Совместные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный научный анализ существующих проблем и потенциальных перспектив улучшения работы совместных предприятий, работающих на основе соглашения о разделе продукции.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть роль и значение совместных предприятий в развитии мировой экономической системы, их формирование и функционирование
изучить правовую природу совместных предприятий и предпосылки заключения Соглашения о разделе продукции
представить схему функционирования Соглашения о разделе продукции в России
проанализировать проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
проанализировать возможность совершенствования системы управления совместным предприятием, действующим с соглашением о разделе продукции и рассмотреть методические подходы к оценке деятельности совместных предприятий, действующих с соглашением о разделе продукции.

Содержание работы

Введение 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ 11
1.1. Роль и значение совместных предприятий в развитии мировой экономической системы их формирование и функционирование 11
1.2. Правовая природа и существенные условия, участники и предпосылки заключения Соглашения о разделе продукции 20
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Общие принципы работы совместных предприятий в форме соглашения о разделе продукции на территории Российской Федерации 31
2.2. Проект «Сахалин-1» 39
2.3. Проект «Сахалин-2» 46
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОСНОВЕ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ 62
3.1. Методические подходы к оценке деятельности совместных предприятий, действующих с соглашением о разделе продукции 62
3.2. Направления совершенствования системы управления совместным предприятием, действующим с соглашением о разделе продукции 72
Заключение 84
Список использованной литературы 90

Содержимое работы - 1 файл

diplom.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

     Процедура и порядок заключения соглашений регулируются ст. 6 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года. Соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ, таким образом, возможности применить любое право кроме российского нет.

     Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, на условиях данных мероприятий, которые являются обязательными для сторон. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.

     Закон предусматривает, что соглашения могут заключаться вне конкурса, и они утверждаются федеральным законом.

     Проект соглашения по каждому объекту недропользования готовит Комиссия, создаваемая Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, эксперты и консультанты. Инвестор в состав Комиссии не входит.

     Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением[53].

     Заключение о разделе продукции в большинстве случаев регулируется Законом «О соглашениях о разделе продукции», Законом от 21 июля 1997 года «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» и законом, утверждающим конкретные соглашения.

ГЛАВА 2. опыт совместного предпринимательства в форме СОГЛАШЕНИя О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ в российской федерации

2.1. Общие принципы  работы совместных  предприятий в  форме соглашения  о разделе продукции  на территории  Российской Федерации

 

     Исторически СРП как юридическая форма обеспечения доступа международных корпораций к эксплуатации природных ресурсов развивающихся государств возникла после второй мировой войны и знаменовала переход от колониальной эпохи к новой системе международных хозяйственных связей.

     Так было, например, в Индонезии, где в 1966 году появилось на свет первое из СРП. После обретения независимости, вызвавшего настоящий всплеск национального патриотизма, концессии крупных иностранных корпораций стали вызывать все большее недовольство. Заменить фактическую передачу иностранцам богатств бедствовавшей страны и были призваны СРП.

     Соглашения  представляли собой договор между  крупными международными корпорациями и уполномоченными представителями  правительств, фиксирующий платежи, которые иностранная компания должна была вносить в местный бюджет за право вести добычу полезных ископаемых на выделенном ей участке.

     Важнейшей особенностью договора была гарантия неизменности размера платежей в  течение длительного периода  времени (20-30 лет).

     Благодаря такого рода иммунитету от потерь, вызываемых бесконечно меняющимися ставками налогов в развивающихся странах, крупные компании США и Западной Европы получили возможность организовать разработку богатейших месторождений полезных ископаемых в наиболее бедных и слабо развитых государствах "третьего мира".

     В первой половине 90-х годов СРП  пришли в Россию. 

     

     Рис. 1. Распределение нефти по соглашению о разделе продукции 

     Как показано на вышеприведенном рисунке  государство получает соответствующую часть продукции (процент, который может увеличиваться при росте ежедневного производства), такая часть называется нефтяное или газовое роялти (в тексте соглашений о разделе продукции понятие "нефть" обычно включает и понятие "природный газ").

