Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа
Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.
Целью же данной курсовой работы является изучение факторов, определяющих степень социального неравенства и уровня жизни населения России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня жизни и социального неравенства населения
1.1 Качество и уровень жизни
1.2 Понятия: богатство и бедность
1.3 Сущность социального неравенства и его причины
1.4 Классовая система
1.5 Стратификация российского общества
1.6 Понятие социального государства
Глава 2. Анализ показателей социального неравенства населения России
2.1 Неравенство населения: основные тенденции
2.2 Критерии, методы и оценка социальной стратификации
2.3 Оценка бедности населения
2.3.1. Подходы к оценке бедности
2.3.2 Бедность работающего населения
2.3.3 Региональные особенности распространения бедности
2.4. Социальное неравенство по нормативным потребительским бюджетам и жилищной обеспеченности
2.5. Соотношение неравенства населения по заработной плате и по доходам населения.
2.6. Региональный аспект неравенства населения
2.6.1. Степень экономического неравенства регионов
Глава 3. Государственная политика, направленная на борьбу с социальным неравенством населения.
Заключение
Список использованной литературы
Из приложения 23 видно, насколько Россия разная по региональной распространенности бедности. Неравномерность расселения по территории страны сильно влияет на численность бедных в разных ее регионах. В 2003 году 50% бедного населения (без Чеченской Республики) проживало в 20 относительно густо населенных российских регионах, а еще 50% - в других 67 субъектах Федерации. Разрыв в численности бедных между Москвой, где их количество было максимальным (1932,4 тыс. чел.), и Ненецким автономным округом, где их проживало меньше, чем в других регионах страны (3,5 тыс. чел.), составил 557 раз.
Анализ показывает, что бедное население сконцентрировано в тех субъектах, где наблюдается далеко не самый высокий уровень бедности. Так, в 2003 году Москва, занимая в рейтинге регионов по численности бедных последнюю 87-ю позицию, по другому своему показателю - уровню бедности (18,6%) - располагалась на 10-м месте, то есть входила в состав первой, сравнительно благополучной десятки субъектов. И наоборот, высокий уровень бедности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
(82,7%),
занявшего 87-ю позицию в
Поставленная на государственном уровне задача сокращения бедности в настоящее время является одной из приоритетных в социальной политике субъектов Федерации. Согласно данным Росстата, масштабы распространения бедности в стране постепенно сокращаются. В то же время спектр социально-экономических индикаторов, в том числе глубины и остроты бедности, у регионов настолько значительный, что механическая привязка к регионам размера сокращения бедности в 2 раза, обозначенного в постановке общегосударственной задачи, не может привести к ослаблению остроты проблемы у значительной их части.
Как показывают представленные в приложении 23 данные Росстата, в 2005 году картина регионального разнообразия по рассматриваемым показателям бедности заметно отличалась от той, что была в 2003 году. Вместе с тем, хорошо видно, что ситуация с изменением показателей в регионах развивалась по-разному и не везде благоприятно.
Согласно данным приложения, в 2005 году по численности бедного населения на позицию лидера вышел Корякский автономный округ с величиной показателя 7,1 тыс. чел., опередив Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа - лидеров рейтинга 2003 года.
Наиболее высокая численность бедного населения в 2005 году была по-прежнему в российской столице. Сокращение этой группы населения за период 2003-2005 гг. на 557,5 тыс. чел. оказалось недостаточным для того, чтобы Москва переместилась на более благополучную, чем 87-я, позицию.
В 2003-2005 гг. значительнее других улучшила свое положение в рейтинге Тверская область, опередив 17 регионов. Почти столь же существенно усилила свои позиции Республика Северная Осетия-Алания, которая поднялась за этот период на 15 ранговых мест.
Уровень бедности в период 2003 - 2005 гг. снизился в 76 регионах.. Наиболее значительное сокращение показателя наблюдалось в Республике Дагестан и в Республике Северная Осетия - Алания. В первом субъекте уровень бедности уменьшился с 47,3% в 2003 году до 22,1% в 2005 году, во втором - с 28,1% до 13,8%. То есть в обоих регионах он снизился более, чем в 2 раза. Необходимо, однако, отметить, что из них лишь Республика Северная Осетия-Алания приобрела в результате статус сравнительно благополучного региона. По численности бедного населения субъект занял в рейтинге 2005 года 11-ю позицию (в 2003 г. - 26-я), а по уровню бедности 9-ю позицию (в 2003 году - 46-я). В то же время Республика Дагестан в 2005 году по-прежнему оставалась социально напряженным регионом: по численности бедного населения она была на 75-й позиции (в 2003 году - 84-я), по уровню бедности на 46-й позиции (в 2003 году - 81-я).
Характерный для периода 2003-2005 гг. процесс ослабления региональной поляризации и межрегиональной дифференциации бедности сопровождался перераспределением населения в направлении более высокого, чем в среднем по России, уровня бедности.
В 2006 году тенденция снижения уровня бедности в России была продолжена. Так, по оценке ВЦУЖ, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, сократилась по сравнению с 2005 годом на 2,1 процентного пункта.
2.4. Социальное неравенство по нормативным потребительским бюджетам и жилищной обеспеченности населения.
Обработка данных выборочных бюджетных обследований Росстата, а также данных мониторинга экономики и здоровья за 2004 год показала, что доля населения с плохими жилищными условиями была в 2,4 раза выше, чем доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В приложении 24 представлено распределение населения по уровню жилищной обеспеченности, полученной обработкой данных российского мониторинга экономики и здоровья. [13 раунд обследования RLMS (Russian Longitudinal Monitoring Survey) - Российского мониторинга экономики и здоровья, проводившегося в IV квартале 2004 года].
Дополнение жилищной обеспеченностью доходов (как показателя уровня и качества жизни) позволяет давать более комплексную характеристику качеству и уровню жизни и улучшить адекватность их измерения.
Во-первых, не вызывает сомнения то, что жилищные условия оказывают значительное влияние на уровень и качество жизни. В отличие от богатства, бедность представляет собой низкое качество жизни не только из-за низких денежных доходов, но и, в не меньшей степени, из-за недостаточной имущественной и, прежде всего, жилищной обеспеченности людей.
Во-вторых, изучения качества и уровня жизни через жилищные условия позволяет преодолеть многочисленные проблемы статистического характера, присутствующие у доходов как показателя уровня жизни. Среди таких проблем следует выделить повышенную изменчивость уровня доходов, как из- за сезонных факторов, так и из-за случайных событий, не имеющих регулярного характера. Напротив, качество жилищных условий скрыть, забыть или занизить сложно, что позволит сделать изучение и измерения качества и уровня жизни более точными.
В-третьих, изучение и оценка уровня жилищных условий интересны сами по себе, вне зависимости от включения в какие-либо комплексные индикаторы. Мониторинг жилищных условий россиян важен, так как позволяет пролить свет на многие актуальные проблемы, беспокоящие население, и определить их еще на стадии формирования. Включение характеристик жилищной обеспеченности в качестве компонента в такой ключевой индикатор, как измеритель уровня жизни, позволит привлечь дополнительное внимание к решению жилищных проблем.
На основе распределения населения на различные категории по уровню доходов и жилищной обеспеченности можно выделить классы домохозяйств со сходными условиями жизни. Нами предлагается четыре класса домашних хозяйств: нижний (бедные), переходный, средний и высоко обеспеченный. Ниже представлена компонентная социальная структура и процентное соотношение между численностью различных классов и всего населения Российской Федерации. (Приложение 25).
Из приложения вытекает, что удельный вес нижнего класса, представителей которого можно по двум критериям отнести к типу абсолютной бедности, составлял в 2004 году 45,9%. Переходные слои, являющиеся относительно бедными, составляли 39,4% населения. Средний класс был представлен лишь 12,2, а высший класс - 2,5% населения страны.
Таким образом, решение проблем преодоления абсолютной бедности, а также расширения среднего класса1 до преобладающей в обществе социальной группы выходит далеко за рамки среднесрочной программы и остается главной перспективной задачей государственной социально-экономической политики.
Социальное неравенство в распределении качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации.
Применительно к российским регионам с рядом оговорок может быть использована международная классификация стран по уровню душевых доходов, представленная ниже.
Страны (регионы) с высоким доходом (душевым ВРП) - от 10 тыс. долл. и выше (по паритету покупательной способности);
Страны с доходом выше среднего - от 3250 до 10 тыс. долл.
Страны с доходом ниже среднего - от 800 до 3250 долл.
Страны с низким доходом - менее 800 долл.
Социальное состояние современного российского общества характеризуется большими межрегиональными различиями в качестве и уровне жизни населения. Разрыв между субъектами Российской Федерации с наиболее и наименее высокими показателями в качестве и уровне жизни в 2004 году составил:
Для
более углубленной
Высокие качество и уровень жизни соответствуют среднедушевому потреблению в регионе более бюджета высокого достатка. Таких регионов в настоящее время в нашей стране нет.
Средние качество и уровень жизни:
Низкие качество и уровень жизни:
Из вышеприведенных данных вытекает, что в 48% регионов качество и уровень жизни являются средними, тяготеющими к низкому, а еще в 45% регионов - низкими. Лишь в 7% регионов качество и уровень жизни тяготеют к высоким показателям. Из всего этого вытекает, что население в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации имеет невысокие качество и уровень жизни, а их социальное состояние можно определить как состояние низкой и частично средней обеспеченности. При этом сложились большие разрывы в качестве и уровне жизни между 6 наиболее и 16 наименее благополучными субъектами Российской Федерации,
В приложении 26 в качестве примера оценены значения индикаторов качества и уровня жизни в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (УФО). Из нее вытекает, что наиболее успешными в УФО в 2005 году являлись 3 субъекта: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область. Они входили в число регионов с высокими по международным критериям уровнями душевых ВРП. Однако сложившиеся в этих регионах структуры экономик, перераспределение производимой в них продукции с учетом сложившихся ценовых соотношений и мировой конъюнктуры, высокие удельные затраты сырья, материалов и энергии, обусловленные экстремальными природно- климатическими условиями производства продукции, а также федеральная налоговая система и межбюджетные отношения не позволяли обеспечивать высокие качество и уровень жизни проживающего в них населения.
Покупательная
способность душевых денежных доходов
в них не достигала высокого уровня
и составляла, соответственно, 4,07; 4,11
и 5,5 региональных ПМ. Доля населения с
доходами ниже прожиточного минимума
составляла 8,9; 8,2 и 12,1% и была ниже среднероссийского
показателя. Доля средне и высоко обеспеченного
населения составляла 68,8; 65,3 и 67,3% и также
была выше среднероссийского показателя.
Высоким в этих регионах являлся индекс
развития человеческого потенциала (ИРЧП),
составлявший 0,866.
Во вторую, менее успешную, группу по качеству и уровню жизни входили 2 субъекта Российской Федерации: Свердловская и Челябинская области. В них производился средний, но тяготеющий к высокому душевой валовой региональный продукт. Покупательная способность душевых денежных доходов в Свердловской области составляла 3,0, а в Челябинской - 2,54 региональных ПМ, уровень бедности - соответственно 13,3 и 15,0%, а удельные веса средне- и высоко обеспеченного населения - 52,4 и 47,6% примерно соответствовали среднероссийскому значению этих показателей. ИРЧП в этих субъектах был несколько ниже среднероссийского уровня. Наиболее низкие показатели качества и уровня жизни наблюдались в Курганской области, хотя и имевшей среднее значение душевого валового регионального продукта.
Подобные группировки регионов осуществляются во ВЦУЖ для всех субъектов Российской Федерации. Их сопоставление показывает, что в нашей стране сложились высокие межрегиональные различия в уровне и качестве жизни. В 2004 году по уровню душевого ВРП субъекты отличались в 77 раз, по покупательной способности населения - в 8,7, по доле населения с доходами ниже регионального прожиточного минимума - в 11,2, а по доле средне- и высоко обеспеченного населения - в 66 раз. На наш взгляд, для единого государства такие разрывы в качестве и уровне жизни россиян являются чрезмерными.
Информация о работе Уровень жизни и социальное неравенство в России