Особенности защитно–совладающего поведения у юношей с расстройствами личности возбудимого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление преобладающих психологических стилей защитно-совладающего поведения у больных с расстройствами личности.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы провес

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………..........................8
1.1. Механизмы психологических защит: современное состояние проблемы 8
1.2. Стратегии совладания со стрессом, их связь с механизмами защит…….20
1.3. Психопатии как нарушения характера и поведения……………………...33
1.4. Особенности изучения механизмов защит и совладающего поведения у лиц с пограничными психическими расстройствами…………………………41
Выводы по главе 1……………………………………………………………….42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………………….45
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………..………45
2.2. Материал и методы исследования……………………….………………...46
2.3. Методы обработки и анализа результатов…………………………….......50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………………………………………………….52
3.1. Проверка на нормальность распределения………………………………..52
3.2. Выявление различий у двух групп…………………………………………52
3.3. Анализ взаимосвязей в двух группах……………………………………...59
3.4. Факторный анализ…………………………………………………………..70
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………......78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......80
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….……………………….82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое работы - 1 файл

работа диплом.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, при исследовании взаимосвязи  механизмов психологической защиты, механизмов совладания, уровня социальной фрустрированности, показателей агрессии у двух групп испытуемых нами было получены следующие результаты. Обращает на себя внимание общее количество корреляционных зависимостей в группе юношей с расстройствами личности (10) и в группе студентов (14) между защитными механизмами и стратегиями совладания, что указывает, прежде всего, на более насыщенные и разнообразные в количественном отношении зависимости между адаптационными показателями в группе студентов.

      Дополнительно обращает на себя внимание чрезмерная насыщенность взаимосвязей в группе юношей с расстройствами личности по показателям агрессии (34 взаимосвязи  в группе юношей с расстройствами личности против 5 корреляционных зависимостей в группе студентов). Можно предположить, что это является следствием неэффективных механизмов защит и стратегий совладания, постоянного фрустрационного воздействия и однообразием применения механизмов адаптации в целом.

      Возвращаясь к результатам сравнения взаимосвязей, мы предполагаем, что наличие в основном положительных корреляционных связей между механизмами психологической защиты и конструктивными механизмами совладания в группе студентов является совокупностью стратегий, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде. В то же время наличие меньшего числа корреляционных связей между механизмами психологической защиты и механизмами совладания (в основном неконструктивными) в группе юношей с расстройствами личности возбудимого круга является совокупностью стратегий, способствующих дезадаптации. В этом мы видим отличительные особенности двух групп испытуемых на основании результатов корреляционного анализа.

     § 3.4. Факторный анализ 

      Мы  выявили взаимосвязи механизмов психологической защиты, механизмов совладания, уровня социальной фрустрированности, показателей агрессии с помощью корреляционного анализа в двух исследуемых группах. Для уточнения полученных закономерностей и анализа целостной картины связи вышеуказанных параметров нами был проведён факторный анализ. Факторный анализ – это многомерный статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных.

      В нашем исследовании принимало участие  две группы испытуемых, поэтому следует  провести факторный анализ отдельно для каждой группы испытуемых. В качестве исходных данных для факторного анализа мы использовали показатели механизмов психологической защиты, механизмов совладания, уровня социальной фрустрированности и показателей агрессии.

     Сначала проведём факторный анализ для юношей с расстройствами личности возбудимого круга. В данной группе испытуемых наиболее интерпретируемое решение было обнаружено в результате Varimax-вращения после 6 итераций. В результате факторизации массива данных по методу главных компонент было выделено 3 фактора, исчерпывающих 54,47% суммарной дисперсии. Первый фактор описывает 21,82% выборки, второй фактор 18,18%, третий фактор 14,46% выборки. Результаты факторного анализа у юношей с расстройствами личности возбудимого круга представлены в табл. 4. 
 
