Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:18, дипломная работа
Целью данной работы является комплексный научный анализ существующих проблем и потенциальных перспектив улучшения работы совместных предприятий, работающих на основе соглашения о разделе продукции.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть роль и значение совместных предприятий в развитии мировой экономической системы, их формирование и функционирование
изучить правовую природу совместных предприятий и предпосылки заключения Соглашения о разделе продукции
представить схему функционирования Соглашения о разделе продукции в России
проанализировать проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
проанализировать возможность совершенствования системы управления совместным предприятием, действующим с соглашением о разделе продукции и рассмотреть методические подходы к оценке деятельности совместных предприятий, действующих с соглашением о разделе продукции.
Введение 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ 11
1.1. Роль и значение совместных предприятий в развитии мировой экономической системы их формирование и функционирование 11
1.2. Правовая природа и существенные условия, участники и предпосылки заключения Соглашения о разделе продукции 20
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Общие принципы работы совместных предприятий в форме соглашения о разделе продукции на территории Российской Федерации 31
2.2. Проект «Сахалин-1» 39
2.3. Проект «Сахалин-2» 46
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОСНОВЕ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ 62
3.1. Методические подходы к оценке деятельности совместных предприятий, действующих с соглашением о разделе продукции 62
3.2. Направления совершенствования системы управления совместным предприятием, действующим с соглашением о разделе продукции 72
Заключение 84
Список использованной литературы 90
- особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами;
- предоставлении государственных гарантий стабильности условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции независимо от изменения российского законодательства.
Участниками соглашения о разделе продукции являются: государство, от имени которого выступает Правительство Российской Федерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр; инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица (российские и иностранные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвестор уплачивает налог на прибыль, платежи за пользование недрами и другие платежи.
Четкой тенденцией последних десятилетий является, как свидетельствует мировая практика, развитие договорных форм прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в особо крупных размерах. Такими капиталовложениями являются следующие формы инвестиций:
- договоры об обслуживании и управлении;
- договоры целевого долгосрочного займа;
- соглашения о франшизе;
- лицензионные договоры;
- лизинг;
- соглашения о разделе продукции.
Общее для этих договоров – доход инвестора напрямую зависит от производственных показателей предприятия.
В российском законодательстве применяются лишь соглашения о разделе продукции и соглашения о финансовой аренде (лизинг).
Итак, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» регулирует отношения, связанные с крупнейшими капиталовложениями в российскую экономику.
Рассматриваемый закон позволяет использовать для расчетов с инвесторами, т. е. для возмещения их затрат, часть производимой продукции, которая называется «компенсационной продукцией».
Данный Закон вступил в силу 11 января 1996 года. С 14 января 1999 года вступил в действие Федеральный закон от 7 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О соглашениях о разделе продукции».
На данном этапе развития России инвестиции требуются в нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и горнодобывающую промышленность, строительство. Успешного опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции непригодна к горной добыче, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительная прибыльность.
Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.
Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.
Отсюда следует, что соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.
Одной из важных характеристик Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.
Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в РФ. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат за разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Инвестор обязан платить налог со своей доли прибыльной продукции [22].
Это регулируется ст. 2 и ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.
Действующая лицензионная система не дает возможности развития недропользования и привлечения инвестиций. В целях установления инвестиционной привлекательности российской экономики было разработано и принято законодательство о соглашениях о разделе продукции (далее – СРП). Можно полагать, что, именно законодательство о СРП устанавливает правовые основы, позволяющие наиболее эффективно проводить разработку и эксплуатацию труднодоступных и трудноизвлекаемых ресурсов, привлечь капитал, а также производственные мощности для проведения геологоразведочных работ.
Однако при этом несовершенство российского законодательства о договорных формах недропользования остается одной из основных причин недостаточного количества инвестиций. Несовершенство законодательства о заключении соглашений порождает настороженное отношение иностранных инвесторов к возможному их участию в соглашениях. А также приводит к иным негативным последствиям, таким как излишняя забюрократизированность процедур заключения соглашения, волокита, происходящая от отсутствия четкого понимания и регулирования механизмов подготовки и заключения СРП.
Действующее законодательство содержит ряд противоречий, касающихся, в частности, заключения СРП. В недостаточной степени урегулированы вопросы заключения СРП на региональном уровне, вопросы участия в соглашениях уполномоченной государственной компании. Несовершенство правового регулирования выражается в установлении сложного многоуровнего порядка заключения соглашений, увеличивающего риски бюрократического влияния на процесс. Также можно наблюдать пробелы правового регулирования механизмов заключения соглашений о разделе продукции в региональных нормативных актах. Актуальность заявленной темы определяется также и тем, что ни в юридической доктрине, ни в законодательстве нет единого определения понятия, предмета, правовой природы соглашения о разделе продукции, а также не проводилось комплексного изучения гражданско-правовых признаков соглашения[50. С. 503].
В теории гражданского права отсутствует единообразное понимание правовой природы соглашения о разделе продукции. Различия в понимании исследователями правовой природы СРП варьируются от определения соглашения как исключительно гражданско-правового договора, до крайности в понимании соглашения как чисто административного института. Такая разница во мнениях находит не всегда позитивный отклик на практике заключения соглашений о разделе продукции, что нередко приводит к усилению бюрократического давления, давления на инвестора со стороны государства (в случае, когда представители государства, как стороны соглашения понимают СРП, как приложение к лицензии на право пользования недрами, имеющее исключительно административно-правовую природу). С другой стороны, отсутствие у инвестора представления о том, что государство, являясь стороной соглашения, обладает особым статусом, обусловленным его публично-правовой природой, может привести к нарушениям в процессе заключения и реализации СРП[43].
Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация и инвесторы.
От имени государства выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.
Инвесторами являются «граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения»[7].
Следует отметить, что Закон «О соглашениях о разделе продукции» впервые вводит в группу потенциальных инвесторов объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.
Необычность субъектного состава соглашений о разделе продукции состоит не только в том, что они заключаются очень разными субъектами: с одной стороны – государством, а с другой – частным инвестором, которым может быть не только юридическое лицо, но и гражданин, но также и в том, что государство может заключить соглашение с объединением юридических лиц, не являющихся единым правовым субъектом[24. С. 86].
Взаимоотношения сторон соглашения регулируется ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.
Ст. 16 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года предусматривает передачу прав и обязанностей. Это значит, что инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности любому юридическому лицу с согласия государства, при условии, что эти лица располагают ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.
В соответствии со ст. 9 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.
Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
К вывозу подлежит компенсационная, а также часть прибыльной продукции, приходящаяся на долю инвестора, причем та ее часть, которая остается после уплаты налога на прибыль.
К числу основных выгод инвестора, обеспечиваемых Законом «О соглашении о разделе продукции», относится неограничиваемое право экспортировать из России ту продукцию, которая принадлежит ему на праве собственности.
Право собственности на имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость этого имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, предусмотренных соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право пользоваться таким имуществом на безвозмездной основе для работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
Согласно ст. 11 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.
Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации». А также «вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству».
Российское государство гарантирует инвестору защиту его имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На него не распространяются действия нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законов и актов субъектов РФ, а также местного самоуправления, если эти акты ограничивают права инвестора[45. С. 375].