, потом наведи порядок в малом; сначала наведи порядок в своей жизни, потом приводи к порядку других.

Содержание работы

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Опыт построения системы корпоративного управления в России.
1.1 Изучение международного опыта.
1.2 Адаптация к российским условиям.
1.3 Передовой опыт реализации принципов корпоративного управления.

2. Анализ особенностей корпоративного управления в банковском секторе.
2.1 Принципы эффективного корпоративного управления в банках.
2.2 Управление рисками: обязанности ключевых игроков.
2.3 Оценка уровня корпоративного управления в компаниях-клиентах.
2.4 Методика анализа системы корпоративного управления в банках.

3. Оценка системы корпоративного управления банка «ХХХХХ» (ОАО).
3.1 Анализ системы корпоративного управления банка «ХХХХХ» (ОАО).
3.2 Оценка рейтинга корпоративного управления банка «ХХХХХ» (ОАО).
3.3 Рекомендации по повышению рейтинга корпоративного управления банка «ХХХХХ» (ОАО).

Выводы
Литература

Содержимое работы - 1 файл

Корпоративное управление в Банке (дипломная работа).doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на расширение круга публичных компаний, большинство ОАО остаются "квази-открытыми" обществами, не ориентированными на допуск внешних инвесторов. Такие компании являются, по сути, частными, закрытыми. Если первоначально регистрируемые предприятия обычно создаются в форме ООО, то для существующих предприятий выбор формы ОАО был зачастую навязан при приватизации. Сохранение этой формы означает лишь низкие издержки ее поддержания. Действительно, между ОАО и ЗАО почти нет различий по процедурам корпоративного управления.

 

1.3 Передовой опыт реализации принципов корпоративного управления.

Для экономически развитых стран мира характерны как общие закономерности их формирования и функционирования их экономических систем, так и значительные элементы национальной специфики. Это относится и к организации в них корпоративного управления, включая корпоративное управление в банках.

Корпоративному управлению в банковских секторах разных стран присущи общие базовые принципы и формы организации, применение которых, однако, отличается особыми национальными чертами.

В современных условиях общность базовых признаков корпоративного управления в банковской сфере проявляется в определенных правовых, методических и организационных моментах.

Правовой основой функционирования и совершенствования корпоративного управления выступают выработанные в международной практике корпоративные кодексы, стандарты и нормы, трансформируемые в национальные кодексы корпоративного поведения. Сегодня кодексы и стандарты корпоративного управления определяют совокупность общепризнанных в экономически развитых странах принципов и методов деятельности, используемых, в частности, в банковской сфере.

Как уже отмечалось, разработкой указанных стандартов, рассматриваемых в международной практике как минимальные качественные требования к организации управления в компаниях, которые должны применяться инвесторами и финансовыми компаниями в различных странах, активно занимается целый ряд международных финансовых организаций, в том числе Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк. Особое значение придается деятельности, которую в данном направлении ведет Базельский комитет.

Упомянутые и другие международные финансовые организации занимаются не только разработкой таких стандартов, но и ведут мониторинг их практического применения в рамках банковских систем разных стран. Так, МВФ регулярно готовит и распространяет доклады о соблюдении кодексов и стандартов и материалы по оценке качества статистической информации по большинству стран мира, Мировой банк оценивает уровень реализации стандартов корпоративного управления, бухгалтерского учета и другие аспекты деятельности банков[5].

Важное значение получили «Принципы корпоративного управления» ОЭСР, в которых содержатся конкретные рекомендации, наиболее важными из которых, на мой взгляд, являются следующие:

• институциональные инвесторы должны раскрывать свою политику корпоративного управления, показывать, как они используют свое право голоса, и разрешают конфликты интересов, которые могут возникнуть при голосовании;

• права инвесторов должны быть расширены. Участники (акционеры, пайщики) должны обладать правом отзыва членов совета директоров, активно участвовать в процедурах назначения и выборов членов органов управления, а также иметь возможность высказывать свою точку зрения относительно политики вознаграждений и поощрений исполнительного органа и совета директоров;

• рейтинговые агентства и аналитики должны избегать конфликтов интересов, которые могут повлиять на высказываемые ими мнения и суждения;

• обязанности аудиторов должны быть расширены. Последние обязаны проводить проверки с надлежащей ответственностью и должны быть подотчетны участникам. Аудиторы должны быть независимы и не должны иметь иных связей (правоотношений) с проверяемой компанией;

• права участников и других заинтересованных лиц могут обеспечиваться не только в законодательном порядке, но и на основе многосторонних соглашений;

• в компании должны быть созданы механизмы конфиденциального обращения с жалобами и заявлениями к членам совета директоров.

