Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа
Экономические исследования последнего времени уделяют особое вни-мание изучению проблем значимости тех экономических целей, на которые привлекаются внешние ресурсы, их размер и воздействие на экономику. При этом сам факт финансирования государственных расходов за счёт как вну-тренних, так и внешних займов, не только одобряется, но и рекомендуется, так как кредитное финансирование позволяет оптимально распределить фи-нансовую нагрузку на государство, а так же избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных обсто-ятельствах1.
В 1999 г. правительство Кардозе добилось значительного прогресса в проведении структурных реформ, направленных на оздоровление государственных финансов. Отметим принятие конгрессом конституционных поправок в области административной реформы, подготовку реформы системы социального страхования для работников государственного и частного сектора, в том числе реформа пенсионной системы. В апреле 2000 г. конгресс одобрил закон о фискальной ответственности (Fiscal Responsibility Law), которым устанавливаются правила и нормы управления государственными ресурсами, а также определяются предельные размеры расходов государственного сектора, задолженности трех уровней бюджета и меры воздействия на налогоплательщиков при невыполнении ими своих обязательств.
Девальвация реала в начале 1999 г. привела к возрастанию суммы внешнего долга, выраженной в национальной валюте. Это повысило отношение внешнего долга к ВВП по сравнению с 1998 г. почти на 15 процентных пунктов, до уровня 46%14. Правительство намеревалось планомерно снижать долговое бремя на протяжении последующих лет за счет сокращения реальных процентных ставок и расширения первичного профицита консолидированного бюджета. Важная роль в преодолении долгового кризиса отводилась улучшению внутреннего баланса страны. В частности, увеличение первичного профицита государственного бюджета способствовало бы снижению основной суммы внешнего долга.
К середине 2002 г., когда стало ясно, что Луис Инасиу Лула да Силва победит на выборах, и эта перспектива настолько испугала инвесторов, что начались массовый отток капитала из страны и быстрое падение национальной валюты. Реакция МВФ была довольно оперативной — 7 августа 2002 г. он выделил Бразилии крупнейший заем в истории фонда — 30 млрд долл. В то же время основные транши кредита поступают после президентских выборов и формирования нового правительства при условии, что страна будет придерживаться жесткой бюджетной и кредитной политики.
Заем МВФ помог успокоить рынки, а новый президент сделал ряд заявлений о своей прорыночной ориентации. После победы Луиса Инасиу Лулы да Силва на выборах в октябре 2002 г. ситуация стала еще более спокойной — важнейшие экономические посты заняли профессиональные экономисты с хорошей репутацией, а договоренности, достигнутые с МВФ, были подтверждены15.
Правительству
Луиса Инасиу Лулы да Силва не удалось
сдержать рост внутренней задолженности,
которая давно уже превышала половину
ВВП, несмотря на политику снижения банковских
учетных ставок. Банковские проценты,
которые привлекали в Бразилию спекулятивный
краткосрочный капитал, остались самыми
высокими в мире и составляют 14,25%. До сих
пор рост экономики сдерживались девальвацией
местной валюты - реала, курс которого
искусственно поддерживался на уровне
30% ниже реального по отношению к доллару
США, что, естественно сдерживало рост
производства и делало дорогим экспорт.
Бразилия преодолела
кризис внешней задолженности, в 2006 г.
досрочно погасив долг перед МВФ. Это
произошло благодаря тому, что было выкуплено
6,6 млрд долларов долговых обязательств,
срок которых истекал в 2009-2024 годах. Это
является частью задолженности, которая
Бразилия получила в наследство от первого
гражданского правительства Жозе Сарнея
в 1987 г., когда в Бразилии был объявлен
мораторий на выплату внешнего долга.
Таким
образом, за 2003-2006 года правительства
президента Луиса Инасиу Лулы да Силва,
внешний долг Бразилии сократился с 215
млрд долларов до 169 миллиардов долларов.
Это стало возможным благодаря привлечению
иностранных инвестиций и самым высоким
в мире учетным ставкам. Сегодня внешний
долг этой страны держится на уровне 18%
ВВП, что является допустимым даже для
развитых стран. Другой вид госдолга –
внутренний – сократился до 43,9% ВВП.
В 2008 г. налоговая нагрузка в Бразилии достигла исторического максимума в 35,8% от ВВП, превысив аналогичный показатель для таких развитых стран, как Япония (18,4% от ВВП), США (23,8%) и Канада (33,3% ВВП). Обогнала Бразилия и своих «собратьев по БРИК», у которых отношение налогов к ВВП варьирует в пределах 20 – 22%.
По расчетам Международного валютного фонда (МВФ), по методике паритета покупательской способности ВВП Бразилии в 2008 г. составил 1,98 трлн. долларов США16.
Международный финансовый кризис, вспыхнувший в сентябре 2008 года, нанес большой удар по экономике Бразилии. По официальным статистическим данным, в I кв. 2009 года ВВП Бразилии сократился на 0,8% по сравнению с IV кв. 2008г., тогда как в IV кв. предыдущего года этот показатель уменьшился на 3,6% против третьего квартала того же года. Эти данные свидетельствуют о том, что бразильская экономика переживает рецессию. Лишь с ноября 2008 года по январь 2009 года в Бразилии почти 800 тыс.чел. потеряли работу. В целях противодействия финансовому кризису бразильское правительство предприняло макрорегулирующие меры и усилило внешнее сотрудничество.
Пережить кризис Бразилии помогают и скопленные в благополучные годы валютные резервы - свыше 200 млрд. долл., а также высокая финансовая дисциплина, когда бюджетный дефицит, как правило, не превышает 1,5%. Так центробанк Бразилии старается сдержать быструю ревальвацию национальной валюты путем продажи валютных резервов и предоставления долларовых кредитов экспортным предприятиям.
Активно стимулируя внутреннее потребление, бразильское правительство 11 декабря 2008 г. разработало план снижения налогообложения на 10 млрд. реалов (4,386 млрд. долларов ) и в январе 2009 года опять объявило о дополнительном выделении 142 млрд. реалов ( 62,28 млрд. долларов ) для реализации проектов в сфере инфраструктуры, а также о предоставлении в течение ближайших двух лет кредитов в 100 млрд. реалов (43,86 млрд. долларов ) Национальному банку социально-экономического развития17.
По последним данным, рейтинговое агентство Morgan Stanley неожиданно дало пессимистичный прогноз для бразильской экономики в этом году: возможно ее сокращение на 4,5% – самое значительное за 60 с лишним лет18.
В 30-е годы, когда Соединенные Штаты выходили из Великой депрессии, правительство начало использовать налогово-бюджетную политику не только для обеспечения собственных потребностей или проведения определенной социальной политики, но и в интересах общего экономического роста и стабильности. Разработчики стратегий находились под влиянием Джона Мейнарда Кейнса, английского экономиста, утверждавшего в своем труде «Общая теория занятости, прибыли и денег» (1936), что массовая безработица его времени была вызвана недостаточным спросом на товары и услуги. По Кейнсу, люди не имели достаточных доходов для покупки всего, что могла производить экономика, поэтому цены падали, компании терпели убытки или разорялись. Без вмешательства правительства, говорил Кейнс, это могло стать порочным кругом. По мере банкротства компаний, продолжал он, число безработных увеличивается, приводя к дальнейшему уменьшению доходов населения и увеличению числа компаний, тонущих в этой опасной воронке. Кейнс утверждал, что государство способно остановить спад путем увеличения собственных расходов или снижения налогов. В обоих случаях доходы возрастут, люди будут тратить больше денег, и экономика снова начнет развиваться. Если государство вынуждено пойти ради этого на образование дефицита бюджета, пусть это случится, говорил Кейнс. По его мнению, альтернатива этому - углубляющийся экономический спад - представляет гораздо большую опасность.
В
30-е годы идеи Кейнса были приняты
лишь частично, однако резкое увеличение
государственных военных
К 60-м годам разработчики стратегий, казалось, стали приверженцами теорий Кейнса. Однако сейчас, оглядываясь назад, большинство американцев считает, что тогда правительство совершило ряд ошибок в области экономической политики, которые в конце концов привели к пересмотру налогово-бюджетной политики. Уменьшив налоги в 1964 году для стимуляции экономического роста и сокращения безработицы, президент Линдон Б. Джонсон (1963-1969) и Конгресс начали реализацию дорогостоящих программ, связанных с расходами внутри страны и призванных облегчить бремя бедности19. Джонсон также увеличил военные расходы, оплачивая участие Америки во вьетнамской войне. Эти масштабные государственные программы в сочетании с большими потребительскими расходами повышали спрос на товары и услуги до объемов, превышавших возможности экономики. Заработная плата и цены начали расти. Вскоре возрастание заработной платы и цен стали нейтрализовать друг друга. Подобное увеличение всех цен по спирали называется инфляцией.
Кейнс утверждал, что во время таких периодов чрезмерного спроса правительство должно уменьшать расходы или повышать налоги для предотвращения инфляции. Однако антиинфляционная налогово-бюджетная политика часто оказывается политически невыгодной из-за своей непопулярности, и правительство сопротивлялось переходу к ней. Затем в начале 70-х годов на страну обрушился резкий подъем мировых цен на нефть и продукты питания. Это поставило перед разработчиками стратегии острую дилемму. Традиционная антиинфляционная стратегия заключалась в ограничении спроса посредством урезания федеральных расходов или повышения налогов. Но это привело бы к оттоку доходов из экономики, и без того страдавшей от повышения цен на нефть. Результатом стало бы резкое повышение безработицы. Если бы разработчики стратегии решили противодействовать потерям доходов, вызванных ростом цен на нефть, им бы пришлось увеличить расходы или уменьшить налоги. Поскольку ни один из этих методов не мог увеличить предложение нефти и продуктов питания, повышение спроса без изменения предложения привело бы лишь к росту цен.
