Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
Левша в житейском понимании – это тот ребенок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие-то действия левой рукой. Такие люди были известны человечеству с незапамятных времен. И долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой и в том числе пишут ею, систематически переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получалось. До сих пор проблема «непохожести» левшей на всех остальных актуальна.
Эти данные требуют более глубокого и всестороннего изучения, но одно несомненно, об этом уже говорилось: мозг левши – это не зеркальное отображение мозга правши, и было бы грубейшей ошибкой приписывать левшам свойства, характерные для правого полушария правшей.
Теперь можно вернуться к клиническим наблюдениям, показывающим, что не у всех левшей речевые функции связаны с правым полушарием, то есть зеркально, как это предполагал Поль Брока. Однако наблюдения наблюдениями, а представление, что у левшей «просто все наоборот», по мнению американского ученого Пола Милнера, стойкость представления о том, что правое полушарие обычно доминирует в речевых функциях у левшей, представляет собой классический пример того,как ученые могут пренебрегать фактическими данными, не соответствующим принятой теории.
Исследования, проведенные в 60-х гг. двадцатого века, не только подтвердили эти наблюдения, но и позволили получить количественные данные о распределении речевых функций между полушариями у правшей и левшей. У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преимущественно левым полушарием, 5% - правым полушарием. Только у 15% исследованных левшей речь и речевые функции контролировались правым полушарием, как это предсказывал Поль Брока, у 70% - центры речи выявлены в левом (как у правшей) полушарии и еще у 15% отмечен двусторонний контроль речи.
21
Особый интерес представляют данные о нарушениях письма у праворуких и леворуких людей и особенностях их проявлений. Еще до недавнего времени несомненным считался факт, что нарушения письма всегда связаны с деятельностью и левого, и правого полушарий и не зависят от того, какой рукой оно выполняется. Однако специальные исследования нарушений письма правой и левой рукой показали, что эти нарушения могут избирательно проявляться только при письме правой или левой рукой.
Диссоциированный (то есть по-разному проявляющийся) тип нарушений письма правой и левой рукой, названный левосторонней дисграфией, был впервые описан у больных с расщепленным мозгом в 70-х гг. Суть этого расстройства в том, что в условиях изолированного функционирования правого полушария мозга левая рука теряет способность писать.
Диссоциированные типы нарушений правой и левой рукой наблюдаются не только при хирургическом повреждении мозолистого тела, но и при очаговых поражениях головного мозга как у взрослых, так и у детей. Для поражений левого полушария характерны нарушения копирования и написания букв под диктовку, однако сохраняется их написание на автоматизированном уровне (подпись), но эти особенности проявляются лишь при письме правой рукой. В отличие от правой при
письме левой рукой (у праворуких) повторение такого же задания левой рукой оказывается невозможным, и написание привычных слов имеет те же нарушения, что и при копировании, и при письме под диктовку.
При поражении правого полушария нарушается автоматизированное письмо, а при поражениях левого, наоборот, страдает осознанное, медленное письмо, и переход к быстрому автоматизированному письму устраняет затруднения. Еще важнее, что у леворуких нарушения письма носят совершенно иной характер и они более разнообразны, чем у праворуких. Отличительной особенностью этих нарушений является отсутствие корреляции со стороны поражения, с выраженностью речевых расстройств и нарушений письма. Диссоциированный характер нарушений письма левой и правой рукой встречается и у переученных леворуких значительно чаще, чем у праворуких. Различия между праворукими и леворукими людьми в процессах письма при поражениях головного мозга носят не только количественный характер. Самым существенным является то, что все нарушения письма более отчетливо выступают при письме правой рукой.
22
Механизмы, лежащие в основе изменения природного предпочтения руки при письме у переученных левшей, не совсем ясны, однако не вызывает сомнения тот факт, что даже при сформированном навыке письма у взрослых людей (во всяком случае, навык должен быть сформирован) останется чрезвычайно высоким эффект осознанности, и этот эффект наиболее часто используется при письме правой рукой. Несоответствие между природным типом латеральности и способом выполнения двигательного действия является, по-видимому, причиной нарушений структуры и стратегии деятельности. Одним из ярких проявлений таких нарушений является зеркальное письмо. Считается, что это объясняется зеркальным представительством зрительных образов в соответствующих центрах левого и правого полушарий, приводящим к тому, сто при поражении левого полушария копируется обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, что и приводит к нарушению направления письма.
Изучение функциональной организации головного мозга у леворуких детей ведется в разных направлениях, одно них – анализ характера и особенностей межполушарного взаимодействия. Изучение этих механизмов необходимо, так как теперь уже у кого не вызывает сомнения факт совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности. Считается, что предпочтение правой и левой руки связано с различными вариантами функциональной организации мозга и предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, т.е. более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких – более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структура каждом полушарии.
Вполне вероятно, что большая вариативность картины функциональной организации мозга в процессе деятельности, разнородность психофизиологических характеристик леворуких связано именно с меньшей жесткостью функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий деятельности (не исключено, что и неустойчивости выбора, и сохранения этой стратегии) несут, безусловно, как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности. Очень заманчиво связать эту противоречивость с известными психофизическими характеристиками леворуких людей – повышенной лабильностью, эмоциональной чувствительностью,
23
высоким творческим потенциалом, стремлением к нестандартным ситуациям. В этом случае вполне объяснимы характеристики крайних вариантов «чистых левшей», у которых отмечаются более низкие показатели интеллекта, работоспособности, переключения внимания.
Особенности межполушарной асимметрии имеют свою специфику у леворуких взрослых и детей при разных видах деятельности и зависят от характера задания. В целом межполушарное взаимодействие у леворуких детей характеризуется большей индивидуальной вариативностью, чем у праворуких.
Чрезвычайно интересны данные о возрастном изменении характера внутри – и межполушарного взаимодействия у праворуких и леворуких детей. В возрасте от 8 до 12 лет для леворуких детей характерна правосторонняя межполушарная асимметрия и большая включенность в деятельность правого полушария, которая уменьшается с возрастом. Кроме того, для леворуких детей до 9 – 10 летнего возраста более значимо внутриполушарная интеграция и менее значимо межполушарное взаимодействие, а для праворуких в этом возрасте более важна межполушарная интеграция.
В специальной работе по изучению реакций двигательных областей коры головного мозга при реальном и мысленном движении выявлено, что у праворуких людей более реактивно, больше включено в деятельность левое полушарие лишь при движениях правой рукой, а при движениях левой руки активность полушарий у большинства была двусторонней. У леворуких более высокой была активность левого полушария при движении как левой, так и правой рукой.
В этой главе перечислены отнюдь не все различия и особенности функциональной организации головного мозга и связанной с ней регуляции деятельности у праворуких и леворуких людей. В этих вопросах, как и во всем, что связано с леворукостью, еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга не зеркальна и не симметрична организации мозга правшей, не оспаривается.
24
1.4. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА.
1.4.1.ДВА ПОЛУШАРИЙ МОЗГА И ДВЕ СТРАТЕГИИ В ПОЗНАНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ.
Развитие центральной нервной системы уже у плоских червей, например, у планарий, сопровождается возникновением билитеральной (двусторонней) симметрией всего тела. Тело оказывается разделённым в продольном направлении на две половины, каждая из которых представляет собой зеркальное отражение другой, причём левая половина тела находится под контролем правой стороны мозга, и наоборот. В процессе эволюции предков человека, каждое мозговое полушарие приобретало всё большую специализацию.
Открытие межполушарной функциональной асимметрии мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра – в физике. Эта революция началась со смелой операции, в процессе которой американский исследователь, ныне Нобелевский лауреат Р.Сперри, рассёк все основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией. Разумеется, это было предпринято не в научных целях. Предполагалось, что такое разъединение полушарий предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу и избавит пациента от сильных судорожных припадков. Но выявленные после операции общие закономерности работы мозга и возникшие в связи с этим проблемы оттеснили на задний план те практические задачи и
результаты, ради которых была поначалу предпринята эта операция.