«Принципы корпоративного управления» ОЭСР и рекомендации Базельского комитета, изложенные им в документе «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», в которых систематизированы и обобщены наиболее прогрессивные, с точки зрения их составителей, начала практики корпоративного управления в их взаимосвязи с задачами государственного регулирования финансовой сферы, стали основой для разработки других документов, развивающих содержащиеся в названных документах принципы и положения, а также стали широко использоваться при разработке национальных стандартов корпоративного управления во многих странах, включая страны с формирующейся рыночной системой. В соответствии с ними создаются «местные» кодексы корпоративного управления/поведения. Они могут не иметь статуса обязательных для исполнения документов и выступать в качестве рекомендаций, однако включение их в собственные кодексы отдельными компаниями рассматривается как свидетельство позитивной деловой практики и высокого уровня корпоративной культуры.

Во всех документах указанного рода, включая локальные (внутрифирменные, внутрибанковские), повышенное внимание уделяется комплексу вопросов, связанных с необходимостью создания и поддержания в работоспособном состоянии механизмов управления рисками, что считается обязательным и крайне важным составным элементом корпоративного управления.

В международной практике в настоящее время накоплен значительный опыт и выработаны методы управления рисками на корпоративном уровне, основанные на самом активном участии в данном процессе совета директоров как руководящего органа, отвечающего за обеспечение надежности своей организации. В зависимости от профиля риска, характерного для деятельности банка, именно на совет возлагается ответственность за выявление, мониторинг и управление рисками, разработку стратегии минимизации рисков, утверждение методов их оценки, а также за формирование организационной структуры, ответственно управляющей рисками в постоянном режиме, с установлением четких полномочий и ответственности каждого входящего в нее сотрудника.

В частности, в процессе подготовки кредитных сделок зарубежные банки оценивают активы по степени риска в соответствии с документами Базельского комитета, но наряду с этим каждый банк составляет собственные рейтинги выдаваемых кредитов исходя из оценки надежности заемщиков по целому ряду критериев и параметров.

Общим для всех рыночно высокоразвитых стран следует считать также использование таких организаций, как кредитные агентства, которые аккумулируют информацию о финансовом состоянии, надежности и устойчивости как самих финансовых институтов, предлагающих на рынке свои финансовые услуги, так и о компаниях – потенциальных заемщиках. Практика создания кредитных агентств (бюро) получила в указанных странах широкое развитие. Другими словами, о достигнутом в настоящее время в экономически успешных странах уровне развития корпоративного управления свидетельствует наличие в их банковских системах единых информационных систем о кредитоспособности как корпоративных клиентов, так и клиентов – физических лиц.

Ознакомление с мировой практикой корпоративного управления свидетельствует и о том, что в области регулирования внутрифирменных (корпоративных) отношений в большинстве случаев исходят из четкого разграничения функций совета директоров и наемных управляющих. Если на первого возлагается ответственность за стратегическое управление (анализ, планирование и контроль) и за механизмы стимулирования реализации целей компании, то на вторых – управление текущей деятельностью.

Изучение национальных особенностей рассматриваемого явления хозяйственной жизни может быть направлено в конечном счете на выделение и характеристику получивших наибольшее распространение моделей (систем) корпоративного управления, под которыми можно понимать характерные черты или особенности корпоративного управления в разных странах или группах стран в рамках совпадения базовых характеристик такого управления[6].

Различия в национальных моделях корпоративного управления, по моему мнению, могут касаться состава и структуры ключевых участников данного процесса, их прав и обязанностей, конкретных механизмов взаимодействия между ними, порядка формирования и пределов полномочий совета и высшего исполнительного органа управления, структуры собственников уставного капитала общества, принятых на себя обществом или отдельными его органами управления обязательств в части раскрытия информации о деятельности общества и других аспектов.

Считается, что в странах с развитой рыночной экономикой сложились две основные модели (системы) корпоративного управления:

• американо-английская (англосаксонская) с ярко выраженной ориентацией на рыночные силы (модель «аутсайдерского» контроля);

• европейская и японская (германо-японская), ориентированная больше на внутрикорпоративные отношения (модель «инсайдерского» контроля).

Для американо-английской модели характерна такая организация корпоративного управления, когда совет компании, избираемый ее участниками, несет всю ответственность за деятельность компании. В целях создания механизма преодоления конфликтов внутри совета используется институт независимых директоров. У последних должны отсутствовать аффилированные отношения с крупными участниками компаниями и ее руководством.