     Полная  часть, на которую подрядчик имеет  право, состоит из двух компонентов. Первый компонент представляет собой процент, который подрядчик имеет право получить в качестве компенсации за затраты, понесенные им при выполнении своих обязательств. В контрактах, заключаемых в некоторых странах, существует также пункт, в соответствии с которым оплачивается подоходный налог, которым облагаются государственная сторона и подрядчик. Продукция, оставшаяся после выплаты нефтяного роялти, компенсации по затратам и, возможно, налога на нефть (именно в этом порядке), делится между государственной стороной и подрядчиком в простой пропорции или, что бывает чаще, в сложных пропорциях. Сложные пропорции раздела продукции - оставшейся нефти, которую обычно называют нефтяной прибылью, обеспечивают государственной стороне более благоприятные условия при разделе производства на более высоких уровнях отдачи нефтяного пласта, чем доля, измеряемая в терминах суммарной добычи, или доля, измеряемая в терминах ежедневного производства.

     Первым  делом различные западные компании постарались получить на льготных условиях доступ к российским ресурсам.

     Наиболее  скандальные случаи установления иностранцами контроля над российскими месторождениями  имели мало общего с классической практикой СРП (примером может служить  попытка неизвестной доселе австралийской фирмы Star Technologies поставить под свой контроль крупнейшее месторождение золота Сухой Лог).

     Сразу можно отметить, что после установления в 1996 году относительно четкой двухэтапной  процедуры заключения СРП процесс  проникновения иностранного капитала в добывающую промышленность России шел не слишком быстро. За шесть лет действия закона об СРП к соглашениям о разделе продукции было допущено 28 нефтяных месторождений.

     Однако  за все эти годы реально осуществляться начали лишь три СРП-проекта - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга". Так, соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", как ни странно, было подписано первым - 22 июня 1994 года. Общие запасы Пильтун-Астохского (нефтяного) и Лунского (газового) месторождений оцениваются в 150 млн тонн нефти и 642 млрд кубометров газа. В настоящее время участниками проекта являются: Shell Sakhalin Holdings B. V. (55%), Mitsui Sakhalin Holdings B. V. (25%), Mitsubishi Corporation (20%)[70].

     Соглашение  о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" было заключено 30 июня 1995 года и вступило в силу 10 июня 1996 года. В рамках проекта разрабатываются месторождения Чайво, Аркутун-Даги и Одопту, запасы которых оцениваются в 307 млн тонн нефти и конденсата и 485 млрд кубометров газа. Инвестором проекта является консорциум компаний Exxon Neftegas Ltd (30%), японской СОДЕКО (30%), российскими ЗАО "Роснефть-Астра" (8,5%), ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" (11,5%), индийская компания ОНГК "Видеш Лимитед" (20%)[70].

     Соглашение  о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях СРП было заключено в декабре 1995 года на срок 20 лет с условием возможности продления указанного срока по инициативе инвестора на 13 лет. Работы по освоению месторождения ведут TotalFinaElf, Norsk Hydro и Ненецкая нефтяная компания. Согласно условиям СРП, 100% полученной нефти предназначены для экспорта. Распределение прибыльной продукции между инвесторами и государством будет производиться в зависимости от производственных показателей.

     Любопытно, что об условиях разработки этих месторождений российские власти договорились с иностранными нефтяными компаниями еще до появления закона "О соглашениях о разделе продукции". После этого реализация СРП-проектов приостановилась, а с принятием в 2001 году Налогового кодекса законодательство об СРП фактически перестало действовать.

     Подготовка  законопроекта "О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, признании  утратившими силу и внесении изменений  в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" ставит своей целью привести в соответствие положения действующего Налогового кодекса и ранее действовавших законодательных норм о разделе продукции.

     Как свидетельствует международный  опыт, СРП эффективны в странах, где  слаба местная промышленность и отсутствует квалифицированная рабочая сила. В других случаях трудно оправдать низкий уровень отчислений с инвестора за право эксплуатации национальных недр.

     Но  Россия как раз больше похожа на развитую страну, чем на бывшую колонию  с плохо сформировавшимся национальным промышленным сектором.

