Образовательная деятельность иезуитов на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Изучить историю педагогической деятельности иезуитов в Беларуси, их вклад в развитие школьной системы страны.
Проследить появление «Общества Иисуса» в ВКЛ, выявить особенности образовательной системы иезуитов на территории Беларуси, рассмотреть этапы развития школ «Общества Иисуса» в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕСТВА ИИСУСА». ИЕЗУИТЫ КАК
ШКОЛЬНЫЙ ОРДЕН……………………..……………………………………..8
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЕЗУИТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVI ВЕКА – 1772 Г…………………14
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБЩЕСТВА ИИСУСА»
В БЕЛАРУСИ В 1772 – 1820 ГГ………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….51

Содержимое работы - 1 файл

дипломная работа.docx

— 133.54 Кб (Скачать файл)

Иезуитские библиотеки находились при всех организациях «Общества  Иисуса»: школах, резиденциях и миссиях. Они являлись центром интеллектуальной жизни не только членов ордена, но и многих жителей белорусских городов, а также шляхты, тесно связанной с орденом родственными и экономическими связями. Иезуитские  библиотеки выполняли и другие задачи, а именно содействовали распространению знаний и росту культуры населения. И, конечно же, наряду с другими учреждениями «Общества Иисуса» они благоприятствовали укреплению позиций католической церкви, расширению сферы ее влияния.

Основными источниками для изучения этого вопроса послужили каталоги иезуитских библиотек. Они обнаружены в Брестской, Гродненской, Новогрудской и Слуцкой коллегиях, Бобруйской и Юровичской Резиденциях. Подавляющая часть из них была составлена после 1773 г. Каталоги библиотек указанных иезуитских учреждений содержат ценнейшие сведения о численности книг в них, составе книжного фонда и методах его систематизации.

От начала XIX в. сохранился неполный каталог Могилевской библиотеки, содержащий только перечень имевшихся  в ней книг  по различным отраслям знаний.

Состояние библиотек в значительной степени зависело от генерала «Общества Иисуса». Именно он открывал новые иезуитские учреждения, а следовательно, библиотеки и типографии, устанавливал минимальную сумму денег, которая должна была быть потрачена на приобретение новых книг, и т.п. Особенно большой вклад в развитие библиотечного дела внес генерал Вавринец Рикки, издавший в 1763 г. указ о создании специализированных книгохранилищ. Это нововведение отвечало интересам рядовых членов ордена, т.к. один иезуит не мог собрать хорошую библиотеку по какой-то одной учебной дисциплине.

Согласно этому указу, во-первых, все жилые комнаты закреплялись за ксендзами и клириками, исполнявшими одну и ту же служебную функцию, либо отправлявшими какую-либо руководящую должность. Без разрешения провинциала иезуитам запрещалось менять эти комнаты. Во-вторых, книги, находящиеся в этих комнатах, должны были быть описаны в каталогах, которые составлялись в трех экземплярах. Один из них хранился в помещении, где располагалась специализированная библиотека, второй - у заведующего материальными средствами, третий – у руководителя (префекта) общей библиотеки. Каждому уезжающему вменялось в обязанность оставлять книжное собрание ненарушенным, а его наместнику – нести строжайшую ответственность за их сохранность. В-третьих, новые книги должны были вписываться во все каталоги, согласно той очередности, в которой поступали. В-четвертых, категорически запрещалось путать книги специализированной библиотеки с общей.

Указ В. Рикки был претворен в жизнь во всех организациях ордена в Беларуси. Так, например, согласно ревизии библиотеки Полоцкой Академии, произведенной в 1820 г. после изгнания иезуитов из России, здесь имелись, помимо Главной студенческая библиотека, библиотека канцелярии Академии, библиотека магазина, библиотека типографии, библиотека музыкальной бурсы и библиотека костела. Кроме того, мелось большое количество подручных библиотек [35].

Главная и Польская библиотеки были предназначены только для профессоров  коллегии. Деление основного книгохранилища проводилось иезуитами по языковому принципу: в Главной библиотеке размещались книги на европейских и восточных языках, в Польской была представлена богатая книжная коллекция исключительно на польском языке.

Непосредственными руководителями библиотек  являлись их префекты. Они назначались  провинциалами. Обязанности были строго оговорены в «Уставе» – основном руководящем документе ордена. «Устав» предписывает префекту расставлять книги на библиотечных полках в предметном порядке, чтобы облегчить их нахождение, ему вменялось в обязанность надписывать на титуле и корешке переплета книг их название, а также имя и фамилию авторов. Префект должен был составлять каталоги всей печатной продукции, находящейся в библиотеке, и предъявлять их провинциалу во время визитации (проверки) библиотеки и т.д.

«Устав» требовал от префекта внимательно  следить за тем, чтобы без его  присутствия никто не брал книги  из хранилища, если даже этим лицам  было предоставлено право пользоваться его фондами местным руководством. Префект обязан был следить за чистотой помещения, где располагалась книжная коллекция.

Префектам поручалось ведение тетради, в которой записывались драматические  произведения, диалоги и т.д. Он вел  также тетрадь, в которой четко  фиксировал, кому и какие книги отданы во временное пользование.

В Литовской провинции, куда входили почти все коллегии, расположенные на территории современной Беларуси, на должность префектов назначались ксендзы – это были люди, получившие хорошее образование, потрудившиеся некоторое время на педагогическом поприще и нередко занимавшиеся литературной деятельностью.

В этой связи необходимо отметить деятельность ряда иезуитов, посвятивших  много лет жизни книгохранилищам  Беларуси и Работе с книгами. Это  – П. Кжечетовский, П. Грыньский, М. Коццел, К. Богуцкий, А.Корейва, М. Ковзан, Р. Корсак, А. Тропянский и др. [37].

Одним из важнейших показателей, характеризующих  уровень развития библиотек, является численность книг в них.

Численность книг в иезуитских книжных  собраниях зависела от нескольких факторов: во-первых, от назначения учреждения ордена (академия, коллегия, резиденция, миссия): во-вторых, времени их основания (чем более древнюю историю они имели, тем больше количество печатной и рукописной продукции там находилось); в-третьих, их материальной базы. Библиотека Слуцкой коллегии имела 2995 книг, Гродненской – 2373, Брестской – 1732, Новогрудской – 982 названия, причем отдельные книги имелись в нескольких экземплярах.

Своими многочисленными книжными сокровищами славились коллекции  полоцких иезуитов. Среди них выделялись Главная библиотека и библиотека изданий на польском языке, располагавшиеся в одной зале.

11 июня 1802 г. Александр I посетил  Полоцкую коллегию. Монахи показали  ему библиотеку, музей, кабинеты. Император был приятно удивлен всем увиденным [30, с. 89].

Численность книг в двух библиотеках  Полоцкой коллегии росла из года в  год. Если в 1806 г. в них насчитываюсь 20000 томов, то в 1815 г. она увеличилась  почти вдвое и составила 35000. Значительно  уступали по своим размерам библиотеки других коллегий.

Из года в год увеличивалось  количество книг в монастырской библиотеке могилевских иезуитов. В 1818 г в ней уже насчитывалась 1721 книга. Из них: «1) по элементарной грамматике – 180; 2) поэтических произведений ораторов на различных языках – 225; 3) по математике, физике, химии, истории – 130; 4) по метафизике, философии, политике, праву – 137; 5) по географии, древней и современной истории – 170; 6) истории и биографов костела – 223; 7) аскетических и проповеднических на различных языках – 345; 8) теологических и канонических – 210; 9) Библий и сочинений святых отцов – 101. Каждый из этих разделов сложен в отдельном шкафу» [5, с. 175].

К сожалению, о библиотеках Оршанской и Мстиславской коллегий известно мало.

Каковы же основные источники формирования книжных сокровищ ордена? Во-первых, покупка книг. Во-вторых, несколько экземпляров своей продукции обязаны были предоставлять префектам библиотек типографии, находившиеся при отдельных коллегиях ордена в Беларуси. В-третьих, не последнюю роль в пополнении книжных богатств иезуитов занимали дарения книг, как светскими особами, так и лицами, имеющими непосредственное отношение к ордену.

Каталоги библиотек, отложившиеся в архивах бывшего СССР, свидетельствуют  о том, что иезуиты обладали уникальными книгохранилищами. В них, помимо отечественной, была широко представлена печатная продукция, издававшаяся за рубежом. Так, например, библиотека Гродненской коллегии располагала томами на польском, латинском, немецком, итальянском, русском и греческом языках. Слуцкие иезуиты имели даже несколько книг, опубликованных в Голландии.

В иезуитских собраниях имелись очень редкие, старинные книги,  в том числе и рукописные, представляющие большую ценность.

Старинные рукописные книги имелись  во всех библиотеках ордена. Во всех книжных коллекциях в большом количестве, как это полагалось церковным книгохранилищам, находилась богословская литература. Две эпохи – Реформация и Контрреформация – наложили яркий отпечаток на содержание этой части их книжного фонда. В ней обязательно находились произведения Аристотеля и Фомы Аквинского, теолого-философские сочинения видных деятелей ордена. Среди них встречались книги, являвшиеся большой редкостью и для XVII в. К примеру, новогрудские иезуиты располагали «Катехизисом», принадлежащим перу Р. Беллармини. В этом же разделе были широко представлены переводы зарубежных богословов, осуществленные членами ордена, а также их собственные труды. Работы иезуитов по теологии находились во всех иезуитских книжных собраниях. Особенно в большом количестве эта литература была представлена в собрании гродненских иезуитов. И этот факт не является случайным: последние годы перед ликвидацией ордена коллегия в Гродно готовила преподавательские кадры по теологии для всей провинции. Помимо работ перечисленных авторов, она располагала полемическими произведениями таких крупнейших деятелей контрреформации, как П.Скарги и М. Смиглецкого. Публикация их сыграла немалую роль в разгроме реформационного движения в Великом княжестве Литовском.

Наряду  с этой литературой в книгохранилищах  были книги крупнейших деятелей реформационного движения.

В каталогах  всех иезуитских библиотек присутствовал  раздел под названием «Иезуитика», или «Книги Общества». В нем находились собрания папских булл, канонов, декретов иезуитских конгрегации, опубликованные «Ежегодные послания» и, конечно  же, «Устав» – основной документ ордена, регламентирующий все стороны жизни его членов. Другими словами, в этом разделе была сосредоточена вся литература, предназначенная для служебного пользования иезуитами [16, с. 45].

Библиотеки  ордена располагали очень большим  количеством произведений античных авторов.

Иезуитские  собрания хранили в себе множество  книг по гуманитарным наукам: церковной  и светской истории, каноническому и гражданскому праву, географии; всевозможные граммами и словари по иностранным языкам.

В книжных  собраниях ордена было много исторических произведений различных авторов.  В книжных коллекциях также имелись Статуты Великого княжества Литовского, польские хроники, сборники источников по истории отдельных западноевропейских и восточных государств. Наряду с обширным документальным материалом иезуитские книгохранилища обладали уникальными историческими исследованиями. К числу их относится работа, являющаяся вершиной польской средневековой историографии. Речь идет об «Истории Польши» Яна Длугоша (1415 - 1480), краковского каноника, воспитанника Краковского университета, выдающегося политического деятеля.

В книжном фонде были широко представлены всевозможные пособия и словари по латинскому, греческому, еврейскому, немецкому и французскому языкам; имелись грамматики латвийского, литовского и эстонского языков, в научное изучение которых иезуиты внесли существенный вклад.

Преподавание  архитектуры и, естественно, истории ее развития, требовало досконального знания военного дела. Кроме того, иезуиты прекрасно знали, что они воспитывают мальчиков, которые обязаны владеть знаниями по военному искусству, накопленными предшествующими поколениями. Поэтому не случайно в той же библиотеке были представлены книги по военному делу: «Школа войны», «Военное оружие конных и пеших», «Употребление артиллерии», «О военных упражнениях», «Пехотные упражнения» и т.д. Здесь были также книги по военному праву и военной экономии. Примечателен тот факт, что значительная часть книг, имевшихся в коллекции Слуцкой коллегии по этой тематике, была опубликована в различных немецких и голландских издательствах.

Книгами по медицине располагали все книжные  коллекции. Они использовались главным  образом иезуитами, работавшими в аптеках, которые имелись при каждой коллегии и резиденции ордена в Беларуси. Наиболее богатое собрание книг по медицине находилось в Слуцкой библиотеке. Здесь имелось 51 сочинение по этой тематике.

Характеризуя  организацию библиотечного дела, а также состав книжных фондов, следует помнить, что библиотека – это не только собрание книг, но и помещение. Для размещения книжных фондов иезуиты выбирали хорошие, светлые комнаты, как правило, находившиеся на втором этаже. Так было в Минске. Новогрудке, Жодишках, Юровичах, Полоцке и других коллегиях. Очень часто под библиотекой находилась столовая, как, например, в Полоцке. Подобное расположение помещений в зданиях ордена являлось далеко не случайным. Своих гостей иезуиты сначала принимали в столовой, а затем препровождали их в Главную библиотеку, где размещался основной фонд книжной коллекции и издания на польском языке.

Книги размещались  в шкафах во всех библиотеках иезуитских организаций. Причем в расстановке их соблюдалось одно из требований, предъявляемых к работе их префектов: все книги распределялись на полках по строго определенной тематике [29].

К настоящему времени ни одна книжная коллекция, собранная  иезуитами, не сохранилась. Их сокровища были распределены между  многими библиотеками Российской империи.

В 1822 г. Полоцкая библиотека перешла в ведение высшего училища пиаров, которое российское правительство пригласило в Полоцк из Витебска, поручив заняться воспитанием местной молодежи.

Информация о работе Образовательная деятельность иезуитов на территории Беларуси