Автор работы: i*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:48, реферат
Античная философия — это прообраз любой философии. С одной стороны, именно в античности были заложены основы, которые определили развитие европейской философии; именно тогда были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Естественно, знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений.
Кант предлагает разграничение между синтетическими и аналити-ческими суждениями, которое для Канта тесно связано с вопросом: «как возможны синтетические суждения априори?» Кант разграничи-вает синтетические и аналитические суждения. Примером аналитичес-Я кого суждения может служить высказывание «тело протяженно». Протяженность — это свойство любого тела, а потому данное сужде-ние не несет ничего нового, оно лишь «расчленяет» и явно выражаете то, что и так известно. «Тело обладает тяжестью», с точки зрениям Канта, — это уже синтетическое суждение, поскольку субъекту припи-сывается предикат, обозначающий качество, которое ранее в этомЯ субъекте не мыслился. Кант выделяет также суждения априори (отЯ лат. «до опыта») и суждения апостериори (от лат. «после опыта»). Примером суждения апостериори может служить суждение «все ле-беди белы»: оно предполагает, что познающий субъект, делающий та-кое утверждение, уже в той или иной степени «знаком» с миром, и данное суждение отсылает к его опыту созерцания лебедей. Сужде-ния априори, наоборот, делаются субъектом независимо от наличия у него опыта. Следовательно, под синтетическими суждениями апри-ори понимаются суждения, которые универсальны, несут новое знание и в то же время не зависят от опыта.
Открытие Канта, сделанное им в «Критике чистого разума», 1 называют «коперниковским переворотом в философии»: у человека имеются такие способности, как созерцание (чувственная способность), рассудок и разум, которые не зависят от опы-
та. Априорные способности, таким образом, оказываются важной составляющей познающего субъекта, поскольку они определяют опыт. Кант стремится выяснить, каким образом деятельность субъекта по-
знания
начинает «диктовать» законы природе,
то есть, по сути, стано-
вится «законодательной». Таким образом,
в познающем субъекте Кант
выделяет два уровня: эмпирический и трансцендентальный.
Эмпири-
ческий уровень — это все индивидуальные
особенности человека:
его психология, его жизненный опыт. Трансцендентальный уровень — это все то, что находится по ту сторону индивидуума, то есть его Iродовые, надындивидуальные качества.
В соответствии с разграничением чувственного познания (созер-цания) и рассудка свою теорию Кант подразделяет на две части: 1) трансцендентальная эстетика — это раздел, который занима- ется изучением априорных форм чувственности, и 2) трансценден-
тальная
логика — раздел, который призван
изучать априорные формы
рассудка.
Согласно Канту, пространство представляет собой априорную форму внешнего чувства (созерцания), тогда как время - это форма внутреннего чувства (созерцания). Если понятий простран-ства и времени не существовало заранее, до опыта, то и представле-иие предметов как последовательных или одновременных, а также как внешних по отношению друг к другу было бы просто невозможным.
В соответствии с различением рассудка и разума Кант выделяет два подраздела трансцендентальной логики - аналитику и диалек-тику. Различие между рассудком и разумом с точки зрения Канта сводится к тому, что рассудок связан с чувственным материалом, а разум — с умопостигаемыми, сверхчувственными, идеальными содер-жаниями, то есть со всем тем, что недоступно для созерцания, а сле-довательно, и для рассудка.
Кант приходит у выводу, что любое познание неизбежно анти-номично, то есть предполагает антиномии {от греч. "противоре-чие"). В процессе познания человек сталкивается с вопросами, на которые он не может дать однозначный ответ. Всего Кант выделяет четыре основных антиномии:
с одной
стороны, утверждается, что в мире
имеется свобода, что
мир не подчиняется строгой причинности.
С другой стороны, мо-
жет быть обосновано и утверждение о том,
что мир существует
исключительно по законам природы и подчиняется
причинности, а
следовательно, свободы в мире нет; 4) можно утверждать, что бог существует и является причиной всего
сущего. Справедливым может быть и противоположное утверждение, в соответствии с которым бога нет.
Разум, по Канту, — это чистый источник трансцендентальных (сверхчувственных) истин. Разум, соотносящийся с умопостигаемыми, сверхчувственными, идеальными содержаниями, позволяет нам познавать «вещи в себе» — все то, что недоступно для созерцания. В отличие от рассудка, разум целенаправлен, имеет цель, которая направляет егс деятельность. С точки зрения Канта, разум по своей природе проти-воречив. Однако это не единственный фактор, который обусловливает возникновение антиномий. Дело в том, что подлинный источник ан! тиномий заключается в представлении о мире в его целостности кая возможном объекте теоретического, умозрительного изучения. В тя же время очевидно, что «мир в целом» не может быть познан, по-скольку является «вещью в себе». Антиномии, на которые указывая Кант, возникают, по его мнению, в результате того, что человек пытает-1 ся решить при помощи рассудка проблемы, которые не могут быть! решены с использованием такого «инструмента».
«Критика практического разума». Если в «Критике чистого pa-j зума» Кант дает ответ на вопрос «что я могу знать?», то в «Критике практического разума» (1788) он дает ответы на еще два вопроса! «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».
Моральные
поступки человека, который способен
содействовати
благу и не способствовать злу, определяются
его практическими прин-1
ципами — теми ценностями, которые он
сам создает и устанавливает^
для себя как закон. Утверждая это, Кант
имеет в виду, что существует!
некая общая воля, которая~не может бьТт^отождествле!давиду-1 а
с ин
альными йТпГ групповыми представлениями,
а~~та1оке~с~внншнттм при-1
нуждёШем. I !одобноё^долЖёнсТВШйН"йе~Канг
называет императивомJ
ОТПщделя^т^ва-ттта^Ше^тива. '
^/Тигютетическ^Тшпе/зЬтив — это навыки достижения цели,] «техническое уменье». Он связан в основном с соображениями бла-| горазумия. Например, вежливость и благожелательность — это важ-1 ные условия для успешного достижения целей. А потому человек! который желает добиться чего-либо, будет использовать данные фор-1 мы поведения в качестве средства, инструмента.
2. Категорический императив Кант формулирует следующим об! разом: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всяш кого другого всегда рассматривалось как цель и никогда толькЯ как средство.
В заключении «Критики практического разума» Кант так опредеч ляет основной смысл метафизики нравственности: «Две вещи напоЛ няют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благогоЯ вением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — эт<И звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования».
«Критика способности к суждению». В способности к суждению Кант видит среднее звено, стоящее между познавательной и практической способностями. А потому «Критика способности суждения» (1790) — это своего рода завершение, синтез двух предыдущих работ, «Критики чистого разума» и «Критики практического разума».
Способность суждения — это способность к рефлексии. Кант выделяет две разновидности способности суждения: 1) эстетическая способность суждения,кслорая имеет место тогда, когда целесообразность субъективна, и 2) телеологическая способность с уждения, которая имеет место тогда, когда целесообразность объективна.