Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:01, курсовая работа
Прежде всего он, являясь неотъемлемой частью гражданского процессуального законодательства России, играет особо существенную роль в решении задач, стоящих перед гражданским судопроизводством, к которым относится защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов, укрепление законности, предупреждение гражданских правонарушений, воспитание граждан. Данный институт во многом определяет состояние гражданско-правовой практики.
Предъявляя иск о взыскании убытков или неустойки, кредитор в обоснование своего требования ссылается, на то, что должник умышленно или неосторожно нарушил обязательство. По общему правилу распределения обязанности доказывания он должен был бы доказать все обстоятельства, являющися основанием и условием ответственности должника: неисполнение или ненадлежащее исполнение последним обязательства, причинение этим ему убытков, вину должника. Однако, наличие презумпция вины должника в нарушении обязательства приводит к тому, что кредитор освобождается от обязанности доказывать наличие вины ответчика. Напротив, если должник, желая освободиться от ответственности, отрицает свою вину в нарушении обязательства, обязанность доказывания вины возлагается на него.
Вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, а также
вред, причиненный организации,
В нормах гражданского права содержатся и некоторые другие доказательственные презумпции. Такими презумпциями, например, являются: презумпция прекращения обязательства в случае нахождения долгового документа у должника презумпция вины нанимателя в ухудшении нанятого имущества, презумпция вины перевозчика в утрате, повреждении или недостаче принятого к перевозке груза, или багажа, и ряд других презумпций.
В нормах иных отраслей материального права презумпции так четко, как в нормах гражданского права не сформулированы. Однако, существование некоторых презумпций в семейном праве не вызывает сомнений. Например, презумпция, согласно которой родителями ребенка считаются те граждане, которые записаны в качестве отца и матери в книге записей актов гражданского состояния. Предъявляя иск к гражданину, который записан в качестве отца, о взыскании алиментов, мать ребенка не обязана доказывать, что последний является отцом ребенка. Напротив, если ответчик не считает себя отцом ребенка и поэтому возражает против иска о взыскании алиментов, он, в силу действия презумпции, обязан доказать, что не является отцом ребенка.
Следует признать существование некоторых презумпций в трудовом праве. Если гражданин, уволенный с работы по инициативе администрации, предъявляет иск о восстановлении на работе, то не он должен доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий администрации предприятия, а ответчик должен доказать, что его администрация уволила правильно, при наличии обстоятельств, дающих ей на это право.
Согласно ч.2 ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года /с изменениями и дополнениями от 15 ноября 1995 года/, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения предприятия и их объединения, общественные объединения, а также на должностных лиц, государственных служащих, действия /решения/ которых обжалуются гражданином, возлагается обязанность документально доказать законность обжалуемого действия /решения/.
Доказательственные презумпции построены в виде предположений о
существовании одних фактов при наличии других.
Это приводит иногда к
выводу, что презюмируемые
большинстве случаев являются таковыми в действительности. Однако, если освободить презюмируемое обстоятельство от доказавания, то это означало бы признание того, что в основу судебного решения положена лишь вероятность существования его а не достоверное значение о его существовании.
Поэтому, значение презумпций исчерпывается тем, что они представляют собой особые правила, распределений обязанностей доказывания.
В основе таких правил лежит принцип процессуальной экономии. Раз при данной ситуации презюмируемое обстоятельство скорее всего существует, разумнее не возлагать на заинтересованное лицо обязанность его доказывания , а напротив, возложить обязанность доказывания обратного на то лицо, которое утверждает, что презюмируемое обстоятельство в действительности в данном конкретном случае не существует.
Из этого и исходит законодатель.
Установление законом правила распределения обязанностей доказывания применяется вне зависимости от формы судебной защиты и одинаково проявляется во всех видах исков.
Сторона, утверждающая
о принадлежности ей права, которому
соответствует обязанность
В исках о присуждении и в положительных исках о признании, как говорилось выше, утверждает о принадлежности ему права истец, он и доказывает обосновывающие наличие права факты, ответчик же, возражая против иска, доказывает факты, служащие основанием возражений.
Несколько по другому обстоит дело в отрицательных исках о признании, где стороны "меняются" местами. Иск предъявляет не управомоченная сторона, а обязанная, но отрицающая наличие права у ответчика и потому оспаривающая свою обязанность. Сторона, утверждающая о наличии у нее соответствующего права выступает в качестве ответчика. Возникает проблема: изменяется ли в связи с этим порядок распределения обязанностей по доказыванию? Предметом рассмотрения и исследования здесь является правоотношение по требованию о признании его несуществующим. Здесь также неизвестно, существует ли это правоотношение или нет. Следует ли при распределении доказывания исходить из того, что оно существует или из того, что оно не существует?