Данная модель характеризуется наличием у большинства компаний значительного числа участников, то есть невысоким уровнем концентрации собственности, ее «распыленностью» между многими относительно небольшими собственниками. При этом если в США большая часть акционерного капитала находится в руках частных акционеров, то в Великобритании – в руках различных финансовых институтов, главным образом пенсионных фондов и компаний страхования жизни. Однако в обеих странах институциональные или частные акционеры, как правило, не владеют контрольными или блокирующими пакетами акций компаний, вследствие чего они не могут осуществлять прямой контроль над корпорациями.

Это в свою очередь предполагает неизбежное использование таких инструментов обеспечения роста, как поглощение (присоединение) и слияние, широкий выпуск облигаций. В таких условиях становится объективно неизбежным обеспечение открытости корпоративной информации и отчетности и наличие системы защиты прав большинства участников. Такие структуры не могут нормально функционировать без активного штата управляющих и соответственно без механизмов стимулирования последних к получению компанией высоких конечных результатов.

Так, в США в силу особенностей регулирования, структуры акционерной собственности и воздействия рынка одной из важнейших сфер конфликтов интересов являются отношения между собственниками и менеджерами, что определяет роль, которую играют здесь материальное вознаграждение менеджеров (бонусы, опционы на акции) и рынок корпоративного контроля (поглощения, ведущие к смене менеджмента). Чем выше степень «распыления» собственности, тем в большей мере собственники заинтересованы в зависимости вознаграждения менеджеров от рыночной стоимости фирмы. Такая структура собственности дополняет зависимость материальных стимулов от рыночных показателей, а доминирующая система стимулирования – господствующую структуру собственности, поддерживаемую прозрачностью рынка, которая в свою очередь дополняет управленческие стимулы.

В силу этого важной особенностью рассматриваемой модели является обеспечение максимальной гибкости систем управления с целью приспособления организации к изменениям внешней среды, ее нацеленности на инновации.

Сравнительная эффективность корпоративного управления в США объясняется воздействием сильных рынков и сильной правовой системы, которые дополняют друг друга и могут менять свою роль при изменении рыночных условий, что вызывает также потребность в адаптации механизмов корпоративного управления.

Однако именно эта способность к адаптации в рассматриваемые годы оказалась критическим фактором при изменении рыночных условий, приведших к кризису доверия инвесторов, что вызвало озабоченность слабостью модели корпоративного управления. Одновременно пересмотр и корректировка отчетности по прибыли ряда крупных публичных корпораций поставили вопрос о надежности практики финансового учета и о качестве предоставляемой корпоративной финансовой информации.

Как отмечал один из авторов, правительство США осознало возникшую «угрозу всему экономическому порядку и оперативно внесло в законодательство изменения, которые должны предотвратить аналогичные события в будущем. Правительство и Конгресс США вовремя распознали угрозу, исходящую от вскрытых манипуляций, правильно оценили ее значение и внесли изменения в законодательство»120.

Все это подтолкнуло президента США призвать в марте 2002 года к реформированию корпоративного управления. За этим последовали создание в июле 2002 года Специальной группы по борьбе с корпоративным мошенничеством, состоящей из представителей правоприменительных органов (Министерства юстиции, SEC и других ведомств), и принятие закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley act).

Этот закон, подкрепляемый рядом нормативных актов, выработанных SEC в 2002-2003 годах, предусматривает выделение судам и федеральным агентствам дополнительных средств, предназначенных для предоставления инвесторам возможности следить за качеством управленческих решений.

Согласно данному закону под надзором SEC создана новая организация - Совет по надзору за финансовым учетом в публичных компаниях (Public company accounting oversight board – PCAOB), в задачи которого входит разработка и применение стандартов аудиторской проверки и сертификации финансовых отчетов фирм. В полном объеме реформы, предусмотренные в законе, будут реализовывать SEC и другие федеральные ведомства США.

В основе предложений по реформированию корпоративного управления, связанных с проблемой доверия инвесторов и сформулированных в виде «Плана из десяти пунктов по улучшению корпоративной ответственности и защите американских акционеров», лежали три ключевых принципа: точность и доступность информации, ответственность менеджмента и независимость аудиторов. На эти предложения отреагировал частный сектор, прежде всего в лице NYSE и Nasdaq, которые уже в 2002 и 2003 годах выступили со своими инициативами в соответствии с новым законодательством и регулированием SEC (см. Приложение № 1).

Информация о работе Оценка системы корпоративного управления банка