Автор работы: i*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:48, реферат
Античная философия — это прообраз любой философии. С одной стороны, именно в античности были заложены основы, которые определили развитие европейской философии; именно тогда были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Естественно, знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений.
Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции. Декарт родился в знатной семье, и происхождение во многом предопределяло его будущее: в соответствии с ним он должен был стать военным. Однако военная жизнь не привлекла Декарта. Во время учебы в школе иезуитов у Декарта обнаружилась склонность к занятиям математикой; тогда же он понял, что не может принять схоластическую философию. В 1629 г. Декарт перебирается в самую свободную в ту эпоху страну Европы — Голландию, где в течение 20 лет занимается исключительно научными исследованиями. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины и участует в основании Академии Наук. Однако суровый климат Швеции стал причиной его преждевременной кончины.
Исходной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомнение. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины: Декарт полагал, что только путем постановки под сомнение любого знания, которое уже имеется, можно дойти до основ, которые могут служить отправной точкой для любых дальнейших рассуждений, поскольку первый принцип, базис для всего знания, не подлежит сомнению. В этом выразился антитрадиционализм Декарта, полагавшего, что только освобождение от традиции может открыть новые возможности для познания и науки.
На первом этапе, по его мнению, следует поставить сод сомнение все, что возможно: любые догмы, авторитеты церкви и философии и даже собственное существование. Это было шагом, достаточно смелым для того времени. Впрочем, Декарт не собирался отрицать факта существования бога. Постановка под сомнение — это лишь операция, которая необходима для правильного обоснования философского знания о мире.
В результате постановки всего под сомнение, Декарт приходит к выводу, что любому сомнению есть предел, и предел этот - само мышление. Лишь сомневающееся Я нельзя поставить под со-
мнение.
Принимая эту несомненность сомнения,
Декарт рассуждает следующим
образом. Я сомневаюсь; поэтому, учитывая,
что сомнение —
это акт мышления, можно сделать вывод,
что я мыслю. А поскольку я
мыслю, значит, я есть, я существую. Это
нашло выражение в известном
афоризме Декарта: «cogito ergo sum» («мыслю,
следовательно, суще-
ствую»). И эту мысль не могут поколебать
никакие сомнения, поскольку
данный факт — это самое очевидное и достоверное,
что имеется в
распоряжении человека. Это положение
Декарт кладет в основу сво-
ей философии, полагая, что именно она
может претендовать на роль
незыблемого, наиболее прочного основания.
На этом основании Де-
карт пришел к выводу, что источником достоверности
всякого позна-
ния является мыслящее Я. . '
Декарт сформулировал четыре принципа, без соблюдения которых можно достигнуть достоверного знания:
«Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.
Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько возможно и нужно для лучшего их преодо-ления.
Третье — придерживаться относительного порядка мышления, на-чиная с предметов более простых и наиболее легко познаваемых и восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.
И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
Весь мир Декарт подразделяет на два вида субстанций — ду-ховные и Материальные. Большое внимание Декарт уделяет хпробле-ме дуализма души и тела. Если в "отношении животных можно допус-тить; что они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управ-лять своим телом с помощью ума, а ум — испытывать на себе влияние разных по природе субстанций. Декарт, интересовавшийся медициной, полагал, что душа человека расположена в шишковидной железе, на-ходящейся в центральной части головного мозга; с его точки зрения, зто и было тем местом, где душевная субстанция взаимодействует с телесной. Хотя душа, будучи началом непротяженным, не занимает места, она пребывает в указанной железе, которая есть «седалище души». Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в голов-ной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, само-стоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, v. нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы механического взаимодействия. Связующим звеном между материальными и духовными суб-станциями служит бог. Именно он является причиной движения в природе и источником законов, по которым она существует.
Субстанцию (или, на языке того времени, вещь) Декарт опре-деляет как нечто, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Однако подлинной субстанцией является только бог. Следовательно, это определение применимо к вещам лишь с определенными оговорками: вещь, субстанция — это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании бога. Это отличает вещи от качеств и атрибутов, которые нуждаются для своего существования в вещах.
Главным модусом материальной субстанции, по Декарту, является протяжение. Кроме того, материальной субстанции свойственны дви-жение, форма, величина, количество, место и время. Однако протяжен-ность рассматривается Декартом как главное качество, что" находит выражение в термине «res extensa» (буквально — «протяженная вещь), при помощи которого Декарт именует объекты материального мира. «Res extensa» Декарт противопоставляет «res cogitans» — «мысля-щей вещи», под которой он понимает человеческое Я как соединение духа, души, рассудка и разума. Основной атрибут духовных субстан-ций — мышление. Модификациями (модусами) мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения — фигуры, по-ложение и движение.
Декарт пришел к выводу, что существуют врожденные идеи, то есть идеи, которые присутствуют в сознании любого человека до опыта. Для Декарта это равнозначно тому, что они внушены бо-гом. Эти врожденные идеи, с точки зрения Декарта, являются наиболее достоверными, поскольку присутствуют в сознании любого человека и не зависят от внешнего мира. Учение о врожденных идеях играет очень важную роль в концепций Декарта. Врожденными, по мнению Декарта, является не только идея бога как бесконечного и совершен-ного существа, но также идеи чисел, фигур и аксиомы (например, «из ничего ничего не происходит»). Очевидно, что это учение восходит к платоновской концепции знания как припоминания. Особенности немецкой классической философии
Немецкая классическая философия стала реакцией на измене-ния, происходившие в европейском обществе. Можно отметить три основных направления, в которых происходили эти перемены.