     В России за время после приватизации сформировались компании мирового уровня, способные самостоятельно организовать крупные помышленные разработки минерального и углеводородного  сырья. Эти компании не испытывают дефицита финансовых ресурсов. Крупнейшие российские нефтяные компании (ЮКОС, "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", ТНК, "Сибнефть") и горно-металлургические ("Норильский никель", "Русский алюминий", СУАЛ, Сибирско-Уральская горно-металлургическая компания) способны обеспечить финансирование самых крупных проектов за счет собственных средств.

     Со  специалистами в России тоже все  в порядке - тысячи инженеров были подготовлены за последние десятилетия. Они приобрели богатый опыт разработки как национальных, так и зарубежных месторождений. В прежние годы советские специалисты организовали добычу нефти и газа в Алжире, Вьетнаме, Анголе, бокситов в Гвинее, кобальта и никеля на Кубе и т. д. В то же время ни одна иностранная корпорация не имеет уникальных технологий добычи, которых бы не знали в российских компаниях.

     Еще одним аргументом не в пользу СРП  является очевидный потолок роста  добычи многих природных ресурсов в  России.

     Так, производство нефти в ближайшем  будущем достигнет оптимального пика на уровне 450 млн тонн в год - если добывать больше, то просто возникнут проблемы со сбытом. Поэтому в нашей стране режим СРП рассматривался прежде всего как механизм снижения налоговой нагрузки для российских и зарубежных компаний, а не как условие получения дефицитных инвестиций, технологий и производственного опыта.

     В 2000 году на Астохском участке проекта "Сахалин-2" было добыто 1,672 млн  тонн нефти, которую продали за рубеж за 359,1 млн. долл. Отчисления государству, так называемые роялти, составили 21,5 млн. долл., то есть примерно 12,86 долларов или менее 400 рублей за тонну. Для примера отметим, что, по данным Счетной палаты РФ, в том же 2000 году налоговые отчисления с каждой тонны нефти, добытой НК "ЛУКойл", составили около 1185 рублей, а с каждой тонны нефти, добытой АО "Сургутнефтегаз", и вовсе 2030 рублей[72].

     Особое  положение работающих на условиях СРП  компаний достаточно очевидно.

     Тем не менее существовавшая ранее громоздкая процедура утверждения СРП, а  также новая, более прогрессивная, российская налоговая система привели к тому, что уже и сами руководители крупнейших международных компаний, пока, правда, в неофициальном порядке, заявляют о готовности работать в России на условиях национального - а не какого-то особого - налогового режима.

     Преимущества  прихода в страну крупнейших международных компаний на условиях национального налогового режима наглядно иллюстрирует российская нефтедобывающая отрасль. При общей величине разведанных запасов в 20 млрд тонн нефти стоимость 1 тонны при продаже этих запасов государством нефтедобывающим компаниям составляет примерно 1 доллар. С учетом известной формулы восполнения убывающих запасов в соотношении 2 тонны новых разведанных запасов на 1 тонну добытой нефти компании уже в ближайшие годы должны покупать у государства до 1 млрд тонн запасов в год на сумму примерно 1 млрд. долл. Очевидно, что рост цены запасов обеспечивает прямо пропорциональный прирост доходов государства от их продажи.

     Готовность  стратегического иностранного инвестора  признать страну стабильной с точки зрения налогового законодательства и последующая готовность работать в ней на условиях этого законодательства дает мгновенный эффект в виде повышения цены ресурсов. Так, стоимость аналогичных запасов в Азербайджане в 5 раз больше, чем в России, и составляет примерно 5 долларов за 1 тонну нефти. В развитых странах запасы нефти оцениваются в 8-10 долларов за 1 тонну.

     Простой факт появления в России на условиях национального налогового режима (а  не СРП) таких гигантов международного нефтяного бизнеса, как BP, Royal Dutch/Shell или Exxon Mobil, мгновенно приведет к переоценке разведанных запасов и обеспечит кратный рост доходов государства и существенное повышение капитализации российских нефтяных компаний.

Информация о работе Совместные предприятия