Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:12, курс лекций
Все основные темы.
Ввиду очень большого различия между теориями по их предмету средством построения, степени и уровню обобщения дать общее определение теории весьма трудно. Выход из этого затруднения дается следующий: определяя сущность теории, ориентируются на наиболее развитые теоретические системы, в которых наиболее ярко выражен эмпирический базис науки, но в то же время наиболее эффектно использованы собственно теоретические средства исследования. В качестве такой теории сейчас считают физику.
Теоретическое знание имеет сложную структуру. Главный ее компонент - идеализированная модель действительности. Элементами этой модели являются так называемы абстрактные объекты, связи и отношения которых образуют идеализированную модель реального объекта. Характерно то, что видоизменяя хотя бы один из абстрактных объектов идеализированной модели, мы тем самым сразу же существенно меняем всю теорию. Если вместо абстрактного объекта "сила" ввести новый объект "энергия", то вместо ньютоновской механики получим новую теоретическую систему. В ходе своего развития теория стремится объяснить как можно большее количество фактов до тех пор, пока эти факты относятся к той предметной области, которая отражена в теории, теория ассимилирует факты и усиленно развивается, но в своем развитии теория может столкнуться с такими фактами, которые будут требовать для своего объяснения принципиально новых теоретических представлений, так как ученый заранее не знает, что имеет дело с принципиально новым по своей природе объектом, то его первые попытки теоретического основания таких объектов будут состоять в том, чтобы объяснить их в рамках существующих теорий, несмотря на то, что это вызывает определенные логические затруднения. Теория чрезмерно разбухает за счет введения новых дополнительных принципов, ее математический аппарат становится весьма сложным и громоздким. Это длится до тех пор, пока в теории не возникает логического противоречия. Примером таких теорий могут служить парадоксы классической динамики, связанные с принятием эфира как абсолютной системы отсчета. Именно таким путем возникла теория относительности, квантовая механика.
Построению новой теории всегда служит научная проблема, которая акцентирует внимание исследователя на парадоксах внешней теории, требуя их разрешения, т.е. нового способа объяснения фактов. Новый способ их объяснения осуществляется в форме гипотез, которые называют формой развития естествознания, так как гипотеза всегда носит вероятностный характер, она нуждается в логическом обосновании и экспериментальном подтверждении. Специфика эмпирического и теоретического уровней научного знания определяется способами их построения. Средство построения эмпирического знания - наблюдение и эксперимент. Наблюдение следует рассматривать не как факт пассивного созерцания, включающее в себя объект наблюдения, наблюдателя и средства наблюдения, но и как практический опыт, где выделяются следующие два класса приборов: приборы как продолжение органов чувств и приборы как орудие воздействия на объект. Изменение характера приборов существенно влияет на экспериментальный базис науки. Например, изобретение электронного микроскопа открыло новую эру в исследовании клеточного строения организмов, сделав возможным рассмотрение таких деталей внутреннего строения клеток, о которых раньше наука не имела представления. Изобретение радиотелескопа породило новое направление в науке(радиоастрономия). Эксперимент: изучая природу, человек не только наблюдает, но и активно вмешивается в ход ее процессов, составляя из природных элементов искусственные системы. Изучение этих систем позволяет глубже понять связи и закономерности природы. Эта познавательно-практическая деятельность человека составляет основу экспериментальной процедуры. В эксперименте исследуемые явления наблюдаются в искусственно созданных и контролируемых условиях. Даже самый простой эксперимент предполагает создание системы элементов, не встречающихся в природе. В этом состоит одно из важнейших преимуществ эксперимента по сравнению с наблюдением. Искусственное создание условий взаимодействия природных объектов выявить это взаимодействие в чистом виде. В эксперименте вопросы задает исследователь, а ответы на них дает сама природа. В этом состоит значение эксперимента как средства научного поиска.
К средствам построения теории относят прежде всего мысленный эксперимент. Выше уже описывалось, что характерной чертой теории является применение абстрактных объектов, построение таких объектов и составляет задачу мысленного эксперимента. Мысленный эксперимент - это такая логическая операция, когда осуществляется комбинация мыслительных образов, которая в действительности вообще не может быть реализована(примером может служит отрицание Аристотеля Галилеем). В процессе мыслительного эксперимента, когда ученый оперирует с идеализированными ситуациями, которые создаются в процессе идеализации. Это разновидность операции абстрагирования: речь идет о том, что выделяется одно из необходимых условий существования объекта, затем, изменяя выделенные условия, сводят его действие к минимуму. Только с помощью абстрагированных объектов наука выходит за границы фиксированных эмпирически зависимостей, создавая теоретическую модель реальности.
Некоторые школы
современной западной философии.
Для современной западной
философии характерно множество направлений
и школ. Мы же рассмотрим лишь некоторые.
Позитивизм как философское течение, в основе которого лежит тезис о том, что положительное знания может быть получено лишь в сфере отдельных частных наук о природе, что философия как особая наука, претендующая на содержательный анализ действительности, не имеет право на существование.
Позитивизм родился как особое течение в 30-х годах 19 века и представляет довольно большое многообразие школ - от классического позитивизма О. Конта и Г. Спенсера через философию Маха и Авенариуса до современного неопозитивизма, возникла как реакция и негативная оценка натурфилософии 18 века с ее неспособностью давать такое знание, которое можно было бы практически применить в сфере практического производства.
Отрицая традиционную философскую проблематику, позитивизм, тем н менее, претендует на роль некоторой "общей науки", осуществляющей синтез научного знания и за которой можно было бы сохранить старое название "философия". Качественного различия между подобной философией и социальными науками не существует. Т.е. она есть некоторый синтез общих выводов из сферы естествознания и гуманитарных наук. Таким образом, провозглашая тезис о том, что наука не нуждается в никакой особой стоящей над ней науки, позитивизм, тем не менее, претендует на роль некой философии науки. Эта "философия науки" не имеет дела с традиционной философской проблематикой(субстанция, движение и пр.), но она отвергает как материализм так и идеализм. Основатель позитивизма О. Конт говорил, что "философия науки" не должна претендовать на раскрытие причин и следствий, сущности и законов, наука лишь описывает явления, отвечает на вопрос "как?", а не на вопрос "почему?". Позитивизм имеет три формы:
Неопозитивизм - третья историческая форма позитивизма, сложившаяся одновременно в Греции, Польше на основе так называемого венского кружка математиков, логиков и социологов(Шлиг, Карнап, Отто и др.) под названием логического позитивизма. Теоретическим основанием позитивизма являются:
Развитие математической науки дало основание Карнапу заявить. Что в основу любой науки можно положить любую систему аксиом, причем в этом выборе ученый совершенно свободен. В науке имеет место соглашения между учеными, например выбор единиц измерения произволен, но эту произвольность не следует недооценивать: есть определенные пределы, в которых соглашения имеют силу, эти пределы определены изучаемым объектом.
Неопозитивизм исходит из общих посылок позитивности, но в то же самое время резко от него отличен тем, что вводит понятие "логическая конструкция", что равно отождествлению логической модели объекта с самим объектом. Здесь абсолютизируется одна из особенностей научного знания(физики) - рост его абстракции на основе широкого применения математических методов. Например, многие утверждения современной физики относятся не к непосредственно объективному миру а к так называемым теоретическим объектам. Особенность современного логического позитивизма видна из понимания вида философии, ее предмета. Это решение носит компилятивный характер: тезис Конта о неразрешимости ОВФ + тезис Миля о превращении философии в формальную логику + тезис махизма о нейтральных элементах мира(опыта) превращается неопозитивизмом в тезис о том, что философия - это деятельность по формально-логическому анализу языка науки, что означает логическое конструирование в науке(превращение логики в некоторую онтологию). Следовательно, особенность логического позитивизма состоит в подмене философской проблематике логическим анализом. Логика есть философия - таков основной тезис логического позитивизма. Перед философией ставилась задача: прояснить язык науки, действовать как своего рода интеллектуальные полицейские, следить, чтобы никто не нарушал эти границы. Исходный пункт неопозитивизма в гносеологии выражен формулой: познать - значит правильно назвать вещи. В соответствии с этой исходной установкой познание определяется как дача имени определенному единичному переживанию, а слова(как знания индивидуального чувственного впечатления) объявлялись фундаментом всей системы знания(Монблан, Волга). В силу этого истина определяется как высказывание предложения, где подлежащим является название единичного(индивидуального) переживание, а заблуждение - это высказывание, где употребляются общие слова, которые ничего не означают. Способом, при помощи которого проводится различие между истиной и заблуждением, является верификация. Термин "верификация" широко употребляется в науке и обозначает процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Однако у неопозитивистов верификация понимается как процедура отыскания единичного переживания, служащего подтверждением научного высказывания. На самом деле познание - это не процесс поиска абсолютно единичных переживаний, не поиск абсолютно единичного переживания, которое было бы полностью очищено от общего, не словесные обозначения единичных ощущений. Познание - это процесс переработки данных созерцания в понятия, являющиеся отражением общего и существующего в реальном мире. В силу этого программа неопозитивизма - сведение общего к единичному, понятия к единичному ощущению - в науке просто неосуществима. В силу этого в рамках логического позитивизма развивается другая позиция в вопросе об истине и ее критериях. Основе этой позиции уже лежат не единичные ощущения, а определенные логические критерии. Здесь неопозитивизм ссылается на математику, опираясь на то, что в математике оперируют абстрактными объектами. Неопозитивизм говорит, что в математике, в силу определения ее основных понятий через систему аксиом, происходит отделение мышления от действительности. Но если в математике ее абстракции лишены чувственной данности, то она ничего реального не отражает, никакой информации о действительности не несет. Система истин, говорит неопозитивизм, выдвинутая при помощи аксиом, нигде не находится на почве действительности, а свободно повиснув в пустоте, несет в самой себе гарантии своей устойчивости.
Определив математику как науку, свободно висящую в пустоте, т.е. как науку, где основные понятие определены чисто логическим путем, истинность в математике также определяется чисто логическим путем. Истинные высказывания должны обладать лишь одним свойством - быть логически непротиворечивыми.
В чем же тогда состоит информативность научных утверждений? Да ни в чем, они просто выражают наше субъективное решение употреблять символы определенным образом. Что это значит? Это значит, что научные утверждения в математике или физике несут в себе информацию не о характере сущности предметов, а о чисто формальных отношениях, о чистых формах, ничего не говоря о том, что из себя представляют предметы, находящиеся в этих формальных отношениях. Что это за такие формы? А это создаваемые человеком языковые структуры, которые свободно от всего, что определяется созерцанием и опытом(например, суждение "кривизна пространства" нельзя извлечь ни из чувственного опыта, ни из практического эксперимента). А структура языка - это лишь установление формальных правил оперирования языковыми символами, они ничего не обозначают и ничего не сообщают. В силу этого истинность научного высказывания определяется тем, включается или не включается оно в систему языковой структуры. Вся гносеология неопозитивизма построена на том, что:
1.
Пропущенная
последняя треть предпоследней лекции. Около
половины печатного листа.
Исходящий из своеобразного человеческого действия, ставшей той осью, вокруг которой формируются все философские понятия и концепции. Так называемое действие является основной формой жизни человека, а само оно имеет сознательный характер, то встает вопрос о тех механизмах сознания, мыслительных структурах, которые обеспечивают продуктивное действие. Таков основной пункт прагматизма.
Прагматизм выдвигает программу реконструкции философии: философия должно быть не размышлением о началах бытия, чем она являлась со времен Аристотеля, но методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в реальных жизненных ситуациях в процессе практической деятельности. Примыкая к идеалистическому эмпиризму, прагматизм отождествляет реальность с опытом, а последний понимается как поток сознания. Опыт, по прагматизму, никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Он формируется нами в ходе решения жизненных задач. Поэтому мышление рассматривается как средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Функция мышления - не в познании, а в преодолении сомнения, являющегося помехой к действию, к выбору средств, необходимых для решения задачи. Идеи, понятия и теории - лишь инструменты или орудия, или планы действий. Их значение целиком сводится к возможным практическим последствиям("принцип Пирса"). Отсюда истина определяется как полезность или работоспособность идеи. Прагматическое понимание истины не выдерживает критики. Полезность - понятие, выражающее оценку предмета, который в силу его естественных свойств может быть средством реализации человеческих потребностей. Например, камень полезен как материал в строительстве и бесполезен в качестве материала для постройки судов. Следовательно, оценка предмета как полезного или бесполезного определяется как собственными свойствами предмета, так и характером человеческих потребностей. Оценке подвергаются и идей, прагматизм спекулирует на факте - знание не ради знания, а как средство решения практических задач. Истинность знания ставится в зависимость от его практической эффективности(полезности), но знание практически эффективно тогда, когда оно истинно, не полезность условие истинности, а истинность - условие практической эффективности знания.
Разновидностью прагматизма является операционализм, основоположником которого является Бриджмен. Операционализм возник как реакция на важнейшие открытия в области физики, которые привели к пересмотру неоклассического концептуального аппарата(Бриджмен, "Логика современной физики", 1927 г.). Осмысление того, что было неудовлетворительным в структуре и содержании понятий, породило одновременной потребность в их анализе, их взаимоотношений с экспериментом. Потребовалось ответить на вопрос, возникший в связи с беспокойством за неинформативность понятий: имеются ли такие средства определения таких понятий, которые гарантируют их пересмотр в случае новых экспериментальных фактов. Казалось, что ответ на этот вопрос заключается в анализе различных способов формирования понятий. Например, в теории относительности, значения временных интервалов для двух событий, происходящих в различных точках пространства, считываются по показаниям часов, находящихся вблизи этих точек. Принципиально новым здесь является понятие "одновременность события", которое определяется нерационально, т.е. включает указания на последовательность операций. Таким образом, очевидно, что экспериментальная процедура может выступать как средство выявления точного смысла физических понятий, для чего в их определение должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить, осмысленно ли в данном случае или нет применение этого понятия. Иначе говоря, каждое такое понятие приобретает строгий смысл лишь в операциональном контексте, т.е. когда указана последовательность осуществления операций.