Оказалось, что левое полушарие позволяет человеку понимать обращённую к нему речь, как устную, так и письменную, и давать грамматически правильные ответы.
Работа левого полушария позволяет человеку свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и раннее усвоенных правил. Но активность левого полушария, в отличие от правого, не способствует различению интонаций речи и модуляций голоса. Кроме того, левое полушарие как бы нечувствительно к музыке (хотя и реагирует на определённый устойчивый ритм в звуках) и плохо справляется с
25
распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы.
Ещё более впечатляет то, что при прекращении связей между полушариями правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально ему подчинённая, сохраняет способность к письму, однако, утрачивает способность не только к спонтанному рисованию, но даже к перерисовыванию довольно простых изображений. Эта рука, на которую большинство людей привыкло полагаться в повседневной деятельности, утрачивает умение сложить из кубиков элементарную фигуру и выбрать на ощупь, при закрытых глазах, определить знакомый предмет из набора других привычных предметов.
Зато со всеми такими заданиями легко справляется левая рука, подчинённая правому полушарию. Однако, в свою очередь, человек в этой ситуации испытывает серьёзные затруднения, когда надо назвать предмет, нащупанный левой рукой.
Таким образом, левое полушарие специализировано на оперирование словами и другими условными знаками, а правое – на оперирование образами реальных предметов, а также отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.
Соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов: хотя в обоих случаях человек имеет дело со словесными конструкциями, при чтении художественных текстов больше активизируется правое полушарие, а при чтении технических – левое. Поэтическое творчество – это оперирование словами, а между тем оно глубоко страдает при повреждении правого полушария.
Спецификой «правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов и явлений и мира в целом со всеми его составными элементами С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам
26
по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.
Правое полушарие значительно быстрее и лучше справляется с опознанием и идентификацией человеческих лиц. Следовательно, целостность и одномоментность восприятия приобретают существенное значение и отличают правое полушарие от левого только при восприятии сложных объектов.
Таблица 3
Специфика познания и творчества, вызванная асимметрией функций полушарий мозга
(по данным О. Н. Пономаревой)
Доминирует левое полушарие (правша) | Доминирует правое полушарие (левша) |
Способность к последовательному, ступенчатому познанию (модель мира кропотливо собирается из отдельных деталей) | Способность к целостному, одновременному восприятию сложных явлений и объектов. |
Аналитический склад ума | Синтетический склад ума |
Математические способности | Художественные способности |
Способность к работе с техническими и научными текстами | Способность к восприятию художественных текстов, поэзии |
Специализация на оперировании словами, знаками, другими символами | Специализация на оперировании образами: метафорический смысл и эмоциональная окраска речи, модуляция интонаций |
Преобладание вербальных способностей, произвольной сферы, контролируемой сознанием | Преобладание невербальных способностей, непроизвольной сферы, не контролируемой сознанием |
Корреляция с положительными эмоциями | Корреляция с отрицательными эмоциями |
Конвергентное мышление – поток мыслей идет в одном русле: успех в решении задач, имеющих однозначное решение (например, установление последовательности картинок яйцо – гусеница – куколка – бабочка) | Дивергентное мышление – выдвижение оригинальных концепций: успех в решении задач, имеющих несколько, в том числе и нетрадиционных, решений (например, нахождение новых способов использования зубной щетки) |
Более доступен анализ, чем синтез. Поэтому сложнее представить нечто целое, сделать обобщение. Сложности возникают, когда успех зависит от работы воображения: геометрия дается труднее, чем алгебра, литература – труднее, чем грамматика. Относительно меньшая способность к формированию образов вызывает затруднения с усвоением большого объема конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. | Трудности возникают, когда приходится работать без наглядной опоры. Словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок или схема. При правильных действиях трудно дается их теоретическое обоснование. |