 

                      Таблица 4 

Факторное решение по методу главных компонент после Varimax-вращения у группы юношей с расстройствами личности

возбудимого типа

  № фактора Показатели, вошедшие в фактор Факторная нагрузка
1 Подозрительность 0,938
Обида 0,908
Чувство вины 0,855
УСФ 0,774
Компенсация - 0,656
Отрицание - 0,610
Негативизм - 0,546
Вербальная  агрессия - 0,502
Проекция - 0,388
2 Косвенная агрессия 0,916
Физическая  агрессия 0,899
Регрессия 0,762
Интеллектуализация 0,727
Конфронтация 0,573
Дистанциирование - 0,566
Социальная  поддержка - 0,453
Вытеснение 0,401
Самоконтроль 0,317
3 Реактивное  образование 0,824
Ответственность 0,720
Избегание 0,629
Положит. переоценка 0,623
Планирование  решения 0,604
Раздражительность 0,391
Замещение 0,379
 

     Фактор 1, ведущий фактор, условно названный  «Фактор враждебности и социальной фрустрированности», включает в себя следующие переменные: подозрительность, обида, чувство вины, уровень социальной фрустрированности, компенсация, отрицание, негативизм, вербальная агрессия и проекция. Фактор демонстрирует преобладающее влияние подозрительности, обиды, чувства, возникающее в результате социального взаимодействия и повышающие уровень социальной фрустрированности, а также отрицательную нагрузку механизмов защит компенсации, отрицания и проекции. Переменные по механизмам защит имеет отрицательную нагрузку, что говорит об их слабой задействованности, а факторы совладания при этом отсутствует. Можно говорить о том, что данный ведущий фактор в определенном смысле малоадаптивен, так как в поведении преобладают внешнеобвиняющие неконструктивные реакции, недостаточные для психической адаптации. Принято считать, что отрицание относится к т.н. протективным (первичным) защитам, а компенсация и проекция – к дефензивным (зрелым) защитам. Психодинамически ориентированные клиницисты (Вассерман Л.И. и соавт., 2010) предполагают, что защиты формируются одна за другой, в определенной последовательности по мере развития ребенка, и что некоторые защиты представляют собой более примитивный процесс, чем другие. Протективные защиты не допускают поступления травмирующей информации в сознание, дефензивные эту информацию пропускают, но интерпретируют ее «безболезненным» для себя образом. У лиц, страдающих расстройствами личности возбудимого круга, все эти защиты слабо выражены и не являются функциональными.

     Во  второй фактор, который условно обозначен  нами как «Открытое проявление агрессии в сочетании с незрелыми психологическими защитами», вошли следующие переменные: косвенная агрессия, физическая агрессия, регрессия, интеллектуализация, конфронтация, вытеснение, самоконтроль, а также дистанциирование и социальная поддержка с отрицательной факторной нагрузкой. Это проявление косвенной и физической агрессии, сочетающееся с психологическими защитами по типу регрессии, интеллектуализации, конфронтации, при недостаточном функционировании таких копинг-стратегий, как дистанциирование и социальная поддержка. Наличие таких переменных в данном факторе указывает на частое использование агрессивных действий по отношению к окружающим с взаимосвязанным использованием неадаптивных механизмов (кроме интеллектуализации) защит. Кроме того, подобный «набор» переменных затрудняет возможность личности отстраниться от проблемной ситуации, а также использовать важный ресурс «поиск социальной поддержки».

Третий  фактор, выявленный в ходе анализа (включающий параметры: реактивное образование, ответственность, избегание, положительная переоценка, планирование решение проблемы, раздражительность), названный «Конструктивное совладающее поведение в сочетании с раздражительностью и слабоадаптивными механизмами защит», свидетельствует о большей частоте использования положительных копинг-стратегий, позволяющих более эффективно справляться с возникающими ситуациями. Однако эффективность использования этих стратегий снижается за счет высокой активности психологической защиты в виде реактивного образования, при использовании которого агрессивные тенденции могут трасформироваться в социально-приемлемое поведение в в соответствие со своей социальной ролью. И, таким образом, напряженное использование «реактивного образования» не оказывает адаптивного воздействия, позволяя лишь на время «сменить» форму реагирования на внешние воздействия.

      Рассмотрим  результаты факторного анализа показателей, полученных на группе студентов. В данной группе испытуемых наиболее интерпретируемое решение было обнаружено в результате Varimax-вращения после 9 итераций. В результате факторизации массива данных по методу главных компонент было выделено также 3 фактора, исчерпывающих 57,02% суммарной дисперсии. Первый фактор описывает 27,08% выборки, второй фактор 17,15%, третий фактор 12,79% выборки (табл. 5).

                      Таблица 5 

Факторное решение по методу главных компонент  после Varimax-вращения у группы студентов

  № фактора Показатели, вошедшие в фактор Факторная нагрузка
1 Отрицание -0,949
Конфронтация -0,841
Социальная  поддержка 0,835
Ответственность 0,762
Компенсация 0,756
Физическая  агрессия -0,615
Негативизм -0,404
2 Подозрительность -0,800
Чувство вины -0,711
Интеллектуализация 0,702
Положительная переоценка 0,662
Проекция 0,627
Замещение 0,595
Обида -0,499
Чувство вины 0,473
Косвенная агрессия 0,455
УСФ -0,400
Дистанциирование 0,373
3 Реактивное  образование 0,918
Самоконтроль 0,858
Избегание 0,754
Вытеснение 0,749
Раздражительность 0,727
Планирование  решения 0,603
Вербальная  агрессия -0,581
Регрессия -0.447
 

     Ведущий фактор в группе студентов, условно  названный «Осознанность проблем, конструктивное совладание с ними с использованием социальной поддержки», включает следующие переменные: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, компенсация с положительными факторными нагрузками и отрицание, конфронтационный копинг, физическая агрессия, негативизм с  отрицательными факторными нагрузками. Фактор демонстрирует, что использование «положительных» механизмов адаптации – поиска социальной поддержки, принятия ответственности, компенсации – сочетается с низким использованием отрицания, конфронтации, физической агрессии и негативизма в повседневной жизнедеятельности. Подобное сочетание переменных в данном факторе позволяет отнести его к адаптивному. Совладание с проблемными ситуациями, как видно из таблицы 5, происходит при слабой выраженности незрелых защитных механизмов.

     Второй  фактор, включающий положительную факторную  нагрузку по показателям интеллектуализация, положительная переоценка, проекция, замещение, чувство вины, косвенная  агрессия, дистанциирование, и отрицательную  нагрузку по параметрам обида и уровень  социальной фрустрированности, мы назвали «Открытость социальным контактам в сочетании со зрелыми психологическими защитами и конструктивными копинг-стратегиями» Использовании зрелых механизмов психологической защиты и конструктивных копинг-стратегий в проблемных ситуациях позволяет в лучшей мере адаптироваться к социальной среде.

     Третий  фактор «Незрелые механизмы психологических  защит, компенсируемые конструктивными  копинг-стратегиями в поведении» отмечает показатели по реактивному  образованию, вытеснению (незрелым механизмам защит) и стратегиям совладания самоконтроль, избегание, планирование решение проблемы, с отрицательной нагрузкой по вербальной агрессии и регрессии.

      Таким образом, в результате проведения факторного анализа мы не обнаружили у двух групп испытуемых факторов с одинаковыми  или близкими составляющими. Факторы, выделенные у группы юношей с расстройствами личности возбудимого круга, отличаются по содержанию переменных от факторов, выделенных у группы студентов. Проводя сравнение по преобладающим факторам в двух группах, можно отметить следующее. В группе больных с расстройствами личности мы выделили следующие три стиля защитно – совладающего поведения. Наиболее часто реализуемый стиль – это «Фактор враждебности и социальной фрустрированности», на втором месте «Открытое проявление агрессии в сочетании с незрелыми психологическими защитами», и реже всего применяется стиль «Конструктивное совладающее поведение в сочетании с раздражительностью и слабоадаптивными механизмами защит». В группе студентов на первый план выходит стиль «Осознанность проблем, конструктивное совладание с ними, с использованием социальной поддержки», менее выражен стиль «Открытость социальным контактам в сочетании со зрелыми психологическими защитами и конструктивными копинг – статегиями» и реже всего используется «Незрелые механизмы психологических защит, компенсируемые конструктивными копинг-стратегиями в поведении». Преобладающий фактор в группе лиц с расстройствами личности возбудимого типа связан с высоким уровнем подозрительности, обиды и сниженным использованием механизмов психологических защит, в то время как в группе здоровых лиц ведущий фактор указывает на высокий уровень использования в проблемных ситуациях стратегий совладания, позволяющих более эффективно справляться с трудностями. В группе с расстройствами личности во втором факторе преобладает агрессивные тенденции и незрелые механизмы защит, а в группе студентов, наоборот, фактор характеризуется достаточным количеством используемых зрелых механизмов психологической защиты. Третий фактор в группе с расстройствами личности свидетельствует о большей значимости использования копинг-механизмов, в то время как в группе студентов большая роль отводится вытеснению, избеганию и самоконтролю при возникновении стрессогенных и фрустрирующих ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности защитно–совладающего поведения у юношей с расстройствами личности возбудимого типа