Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международное право"
При несении ответственности за вред, причиненный правомерной деятельностью, ущерб возмещается в денежном выражении. В договорах могут устанавливаться пределы возмещения (Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (в редакции 1997 г.), Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии 1960 г. и др.), или нет (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.). Если эти пределы позволяют, то ущерб возмещается полностью, если нет, то сумма возмещения делится пропорционально между потерпевшими.
Зачастую, когда говорят о формах ответственности, их называют санкциями, которые применяются, например, к государству. Действительно, термин «санкция» прочно вошел не только в теорию международного права, но и широко применяется в разного рода политических заявлениях. Анализируя различные доктринальные подходы к пониманию санкций, можно выделить их широкое и узкое понимание:
1) широкий подход, при котором санкция – это в целом последствия правонарушения, зафиксированные в качестве части правовой нормы и устанавливающие объем и формы ответственности за ее нарушение. Очевидно, что такой широкий подход берет свое начало из понимания санкции как части нормы;
2) узкий подход, при котором санкции – это только принудительные меры, применяемые к субъекту-нарушителю потерпевшим или другими заинтересованными субъектами международного права, ответственный субъект отказывается добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его международной ответственности.
Неудобство широкого подхода заключается в отсутствии в нормах международного права готовых санкций как мер ответственности. С другой стороны, смешение или отождествление этих терминов может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. С уверенностью можно сказать, что в международных отношениях сложился некий комплекс мер, которые применяют к другим субъектам с целью добиться от них должного поведения. И не всегда применение этих мер связано с несением ответственности. Поэтому все-таки следует различать формы ответственности и санкции.
Санкции имеют ряд отличий от форм ответственности:
1. По достижении своих целей санкции снимаются, прекращают свое действие, а формы ответственности носят безвозвратный характер. Репарацию и компенсацию нельзя потребовать назад.
2. Санкции используются для побуждения субъекта международного права к определенному поведению, зачастую не связанного с несением им ответственности, а формы ответственности являются только формами ответственности.
3. Санкции призваны создать вокруг государства такую обстановку, чтобы государству было выгоднее понести ответственность, а не отказаться от нее. Кроме того, одно применение санкций не может привести к достижению целей, поставленных перед международной ответственностью – восстановлению международного правопорядка и первоначального положения. Санкции являются своеобразными мерами быстрого реагирования, которые скорее способны пресечь совершение международного правонарушения и не допустить причинения более значительного ущерба, а в некоторых случаях, санкции способны достичь цель превенции.
4. Санкции предполагают активные действия со стороны потерпевшего или международного сообщества, формы ответственности – ожидаемые действия со стороны самого несущего ответственность субъекта. Поведение других лиц не может заменить его собственное поведение.
Проекты статей об ответственности употребляют термин «санкция», но использует другой – «контрмеры». Контрмеры – это меры, которые потерпевшее государство вправе применить к ответственному государству, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства. Помимо особой цели у контрмер есть еще один признак: в ином случае, вне ситуации несения международной ответственности, их можно было бы рассматривать как противоправные. Контрмеры не носят карательного характера.
Как соотносятся между собой санкции и контрмеры? Очевидно, что и санкции, и контрмеры имеют одинаковую природу и представляют собой использование возможностей международного права для принуждения субъекта к определенному поведению. Есть, например, такое мнение, что санкции – принудительные меры, которые применяет межгосударственная организация к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, в том числе вытекающих из правоотношения ответственности (И.И. Лукашук). Применение санкций, таким образом, ограничено многими условиями, установленными международными нормами, не соблюдение которых позволяет сделать вывод о том, что сам субъект, применивший санкции, является правонарушителем. В то время как порядок применения контрмер государство может выработать само либо использовать уже используемые в практике международных отношений.
Поэтому, представляется, что санкции являются частным случаем контрмер. В настоящее время под санкцией следует понимать любые принудительные меры, применение которых требует согласия мирового сообщества, т.е. с учетом сложившейся межгосударственной системы – Совета Безопасности ООН. Все остальные меры – это контрмеры, в применении которых государства ограничены в том смысле, как это указано в Проекте статей об ответственности государства за международно-противоправные деяния.
Наиболее часто в международном праве применяются следующие санкции:
- разрыв дипломатических отношений;
- отказ от исполнения договора или выход из договора;
- запрет торговли (эмбарго);
- приостановление привилегий членства в международных организациях (права принятия решений, права голоса).
Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений и кодификационной работы Комиссии международного права ООН можно выстроить следующую последовательную схему этапов несения ответственности:
1. Предварительное определение ответственного субъекта.
2. Определение понесенного ущерба.
3. Формулирование требования.
4. Предъявление требования.
5. Принятие окончательного решения и его исполнение.
На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государств и т.п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.
Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба – материальный или нематериальный – и его размер, а также формы его возмещения.
На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования. Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований, сделанных государством, и требований, сделанных частными субъектами, заключается в степени определенности и четкости выдвигаемых требований. Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй. Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязано. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.
Четвертый этап – это собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия – и потерпевшее государство, и ответственное должны быть оба участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.
Пятый этап – это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.
Имплементация международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности. В первую очередь речь идет об обстоятельствах, исключающих международную ответственность. Проекты статей об ответственности предусматривают только обстоятельства, исключающие противоправность. Это по существу означает, что при отсутствии этих обстоятельств привлечение к международной ответственности может и не состояться, так как по своему характеру не только несение, но и призвание к международной ответственности носит добровольный характер. Либо привлечение к ответственности станет невозможным из-за несоблюдения процедуры имплементации. Можно назвать следующие обстоятельства, исключающие противоправность:
- обстоятельства, связанные с деятельностью потерпевшего государства – согласие, самооборона;
- форс-мажор – непреодолимую силу или непредвиденное событие, не поддающееся контролю;
- бедствие и состояние необходимости.
В международных договорах, в силу которых субъекты должны нести ответственность за правомерную деятельность, могут содержаться иные обстоятельства, освобождающие от ответственности. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. освобождает государство от ответственности в силу поведения потерпевшей стороны. Кроме того, перечислены случаи, в которых конвенция не применяется, если ущерб причинен гражданам запускающего государства либо иностранным гражданам, имеющим отношение к запуску космического объекта.
Рекомендованная литература
Проект статей об ответственности государства за международно-противоправные деяния // www.un.org/ilc.
Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. М., 1975.
Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН / Т.Н. Нешатаева. Иркутск, 1992
Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
Нормы, регулирующие деятельность представителей государств сложились в глубокой древности. Еще в Законах Ману были закреплены ранги дипломатов, нормы о неприкосновенности послов: «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Византии были разработаны правила посольского церемониала.
В большинстве учебников комплекс, норм, регламентирующих официальные связи и отношения между государствами, традиционно называют дипломатическим и консульским правом. Дипломатическое право возникло и развивалось как право посольское. В Словаре В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права. В данную отрасль включаются также нормы, регулирующие статус и деятельность представительств государств при международных организациях, специальных миссий, международных конференций. Автор разделяет позицию, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин «дипломатическое и консульское право» (Г.В. Игнатенко).
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым соглашением явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.
В настоящее время отрасль кодифицирована. В числе кодифицированных актов назову Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.