При рассмотрении положительного иска о признании в соответствии с правилами о распределении доказывания, суд считает правоотношение несуществующим, пока обратное не доказано, в связи с этим доказывание начинает истец.
По отношению
к отрицательным искам о
Останавливаясь на вопросе о распределении времени докаэывания в отрицательных исках о признании, К.С. Юдельсон исходит из того, что оспариваемое правоотношение имеет определенное выражение вовне и поэтому истец должен доказать, что в действительности не было всех элементов фактического состава и правоотношение не возникло, хотя внешне оно кажется существующим. Далее поясняется, что обязанность доказывают лежит на истце независимо от того, основывает ли он иск на правопрепятствующем факте или на оспаривании бытия факта правопроизводящего.
С таким существенным
различием распределения
В отрицательных
исках о признании эти правила
должны проявляться в том же виде,
о каком они проявляются в
положительных исках о
Приведенный выше анализ правил распределения обязанностей доказывания по роду материально-правовых институтов свидетельствует об их многообразии, об индивидуальном подходе законодателя к регулированию обязанностей доказывания в различных институтах.
Важное процессуальное значение института распределения между сторонами обязанностей по доказыванию заключается в том, что обязанности по доказыванию распределяются законом и что возможность возложенния обязанностей доказывания на ту или другую сторону усмотрением суда исключается.
Как способ борьбы против сокрытия доказательств в ГПК РСФСР впервые введены презумпции законом от 27 октября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР".
В отношении стороны, удерживающей у себя и не представляющей по требованию суда письменное или вещественное доказательство, суд вправе установить, что содержащиеся в доказательстве сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, стороной признаны /ст.65, 70 ГПК РСФСР/.
В случае уклонения
стороны от участия в экспертизе
/неявки на экспертизу, непредставление
экспертам необходимых
ГЛАВА III
СРЕДСТВА ДОКАЗЫВАНИЯ
ГПК РСФСР наделяет стороны и третьи лица широким кругом прав и обязанностей. Так, например, в соответствии со ст.ст.30,34 ГПК РСФСР истец имеет право изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск. Стороны также имеют право окончить дело мировым соглашением, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Равноправие сторон - одно из принципиальных положении искового производства, обусловленное равенством граждан перед законом и судом. Согласно ст.30 ГПК РСФСР стороны и третьи лица принимают активное участие в представлении и исследовании доказательств, имеют право высказывать свои доводы и соображения по всем обсуждаемым вопросам, выступая в прениях могут высказывать свое мнение о применении нормы права по делу, обжаловать решения и определения суда, а также другими правами.
Стороны и третьи лица имеют право давать суду свои объяснения. М.К. Треушников в объяснениях сторон выделяет пять элементов:
1. Сообщения, сведения о фактах, т.е. доказательства.
2. Волеизъявления.
4. Мотивы, аргументы, с помощью которых каждая сторона освещает фактические обстоятельства в выгодном для себя аспекте.
5. Выражение эмоций, настроений.
При таком многообразии объяснений сторон и третьих лиц для суда доказательственную силу имеет лишь та их часть, которая содержит сообщения и сведения о фактах, имеющих значение для объективного разрешения дела.
Как участники спорного правоотношения, стороны субъективно заинтересованы в исходе дела. Именно эта заинтересованность может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
С одной стороны заинтересованность может оказывать влияние на правдивость объяснение, поскольку искушение скрыть определенные факты или изложить их в выгодном для себя свете в данном случае очень велико. Именно поэтому суд обязан тщательно проверить и оценить объяснения сторон наряду с другими доказательствами, собранными по делу /ст.60 ГПК РСФСР/.
Невыполнение этого требования может привести к отмене решения суда.
Так, по иску ГПРЭП Невского района, решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04.11.96 гр. Иванов А.В. выселен из комнаты 17,33 м.кв., из кв.83, д.13/2 по ул. Большевиков без предоставления другого жилого помещения. В выселении гр. Ивановой М.С. с ребенком, 1986 г.р., отказано.
В своей кассационной жалобе ГПРЭП Невского района настаивало на отмене судебного решения как незаконного.
Судебная коллегия
по гражданским делам Санкт-
Удовлетворяя исковые
выселении Иванова А.З. и отказывая в выселении Ивановой М.С. с
ребенком, суд принял во внимание , что ответчик /Иванов А.В./, которому
выдано данное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями,
уволен из ГПРЭП по собственному желанию и не относится к категории
лип, не
подлежащих выселению по
РФ, тогда как его бывшая жена Иванова М.С., после выезда Иванова А.В.
из комнаты на другое место жительства, стала одинокой матерью и не
могла быть
выселена с ребенком без
Между тем, данный вывод суда противоречит нормам жилищного законодательства и материалам, имеющимся в деле,
Как видно из
дела, спорная жилая площадь была
действительно предоставлена