Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:17, дипломная работа
Цель исследования - изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования,
дать характеристику в деятельности сюжетно-ролевой игры и показать, как она развивает эмоции дошкольников.
Введение 3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития ребенка дошкольника 5
1.1 Эмоция как психологическая категория. Виды эмоций 5
1.2 Особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста 20
1.3 Эмоциональное развитие старшего дошкольника в различных видах деятельности 32
Вывод по 1-й главе 40
Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 42
2.1 Сюжетно-ролевая игра как основной вид развития деятельности в старшем дошкольном возрасте 42
2.2. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в эмоциональном развитии старших дошкольников 47
2.3. Роль воспитателя в организации эмоционального развития дошкольников в сюжетно-ролевой игре 49
Вывод по 2-й главе 58
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 60
3.1. Организация, цели, задачи и методы практического исследования детей старшего дошкольного возраста 60
3.2. Результаты исследования развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап 64
3.3. Качественный анализ результатов 65
3.4. Формирующий этап экспериментальной работы 67
3.5. Контрольный этап 83
Заключение 93
Список используемой литературы 96
Содержание
Тема данной выпускной квалификационной работы - «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»
Актуальность. Функционирование и генезис эмоций одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. В психологии не было ни одной значительной школы, которая не разработала бы своей собственной концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля и стоиков поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними. Аристотель также предлагает идею очищения посредством аффектов при восприятии искусства драмы — катарсиса (механизм катарсиса используется в современной арттерапии и драматизации).
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
В современной психологии неоднозначно рассматривается проблема эмоционального развития детей, по праву признанная одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В поведенческом подходе речь идет об эмоциональном научении. Принципиально иной взгляд на эмоциональное развитие демонстрирует деятельностный подход, представляющий динамику эмоциональной сферы ребенка через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований. Таким образом, отечественная психология представляет эмоциональное развитие как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка.
Объект исследования - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры способствует развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ №10 «Чебурашка» г.Тогучина. В эксперименте участвовало участие 20 детей-дошкольников в возрасте 6-ти лет.
Методы исследования:
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
• Этапы исследования
В последние десятилетия большой интерес психологов привлекают исследования житейских психологических знаний. С одной стороны, работы такого рода позволяют уточнить и расширить сложившиеся научные представления об изучаемой реальности. Например, исследования имплицитных теорий интеллекта раскрыли культурную нагруженность понятия «интеллект» и ограниченность традиционных методов измерения интеллектуальных способностей. С другой — изучение житейских психологических знаний и их использования людьми при решении повседневных задач делают более полными исследования когнитивных процессов.
В данной работе нас интересовала проблема эмоций, их организация и развитие в онтогенезе. Помимо теоретического интереса, эта проблема представляется важной и для решения различных прикладных задач. Так, с точки зрения профилактики и коррекции отклонений в области межличностных взаимодействий важно знать, как и какие особенности знаний человека об эмоциях влияют на способность распознавать собственные и чужие эмоции и прогнозировать поведение окружающих. Понимание закономерностей организации и развития знаний об эмоциях имеет особое значение для разработки проблематики социального интеллекта. В этом смысле настоящее исследование относится к тому направлению, которое было задано работами Дж. Гилфорда о социальном интеллекте [16] и Х. Гарднера о межличностном и внутриличностном интеллекте [15].
Наиболее общая посылка при изучении онтогенеза системы знаний об эмоциях состоит в утверждении ее постепенного расширения и усложнения [1]. Под расширением понимается повышение информированности ребенка в эмоциональной сфере и увеличение количества понятий, в которых осмысливаются эмоции («словаря эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных глобальных аффектов «приятное–неприятное». Усложнение этой системы выражается в усложнении характера связей между ее составляющими, в частности, в разрушении жесткой сцепленности между представлениями о причинах и следствиях той или иной эмоции и т.п.
Такие взгляды на ход развития системы знаний в сфере эмоций в целом разделяются психологами самых различных школ — от Эго-психологии ([7], [20]) до современных когнитивных течений [18] — и подтверждаются рядом экспериментальных исследований. Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Зафиксировано расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции: вначале их, как правило, два — «возбуждение–успокоение» и «удовольствие–неудовольствие», — затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т.п. [11].
В когнитивной психологии принято разделение категориальной и схематической форм организации знаний [21]. Если категориальная организация знаний предполагает разбиение объектов на классы (категории) и установление связей между ними, то в схематической организации отражаются типичные, устойчивые связи между предметами и последовательностью событий.
В когнитивных схемах эмоций кристаллизуется эмоциональный опыт субъекта, его знания о причинах и проявлениях эмоций. Одной из важнейших функций схемы эмоции можно считать то, что она используется при идентификации эмоций, как чужих, так и своих. Схема объединяет набор признаков, по которым можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом предполагается, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе. Кроме того, когнитивные схемы эмоций используются для объяснения и предсказания поведения людей.
На
основе теоретического анализа и
экспериментальных данных ряда авторов
([5]) строение когнитивной схемы эмоции
можно представить следующим
образом (рис. 1).
Рис.
1. Когнитивная схема эмоции
Объединяющим ядром схемы является полученное из личного опыта знание о субъективном переживании эмоции. Оно плохо поддается фиксации с помощью средств языка или других знаковых систем и запечатлевается в памяти непосредственно. Именно благодаря возникновению этого эмоционального тона в большинстве случаев (хотя и не всегда) мы непосредственно «знаем», чувствуем, какую эмоцию испытываем. Отметим, что далеко не все авторы считают нужным введение в схему такого элемента, как субъективное переживание, поскольку нет возможности его четко зафиксировать с помощью внешнего наблюдения или каких-либо других объективных процедур. Мы считаем необходимым учитывать этот элемент, так как интроспективно он является главным, а иногда и единственным признаком, по которому человек судит о своем эмоциональном состоянии.
Однако при идентификации эмоций окружающих людей ведущими становятся другие признаки. Вероятно, главными среди них оказываются следствия эмоций, прежде всего их внешние проявления. Эта группа признаков исследуется в психологии эмоций больше всего (например, [7], [13]). К ним можно отнести выражения лица, вокальные изменения, физиологические проявления, прежде всего связанные с активностью вегетативной нервной системы, поведенческие изменения. Сюда же необходимо отнести изменения и других психических процессов, так как эмоции существенно влияют на их протекание. Это особенно ярко показано в исследованиях последних лет, посвященных воздействию эмоций на процессы мышления, восприятия, внимания и памяти (например, [6], [10], [22]).
Еще одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты, т.е. то, что предшествует и, возможно, является причиной эмоции. К антецедентам относят прежде всего эмоциогенные ситуации [4]. Следует подчеркнуть, что эмоции вызываются не ситуацией самой по себе, а ее взаимодействием с внутренними состояниями индивида и прежде всего с его целями [14]. Таким образом, если наблюдатель представляет себе ситуацию, в которой оказался человек, его цели в данный момент и внешние проявления эмоции, то он имеет достаточно информации, чтобы сделать вывод о том, какая эмоция переживается.
Однако известно, что люди дают разные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если можно предположить наличие у них одинаковых целей. Известно также, что нет однозначной связи между внешними проявлениями эмоций и субъективным переживанием. Так, улыбка совершенно не обязательно будет свидетельствовать о положительной эмоции. Для идентификации эмоции необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, опосредствующих порождение и проявление эмоции, которые можно назвать медиаторами. К ним можно отнести: во-первых, индивидуальные особенности (темперамент, личностные черты, внутриличностные конфликты, характеристики волевой сферы), которые определяют предрасположенность к возникновению и проявлению тех или иных эмоций; во-вторых, культурные особенности, предопределяющие способы выражения эмоций, нормы, предписывающие, какие эмоции следует, а какие не следует испытывать, и как их проявлять и т.п.; в-третьих, актуальное физическое и психическое состояние индивида, также определяющее особенности эмоционального реагирования.
Конечно,
данную структуру схемы эмоции нельзя
рассматривать как
Исходя из описанной структуры схемы эмоции и основываясь на результатах эмпирических исследований, можно представить развитие схематической организации знаний об эмоциях в онтогенезе следующим образом. Сначала появляются отдельные связи типа «ситуация–эмоция», «эмоция–внешнее выражение». Эти связи являются жесткими, носят разрозненный характер и не организованы в схему. Позже количество элементов схемы увеличивается, а связи становятся более гибкими и интегрированными. Так, по данным П. Харриса, в пять лет дети однозначно привязывают эмоцию к вызывающей ее ситуации, определяя первую через вторую. Только позже у детей появляются представления о внутренних состояниях, опосредствующих связь между ситуацией и эмоциональной реакцией [17]. Ту же тенденцию выявили С. Дональдсон и Н. Вестерман [12]: они показали, что с возрастом дети начинают учитывать зависимость эмоций не только от внешних ситуаций, но и от внутренних состояний, воспоминаний, ожиданий, которые могут или сами вызывать эмоции, или опосредствовать их возникновение.
Информация о работе Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре