Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Экономические исследования последнего времени уделяют особое вни-мание изучению проблем значимости тех экономических целей, на которые привлекаются внешние ресурсы, их размер и воздействие на экономику. При этом сам факт финансирования государственных расходов за счёт как вну-тренних, так и внешних займов, не только одобряется, но и рекомендуется, так как кредитное финансирование позволяет оптимально распределить фи-нансовую нагрузку на государство, а так же избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных обсто-ятельствах1.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая на сдачу.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

     Кризис  японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как "пузырь" лопнул, вниз вошли капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20 до 15-16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений, и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.37

     В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия  и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика "опустошается". Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи, с чем кризис 90-х годов можно назвать структурным.

     В 90-х годах Япония сохранила положительное  сальдо по торговым платежам и доходам  от зарубежных вложений, в оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11 % внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий.

     Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и вызвала цепь самых серьезных  последствий.

     - Массовые банкротства компаний, у которых обесценивается имущество, под которое можно получить кредиты, и накапливаются долги. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992—1993 и в 1998 гг.

     -  Нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финансовых учреждений в экономику. Цель - восстановить эффективный спрос по испытанному кейнсианскому рецепту через бюджетные инвестиции. Финансовые потоки из частного сектора уходят в неэффективный и пораженный коррупцией "смешанный" сектор общественных работ. Но для правительства возвращение к экономическому росту - самый высокий приоритет, от которого оно не может отказаться.

     Давление  кризиса, наконец, заставило правительство  в 1999 г. пойти на настоящую реформу  финансового сектора.  Она получила название "большого взрыва" по аналогии с финансовой реформой, успешно прошедшей в Англии в 1986 г. Реформа представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах, о страховом деле. В частности, устранены барьеры доступа на финансовые рынки - разрушена так называемая "кирпичная стена", разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили возможность заниматься всеми видами финансовых операций. Отменено запрещение доступа нефинансовых компаний на финансовые рынки. Разрешена торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Для финансовых учреждений введены жесткие правила открытия информации о "неработающих активах", аналогичные стандартам, которые применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

     "Большой  взрыв" положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора Японии. Этот сектор стал конкурентным: различные игроки работают на одних и тех же финансовых рынках, большую активность проявляют иностранные финансовые институты.38

     Еще в 1998 г. началась волна слияний и поглощений с активным участием иностранных инвесторов, которые нередко выступают инициаторами сделок. Число слияний растет темпами в 35-40% в год.

     2000 год был годом несостоявшегося  подъема. Начинался он хорошо - казалось, экономика вышла из длительного застоя. В I квартале 2000 г. все основные экономические показатели были неожиданно высокими: прирост ВВП к предыдущему кварталу составил 2.4% (на годовом уровне - 10%), промышленного производства - 4.5%. Казалось, что начинается долгожданный подъем, поддерживаемый спросом на внутреннем рынке. И действительно, инвестиции в частном секторе увеличились на 4.2%, частное жилищное строительство на 8.7%, а потребительский спрос на 2.1%. Уровень промышленного производства был на 4.5% выше, чем год назад. Конъюнктуру поддерживал высокий темп прироста экспорта (12.8% на годовом уровне).

     Признаки  слабости конъюнктуры появились  в последнем квартале 2000 г., когда  объем потребительских расходов населения (самый крупный компонент совокупного спроса - 55% ВВП) сократился на 0.6% впервые за четыре квартала, а прирост экспорта практически прекратился из-за замедления темпов роста в США и ряде стран Азии.

     Тенденция переломилась: прирост потребительского спроса затормозился (за год он составил всего 0.5%), абсолютно сократилось жилищное строительство (годовой прирост - только 1.2%). Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики уменьшились на 5.3%. В последнем квартале темп роста промышленного производства начал снижаться. Уровень безработицы достиг 4.8% от численности трудоспособного населения. Товарный импорт увеличился значительно быстрее, чем экспорт (соответственно на 16.1% и 8.6%). Курс иены к доллару в конце года пошел вниз. Во II квартале прирост ВВП снизился почти до нуля, в третьем был со знаком минус. В результате годовой прирост ВВП составил всего 1.7%.

     По  результатам 1999 года и I квартала 2000 г. правительство надеялось поддержать конъюнктуру таким традиционным способом, как бюджетные инвестиции в инфраструктуру, дожидаясь, когда же инвестиционный подъем, наконец, приведет к созданию новых рабочих мест, росту доходов и потребительского спроса. Оно рассчитывало на политику низких (практически нулевых) процентных ставок, проводившуюся Банком Японии с февраля 1999г., надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж как на способ финансирования крупных корпораций (ведь за предыдущий год индекс Никкей поднялся на 28%, а оборот Токийской биржи вырос на 24%). Разумеется, оно ожидало благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, несмотря на то, что в мире уже давно ждали конца биржевого бума и начала рецессии в Соединенных Штатах.

     Единственной  силой, поддерживавшей экономическую  динамику, оставались частные инвестиции в основной капитал, годовой прирост составил 4.5%. Но они были сосредоточены в довольно узком круге отраслей, непосредственно связанных с новейшими информационными технологиями. Частные корпорации сделали ставку на них как на ключ к успеху в 2000 г. Все прогнозы начала года строились на расчете, что этот рынок "вывезет".39

     Старт реформированию японской экономики был дан в начале нового тысячелетия и, хотя темпы реформ были небольшими, первые результаты не замедлили сказаться на макроэкономических показателях страны. В 2003 г. реальный прирост ВВП страны увеличился до 2,5%, а в 2004 – до 2,9%. В 2007 рост ВВП составил 2 %.40

     На  данный момент времени главным фактором роста в Японии стало увеличение товарных поставок в соседние страны Азии, в первую очередь в Китай, которые быстрее всех в мире преодолевают сейчас кризисные явления. В результате экспорт в апреле-июне 2009 года впервые за последние семь лет продемонстрировал существенную прибавку в 6,3% по сравнению с предыдущим кварталом.

     Однако, в то время как самый тяжелый  период может быть позади, темпы  и масштабы выхода из кризиса будут  зависеть от того, сможет ли Азия стать "подлинным двигателем глобального роста", так  как потребительский спрос в азиатских странах должен возрасти, чтобы стимулировать глобальный рост.

     Однако  в своем недавнем отчете центральный банк Японии давал весьма осторожный прогноз развития своей экономики. В документе указывалось, что, хотя условия для развития экономики больше не ухудшаются, безработица будет оставаться на высоком уровне, а потребительские расходы – на низком. В июле банк предсказал, что за год до 31 марта 2010 года экономика Японии сократится на 3,4%.41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Аналитический обзор развития вопросов бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации и Пермском крае.

2.1 Российская Федерация.

 

   В своё время репутация Советского Союза, как первоклассного сформировалась на фоне практически полного отсутствия масштабных заимствований за рубежом. Но на исходе своего существования, внешний долг СССР увеличивался темпами, которые опережали все основные экономические показатели развития страны. При этом происходило неуклонное ухудшение таких параметров, как: прирост ВВП и национального дохода, производительность труда и увеличение экспорта. Таким образом, Советский Союз повторял путь, пройденный многими развивающимися странами в конце 1970-х гг., когда чрезмерные заимствования привели сначала к неплатежам, а затем – к острейшему в послевоенный период кризису международной задолженности.

   Решения в тот период принимались исходя из краткосрочных целей – необходимости срочно закрыть многочисленные финансовые разрывы. Сверху спускались директивы: «брать кредиты любые и на любых условиях». В результате такой политики долг на начало 1992 г. составил уже 100 млрд дол. Накопленную задолженность невозможно было погасить: резкое падение доходов бюджета, реформирование валютного режима в Российской Федерации (в частности переход от централизованных продаж валюты к единому курсу рубля и обязательной продаже валютной выручки) – эти и целый ряд других обстоятельств требовали времени на адаптацию. Следует отметить и то обстоятельство, что в условиях действовавшей на тот момент советской системы «управления» внешним долгом постепенно складывалась крайне неблагоприятная структура задолженности. В частности, резко увеличилась доля краткосрочной (до одного года) внешней задолженности (приложение.табл 21).42  

   Был момент, когда эта задолженность  составляла 44% всей суммы внешних обязательств бывшего СССР, хотя теория и мировая практика считает безопасным уровень, не превышающий 10%. К тому же отмечалась значительная несбалансированность между различными компонентами по видам использовавшихся в кредитных соглашениях валют, а также отсутствие согласования валютной структуры задолженности со структурой валютных доходов страны, номинированных, в основном, в долларах США. Другими словами, падение курса американской валюты приводило к резкому (на сотни миллионов долларов США) увеличению долларового эквивалента как самой задолженности, так и платежей по ее обслуживанию.

   Разумеется, имели значение и другие внутренние факторы, роль которых в нарастании кризиса платежеспособности СССР неоднократно обсуждалась в печати: рост дефицита бюджета, высокие темпы инфляции, низкая эффективность использования внешних заимствований и др., а также внешние факторы: значительные объемы «кредитов перестройки» – займов, предоставленных под новый политический курс, распад системы СЭВ и продолжавшийся распад хозяйственных связей внутри бывшего СССР, падение цен на сырье и энергоносители. Таким образом, кризис платежеспособности, поразивший СССР в 1991 г. (де-факто 19 ноября 1991 г. был объявлен первый дефолт по советскому долгу), был обусловлен политическим и экономическим ходом развития страны, хотя действие внешних факторов, безусловно, усиливало кризисные тенденции. Российская Федерация уже не имела возможности как правопреемник бывшего СССР изменить наследуемую финансовую ситуацию, хотя и пыталась договориться об управлении внешним долгом бывшего СССР на коллективной основе. Фактический отказ республик СНГ от выделения соответствующей текущим платежам доли валютных средств вынудил Правительство Российской Федерации принять на себя всю ответственность по внешней задолженности бывшего СССР. Как следствие, молодое российское государство превратилось в одного из крупнейших в мире суверенных должников, хотя ее правительство самостоятельно привлекло первые иностранные займы только в 1992 году. 43

   За  годы реформ 1991 – 1997 гг. Россия так и  не смогла преодолеть хронический кризис государственных финансов, начавшийся в конце 1980-х гг. Объективный характер большинства возникших трудностей и масштабы системного кризиса в России в начале 1990-х гг. не оставляли иного выбора, кроме активного использования внешнего экономического содействия для обеспечения выживания хозяйства страны и снижения остроты социальных проблем.

   Вместе  с тем важно отметить, что в  своих расчетах на финансовое содействие со стороны Запада российское руководство исходило также из нереальных предпосылок. Инициаторы демократических преобразований в России рассчитывали на широкую финансовую поддержку, включающую списание внешних долгов, как достойное вознаграждение России за политические и экономические реформы. Однако западные лидеры не только не собирались бескорыстно поддерживать демократические перемены в России, но и желали вернуть долги по обязательствам СССР.

   В российской экономической литературе существуют различные оценки целесообразности и эффективности внешних заимствований  России в 1990-е гг. И хотя нельзя отрицать их жизненной важности для решения  наиболее острых экономических и социальных проблем переходного периода, необ-ходимо отметить существовавшие просчеты и недостатки в использовании внешних заимствований. Руководство страны активно использовало внешние заимствования для финансирования текущих расходов государственного бюджета. Заемные средства из внешних источников, полученные для финан-сирования бюджетного дефицита, расходовались на текущие бюджетные нужды и не попадали в реальный сектор экономики44. Эти средства не использовались для производственных инвестиций, они не служили задачам прогрессивных структурных преобразований в российской экономике, и поэтому они не создавали источников погашения возникших обязательств и предпосылок для устранения в будущем самой потребности в иностранных заимствованиях. За период 1992 – 1999 гг. за счет внешних источников финансирования было покрыто 52% бюджетного дефицита. Однако в отдельные годы величина этого финансирования принимала различные значения. Так, в 1993 – 1994 гг. внешние кредиты оставались на низком уровне, а их доля в финансировании дефицита федерального бюджета не выходила за пределы 10%. Это объяснялось активным использованием для отмеченных целей кредитов Центрального банка Российской Федерации. После запрета в 1995 г. финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Банка России доля иностранных кредитов резко возросла. 45

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг