Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, дипломная работа
Цель исследования – выявление преобладающих психологических стилей защитно-совладающего поведения у больных с расстройствами личности.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы провес
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………..........................8
1.1. Механизмы психологических защит: современное состояние проблемы 8
1.2. Стратегии совладания со стрессом, их связь с механизмами защит…….20
1.3. Психопатии как нарушения характера и поведения……………………...33
1.4. Особенности изучения механизмов защит и совладающего поведения у лиц с пограничными психическими расстройствами…………………………41
Выводы по главе 1……………………………………………………………….42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………………….45
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………..………45
2.2. Материал и методы исследования……………………….………………...46
2.3. Методы обработки и анализа результатов…………………………….......50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………………………………………………….52
3.1. Проверка на нормальность распределения………………………………..52
3.2. Выявление различий у двух групп…………………………………………52
3.3. Анализ взаимосвязей в двух группах……………………………………...59
3.4. Факторный анализ…………………………………………………………..70
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………......78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......80
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….……………………….82
ПРИЛОЖЕНИЯ
3. Субъектно-личностные ресурсы (повышение самооценки, уверенности, самоконтроля, общая интернальность, развитая эмоциональная саморегуляция, способность к адаптации и др).
4. Социально-
5. Социально-
В.А. Бодров (2006) все ресурсы человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса разделяет на несколько видов: личностные, социальные, психологические, профессиональные, физические и материальные.
Соотношение понятий «психологическая защита» и «совладание». Совладающее поведение и механизмы психологических защит рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов, вместе с тем в настоящее время в литературе отсутствует пока общепринятая позиция о соотношении механизмов защит и стратегий совладания.
В отличие от защитных механизмов, способствующих ослаблению психического дискомфорта в рамках неосознанной деятельности, процессы совладания используются как сознательные стратегии действий личности, направленные на устранение ситуации психологической угрозы (Вассерман Л.И. и соавт., 1999, 2010).
Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Психологические защиты не учитывают особенностей ситуации, приводят к искажению действительности и самого себя, дают возможность только разового снижения напряжения и не нацелены на будущее, в то время как копинг-поведение нацелено как на изменение ситуации, так и на изменение отношения к ситуации (на данный момент и в перспективе).
Л.И. Анцыферова обращает внимание, что «… люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, … воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом» (Анцыферова Л.И., 1994, с. 12).
Для различения механизмов психологической защиты (МПЗ) и механизмов совладания Л.И. Вассерманом и соавт. (1999) предложена следующая схема анализа:
К
критериям совладания Т.Л. Крюкова (2008)
относит, в отличие от механизмов психологических
защит, следующие параметры: осознанность
поведения; целенаправленность; контролируемость
ситуации (возможность устранить, преобразовать
ситуацию или приспособиться к ней); неразрывная
связанность с трудной (стрессовой) ситуацией
и направленность на нее – адекватность
ситуации и моменту времени (своевременность);
регуляция уровня стресса; значимость
последствий выбора данного поведения
для психологического благополучия субъекта;
социально-психологическая обусловленность
совладания (принадлежность как индивидуальному,
так и групповому субъекту); возможность
обучения этому виду поведения, подготовки,
«закаливания» перед жизненными трудностями.
§ 1.3.
Психопатии как нарушения
характера и поведения
Под расстройствами личности подразумеваются выраженные и устойчивые нарушения характера и поведения, которые препятствуют социальной адаптации. В нашей стране для этих случаев обычно используется термин “психопатия”, предложенный В.М. Бехтеревым еще в 1886 г. (Цит по Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., 1995).
Психопатия – это аномалия характера, которая определяет психический облик, накладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспособляться к окружающей среде (Ганнушкин П.Б., 1964). Эти признаки О.В. Кербиковым были положены в основу диагностических критериев психопатии: 1) тотальность патологических черт характера; они проявляются везде – дома и на работе, в труде и на отдыхе, в условиях обыденных и при эмоциональных стрессах; 2) стабильность патологических черт характера; они сохраняются на протяжении всей жизни, хотя впервые выявляются в разном возрасте, чаще всего в подростковом, иногда с детства, реже при повзрослении; 3) социальная дезадаптация является следствием именно патологических черт характера, а не обусловлена неблагоприятной средой (Цит по Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., 1995).
В настоящее время выделяют конституциональные (генуинные, “ядерные”) психопатии, обусловленные наследственностью и проявляющиеся даже при самых благоприятных условиях непосредственного социального окружения; психопатическое (патохарактерологическое) развитие (“приобретенные психопатии”, “патохарактерологические формирования”), являющиеся следствием неправильного воспитания или продолжительного дурного влияния окружающей среды, особенно если это приходится на подростковый возраст (период становления характера); органические психопатии – являются результатом пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года жизни) вредных воздействий на формирующийся мозг (тяжелые токсикозы беременности, травмы плода во время беременности и родов, внутриутробные и ранние мозговые инфекции и нейроинтоксикации, длительные истощающие соматические заболевания с первых месяцев жизни); психопатоподобные расстройства на почве резидуальных органических поражений мозга возникают после черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и нейроинтоксикаций, перенесенных в возрасте, когда формирование мозга уже завершено, т.е. после 3-4 лет жизни; психопатоподобные (псевдопсихопатические) расстройства при шизофрении наблюдаются в виде самостоятельной психопатоподобной формы, во время ремиссии после перенесенного приступа или как один из вариантов исхода заболевания (Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., 1995; Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г., 2002).
Классификации психопатий весьма разнообразны. В МКБ-10 включены следующие типы.
Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия) по МКБ-10 характеризуется следующими чертами характера: неспособностью переживать наслаждение (ангедония); эмоциональной холодностью и неспособностью выразить теплые или неприязненные чувства к другим; слабой реакцией на похвалу и порицания; малым интересом к сексуальному общению с другими; склонностью к фантазированию про себя и к интроспекции (погружение во внутренний мир); недостатком тесных доверительных контактов с другими; затруднением в понимании и усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется эксцентричными поступками.
Диссоциативное расстройство личности (психопатия неустойчивого типа, антисоциальное расстройство личности) распознается по следующим признакам: пренебрежение чувствами других и недостаток эмпатии – способности проникновения в их переживания; безответственность и игнорирование социальных норм, правил и обязанностей; неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими; низкая толерантность к фрустрации (невозможность получить желаемое); легкость агрессивных вспышек, включая жестокость; отсутствие чувства вины и неумение извлекать опыт из прошлого, в особенности из наказаний; склонность во всем обвинять других и жаловаться на неудачи; постоянная раздражительность.
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (эмоционально-лабильный тип психопатии, эксплозивная, аффективная, импульсивная, возбудимая, эпилептоидная психопатии) по МКБ-10 представляет сборную группу с различными нарушениями эмоциональной сферы. В русской психиатрии принято различать два близких, но не тождественных типа.
Эксплозивная (аффективно-лабильная) психопатия характеризуется эмоциональными вспышками по малейшему поводу, но гнев легко сменяется слезами, ругань и швыряние вещей – стенаниями, агрессия к другим – нанесением самоповреждений, покушениями на самоубийство. Настроение часто меняется, что ведет к неусидчивости, несобранности, отвлекаемости.
Эпилептоидная психопатия отличается тем, что, кроме эксплозивности (склонности к безудержным аффективным реакциям с агрессией и аутоагрессией), периодически возникают состояния дисфории – мрачно-злобного настроения, во время которого больные ищут, на чем бы сорвать накопившееся зло. Дисфории длятся от нескольких часов до нескольких дней. Бурным аффективным реакциям обычно предшествует постепенное закипание сперва подавляемого раздражения. В аффекте, во время драк звереют – способны наносить тяжкие повреждения. Иногда выявляются нарушения влечений, чаще всего садистско-мазохистские склонности.
Гистрионическое расстройство личности (истерическая психопатия), согласно МКБ-10, может быть диагностировано при наличии склонности к самодраматизации, театральности поведения, преувеличенном выражении эмоций; внушаемости, легкой податливости влиянию других; поверхностной и лабильной эффективности; эгоцентричности со стремлением себе все прощать и не считаться с интересами других; постоянного желания быть оцененным и легкой уязвимости; жажды ситуаций, где можно быть в центре внимания окружения; манипулятивного поведения (любые подтасовки), чтобы добиться своих целей.
Ананкастное (обсессивно-компулъсивное) расстройство личности (психастеническая психопатия) характеризуется нерешительностью, постоянными сомнениями; чрезмерной предусмотрительностью в отношении возможно опасного или неприятного для себя хода событий; перфекционизмом (т.е. стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим образом независимо от маловажности дела); потребностью повторно перепроверять сделанное; крайней озабоченностью в отношении деталей в пустяковых вещах и утратой широкой перспективы; чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, озабоченностью, мешающими испытывать удовольствие; педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выразить теплые чувства; ригидностью и упрямством, настаиванием, чтобы другие подчинялись установленному ими порядку; появлением нежелательных мыслей и побуждений, которые, однако, не достигают степени тяжелой навязчивости; потребностью планировать всякую деятельность наперед в самых незначительных деталях.
Тревожное (“избегающее”) расстройство личности (сенситивная психопатия) по критериям МКБ-10 может быть распознано по постоянному чувству внутреннего напряжения и тревоги; застенчивости и чувству собственной неполноценности, неуверенности в себе; постоянным попыткам понравиться и быть принятым другими; повышенной чувствительности к критике со стороны; по склонности отказываться вступать во взаимоотношения с окружающими, пока не будут уверены, что не будут подвергнуты критике; весьма ограниченному кругу личных привязанностей; тенденции преувеличивать потенциальную опасность и риск каждодневных ситуаций, избегая некоторые из них, что, однако, не достигает устойчивых фобий (навязчивых опасений); по ограниченному образу жизни, позволяющему чувствовать себя в безопасности.
Зависимое расстройство личности соответствует одному из видов астенической психопатии. Его характеризует склонность перекладывать ответственность за себя на других и целиком подчиняться интересам того, от кого зависят, пренебрегая собственными желаниями. Себя оценивают как беспомощных, некомпетентных и невыносливых. Им присущ страх быть покинутыми и постоянная потребность в успокоении в этом отношении. Они не переносят одиночества, чувствуют себя опустошенными и беспомощными, когда обрываются связи с тем, от кого зависели. Ответственность за несчастья переносят на других.
Смешанные типы расстройства личности диагностируются, когда трудно установить отдельный тип из-за того, что черты разных типов представлены относительно равномерно. Однако совершенно “чистые” типы психопатий встречаются относительно редко – тип следует определять по преобладающим чертам. Так же как при акцентуациях характера, смешанные типы могут быть промежуточными (преимущественно наследственно обусловленными, например, шизоидно-эпилептоидная психопатия), или амальгамными (на эндогенное ядро одного типа наслаиваются черты другого вследствие длительного неблагоприятного влияния среды, например, на конституциональные черты эмоциональной лабильности при воспитании в детстве как “кумира семьи” накладываются гистрионические, т.е. истероидные, черты).
П.Б.
Ганнушкин (1964) описал несколько групп
психопатий. Группа циклоидов (конституционально-