Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
Левша в житейском понимании – это тот ребенок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие-то действия левой рукой. Такие люди были известны человечеству с незапамятных времен. И долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой и в том числе пишут ею, систематически переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получалось. До сих пор проблема «непохожести» левшей на всех остальных актуальна.
16
Автор, год | Тип модели | Основные допущения | Варианты фенотипов |
Дж.Леви, Т.Нагилаки, 1972 | Генетическая двухлокусная четырехаллельная LI и Cc | Аллель L-речи в левом полушарии; аллельI-в правом ;аллель С- контрлатеральный контроль рукости; аллель с –ипсилаторный | Восемь фенотипов, различающихся по локализации центра речи, ведущих руки и позиции руки при письме |
М.Аннетт, 1978,1985,1995 | Генетическая однолокусная, диаллельная rs+ и rs- | Аллель rs+-сдвиг лате-рилизации; аллель- rs - -ситуативная детерминация рукости под влиянием эпигенетических факторов | При геноипах : rs +rs+, rs+rs- - праворукие еворуки; при гено-типах rs- rs- - как праворукие, так и еворукие; пропорции могут варьировать |
И. МакМанус, 1985 | Генетическая од-нолокусная диал-лельная D и C | Аллель D - праворукость; аллель С- ситуативное определение рукости под эпигенетических факторов; аллель D не доминантен по отношению к аллель С | 100 % DD 75 % DC 50 % СС - индивиды с ведущей рукой |
Таблица 2.
Психические процессы полушарий мозга человека.
Левое полушарие
| Правое полушарие |
Вербальные | Не вербальные, зрительно-пространственные |
Последовательные, временные | Одновременные, пространственные |
Дискретные | Непрерывные |
Рациональные | Интуитивные |
Западный техницизм | Восточный мистицизм
|
17
1.3. РУКА, МОЗГ, ДЕЙСТВИЕ.
Рассматривая различные теории возникновения леворукости, уже упоминалось о двух полушариях и асимметрии мозга, о моторной регуляции, координируемой, как правило, конртлатеральным (противоположным) полушариям, о различной функциональной организации мозга у правшей и левшей.
Мы привыкли говорить о мозге как о едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого.
Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены. Движения рук регулируются преимущественно контрлатеральным (противоположным) полушарием.
Однако следует понимать, что это очень грубое и общее определение. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой, и левой руки. В то же время показано, что из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон и имеется большее число волокон от правого полушария к правой половине тела, то есть оба полушария как бы стремятся осуществлять больший моторный контроль над правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия может стать одним из объяснений преобладания праворукой активности.
Потому следует уточнить: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Но разные полушария не идентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные
18
полушария». Именно он впервые попытался связать предпочтение одной из рук и полушарие, ведущее по речи. Он предположил, что «существует определенное число людей, у которых естественное превосходство извилин правого полушария изменяет явление… на обратное», то есть полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке.
Дальнейшие исследования показали, что левое полушарие «управляет» не только речью, но и другими высшими функциями, и это дало основание для развития представлений о левом полушарии как о главном, ведущем (доминантном), а правое воспринималось как второстепенное, подконтрольное левому.
Еще долгие годы правое полушарие так и оставалось недооцененным.
Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого полушарий есть «свои» функции. Было обнаружено, что у людей с повреждениями левого полушария не только нарушалась речь, но страдали и другие функции – письмо, чтение, произвольная регуляция движений и др.
Выявлены были нарушения деятельности, связанные с повреждением правого полушария – глубокие нарушения ориентации в пространстве, затруднение
Установлено, что при поражении правого и левого полушарий нарушаются разные виды памяти, появляются или, наоборот, исчезают разные эмоции, по – разному нарушаются процессы мышления.
Эти наблюдения практически легли в основу складывающихся в течение столетия представлений о межполушарной асимметрии, неравнозначности роли правого и левого полушарий в организации и регулировании различных видов деятельности человека. Но следовало учитывать, что судить о роли полушария по столь простой схеме - при повреждении определенной части мозга нарушено такая-то функция, значит, именно эта часть (или зона) мозга контролирует функцию – не возможно. Во-первых, потому что обеспечение любой деятельности, даже самой простой, связана со взаимодействием различных структур мозга. Кроме того, любая деятельность представляет собой сложный процесс, и может нарушаться не
19
деятельность вообще, а лишь один или несколько ее компонентов, создавая эффект нарушения деятельности в целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладает колоссальными компенсаторными способностями, позволяющими ему приспосабливаться, включать в деятельность иные структуры и механизмы, и поэтому выводы о работе пораженного мозга могут дать неверные или неточную информацию.
Еще одним вариантом изучения особенностей каждого полушария могло бы быть исследования разъединенных полушарий или расщепленного мозга. Клинические наблюдения за больными с расщепленным мозгом подтвердили, с одной стороны, функциональное различие полушарий, с другой – показали необходимость взаимодействия каждого из них для полноценной и целостной организации деятельности.
Изучение расщепленного мозга показало, что лево е полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь устную и письменную. Однако не только левое, но и правое принимает участие в реализации речевых функций и дает возможность понимать слова.
Все эти данные показали, что роль отдельного полушария в регуляции определенной деятельности не абсолютна, и каждое из них регулирует различные стороны деятельности. Без правого полушария левое становится «глухим» к интонации речи и модуляции голоса. Левое полушарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но не чувствительно к музыке.
При расщепленном мозге правая рука, анатомически связанная с левом полушарием и функционально подчиненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию даже самых простых изображений. Правая рука утрачивает способность сложить элементарную фигуру из кубиков, выбрать на ощупь геометрическую фигуру или определенный предмет. С этими задачами относительно легко справляется левая рука, однако назвать предмет выбранный левой рукой, не всегда просто. Все эти наблюдения относятся к правшам.
А как же левши? Можно ли ожидать, что картина нарушений правого и левого полушарий будет зеркальна? Клинический опыт опровергает эти предположения, еще раз доказывая, что мозг левши – это совсем не зеркальная копия мозга правши. «Самое удивительное, - считают отечественные физиологи Н. Н. Брагина и Т. А.
20
Доброхотова, - что характер нарушений деятельности у левшей не зависит от стороны поражения мозга. Она не совпадает ни с одной из двух четко различных (соответственно поражению двух полушарий) у правшей. Наши клинические наблюдения вообще заставляют усомниться в возможности того, чтобы левша повторил бы правшу, но в зеркальном отображении». По мнению этих исследователей, картина поражений для леворуких отличается тем, что характер нарушений деятельности не связан со стороной поражения мозга, и это служит основанием для предположения об отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга. Более того, картина нарушений практически не повторяется, она индивидуальна, вариабельна и изменчива. И в то же время по характеру нарушений картина одностороннего поражения мозга левшей не совпадает с правополушарной симптоматикой у правшей.