Во-первых, приходом века Просвещения произошла духовная, революция, а за ней последовала и настоящая революция — ве-ликая французская (1789-1794), которая имела огромный миро-вой резонанс. Она затронула соседние феодальные государства не только идеологически, но и реально, в виде войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против коалиций противостоящих ей государств; в эти коалиции вхо- дили и немецкие государства. Последовавший за этим период относи- тельного спокойствия, когда феодально-монархические режимы смогли восстановить свои силы, был лишь временным «затишьем перед бу-рей» — целой серией буржуазно-демократических революций, кото-рые в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских стран, в том числе и по германским государствам; причем в некоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата.
Французская
революция создала иллюзию
Во-вторых, в XVIII усилилась борьба свободомыслия с религи- ей, которая в период после Великой французской революции пыта- лась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы».
Наконец, в-третьих, произошли кардинальные перемены в на-уке, в первую очередь в естествознании. Механика, господствовав-шая в физике с начала Нового времени, постепенно утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. На смену ей пришла химия как наука о качественных превращениях природных веществ, а также новым разделы физики (учения о магнетизме и электричестве, вскоре объе-динившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнит-ные явления). Наконец, быстро прогрессировали биологические дис-циплины, которые все больше продвигались к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающе-го теоретического построения.
Важной чертой немецкой классической философии является возрождение созданной философами античности диалектики какособого метода познания. В этом состоит ее существенное отличие от философии Просвещения, которая в целом базировалась на мета-физике. Философы Просвещения исходили из предположения, что все явления мира статичны и неизменны. Диалектика как новый для евро-пейской философии метод предполагала рассмотрение явления во всех его сложных связях, не довольствовалась случайными наблюде-ниями и ориентировалась на целостный, системный анализ. Основная заслуга в разработке нового метода принадлежит Гегелю, хотя все возможности для этого подготовил его предшественник И. Кант.
Философия Канта
Творчество Иммануила Канта (1724-1804), основателя немец-кой классической философии, принято подразделять на два пе-риода - "докритический" (до 1770 г.) и «критический» (после 1770 г.). Это разграничение, а также связанные с ним названия отсы-лают к наиболее значительным работам Канта: «Критике чистого ра-зума» (1781), «Критике практического разума» (1788), а также «Кри-тике способности суждения» (1790). Началом критического периода считают 1770 г., поскольку именно в этом году Кант выпустил книгу «О мире чувственном и сверхчувственном», которую нередко назы-вают также диссертацией 1770 г. По мнению самого Канта, уже эту его работу можно назвать критической, поскольку в ней был изло-жен первый вариант теории об идеальности времени и пространства.
Основная заслуга Канта состоит в том, что он первым попытал-ся примирить две противостоящие друг другу традиции в осмыс-лении процесса познания — эмпиристскую и рационалистическую. При помощи разработанной им трансцендентальной теории познания Кант стремился выявить условия, которые обеспечивают истинность и достоверность знания.
Докритический период. В работе «Всеобщая естественная исто-рия и теория неба» (1755) Кант попытался предложить историческое объяснение возникновения Солнечной системы. В частности, Кант ут-верждал, что Солнечная система возникла из некоей бесформенной массы, которая изначально равномерно заполняла все пространство. Затем, в результате действия сил притяжения между частицами, обра-зовались скопления материи, которые стали центрами притяжения для других частиц. Так образовалось Солнце, а также туманности, из кото-рых впоследствии возникли планеты. Данная гипотеза в настоящее время известна как гипотеза Канта-Лапласа.
В работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога» (1762) Кант отвергает все существующие доказательства бытия бога. В частости, Кант указывает, что то, что «приро-да даже в состоянии хаоса может действовать только правильно и слаженно», в конечном счете не говорит о том, что ее первопричиной «должен быть бог», и «приводит... к более высокому понятию о бес- конечной мудрости бога». В качестве альтернативы двум перечислен- ным доказательствам Кант предложил рассматривать бога как абсолютно необходимое бытие. Однако, по мнению Канта, такая гипотеза является лишь «основанием для доказательства», способным породить только своего рода психологическую, но вовсе не логическую убежденность в бытии бога.
«Критика чистого разума» (1781) — это наиболее известная работа Канта, в которой он предлагает качественно новое решение проблем гносеологии. Он провел двенадцать лет, разрабатывая изложенные в ней идеи, а написал ее за пять месяцев.
Ранее философия стремилась дать ответ на совершенно иной воп-рос: «Познаваем ли мир?» Кант пытается определить, какими должны быть способности человека, чтобы его знание согласовывалось с объектом познания, отражало его. Он переносит акцент с предметов внешнего мира, которыми ранее занималась философия, на каче-ства самого познающего субъекта. Основная задача, которую ставит перед собой Кант в данном произведении, заключается в критическом рассмотрении способности разума к получению знаний, которые не зависят от опыта. Фактически это вопрос о границах метафизики. Кант стремится очертить границы метафизики, указав то, что она в состоянии сделать, и отделив то, на что она претендовать не может.