Президент
Джимми Картер (1977-1981) пытался разрешить
дилемму с помощью
Многие американцы видели в стагфляции
свидетельство практической несостоятельности
теории Кейнса, к тому же другой фактор
еще сильнее снизил способность правительства
использовать налогово-бюджетную политику
для управления экономикой. Теперь постоянным
элементом налогово-бюджетной ситуации,
похоже, стал дефицит бюджета. Он впервые
начал вызывать озабоченность в период
экономического застоя 70-х годов.
Затем в 80-е годы дефицит бюджета увеличивался в связи с тем, что президент Рональд Рейган (1981-1989) осуществлял программу урезания налогов и повышал военные расходы. К 1986 году дефицит бюджета возрос до 221 миллиарда долларов, составив более 22 процентов общих федеральных расходов. Теперь, даже если правительство хотело использовать затратную или налоговую политику для повышения спроса, дефицит делал такую стратегию невозможной.
Начиная с конца 80-х годов, уменьшение дефицита бюджета стало приоритетной задачей налогово-бюджетной политики. В связи с быстрым ростом возможностей в области внешней торговли и появлением новых технических продуктов, казалось, не было большой нужды в использовании государственной политики для стимуляции экономического роста. Чиновники утверждали, что более низкий дефицит уменьшит государственные займы и поможет снизить процентные ставки, облегчая компаниям приобретение капитала для финансирования развития.
Государственный бюджет наконец стал в 1998 году избыточным. Это вызвало призывы к новым уменьшениям налогов, но энтузиазм в отношении снижения налогов отчасти сдерживался сознанием того, что государство столкнется к большими бюджетными проблемами в начале нового века, когда многочисленное поколение послевоенного «бума рождаемости» достигнет пенсионного возраста и начнет забирать пенсионные выплаты системы социального обеспечения и медицинские выплаты программы «Медикэр».
К концу 90-х разработчики стратегии были значительно менее склонны, нежели их предшественники, использовать налогово-бюд-жетную политику для достижения масштабных экономических целей. Вместо этого они сосредоточились на более узких изменениях политики в интересах укрепления отдельных компонент экономики.
Президент Рейган и сменивший его Джордж Буш (1989-1993) старались уменьшить налоги на доходы с капитала, то есть повысить благосостояние нации за счет увеличения ценности таких активов, как собственность или акции. Они говорили, что такие изменения будут стимулировать сбережения и инвестирование. Демократы сопротивлялись этому, утверждая, что такие изменения принесут колоссальную выгоду богатым. Но когда дефицит бюджета уменьшился, президент Клинтон (1993-2001) уступил в этом вопросе, и максимальная ставка налога на доход с капитала уменьшилась в 1996 году с 28 процентов до 20 процентов. Клинтон тем временем также старался воздействовать на экономику, создавая различные программы в области образования и профессионального обучения, направленные на создание высококвалифицированной, а следовательно, более продуктивной и конкурентоспособной рабочей силы.
1997
фин. г., принес также снижение
дефицита федерального бюджета,
Что касается государственного долга то в середине 90-х годов долг федерального правительства вплотную приблизился к отметке 5 трлн. долл., или около 85% ВВП20.
США имеют перманентный дефицит бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Кратковременное снижение дефицита бюджета с 413 млрд долл. в 2004 до 318 млрд долл. в 2005 и до 248 млрд долл. в 2006. По результатам 2007 финансового года дефицит федерального бюджета составил всего 162.8 млрд долл.21.
На
данный момент времени, ВВП США во II квартале
2009 года снизился на 1%, о чем сообщило Министерство
торговли страны. Аналитики ожидали, что
ВВП США в апреле-июне 2009 года снизится
на 0,7%. В I квартале 2009 года американский
ВВП сократился на 6,4%, а в IV квартале 2008
года - на 6,3%. Снижению ВВП в прошедшем
квартале способствовало падение объема
инвестиций в основной капитал со стороны
нерезидентов, падение потребительских
расходов, объема инвестиций в основной
капитал со стороны резидентов, частных
инвестиций в материально-производствен-ные
запасы и объема экспорта. Негативное
влияние этих факторов было отчасти компенсировано
ростом уровня правительственных расходов22.
В Великобритании 70-80-е годы стали свидетелями широкомасштабной приватизации государственных предприятий, которые были национализи-рованы в предыдущие годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны, включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни безработицы и инфляции постепенно были снижены, но оставались достаточно высокими. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило зависимость экономики от более традиционных источников энергии и значительно оздоровило внутреннюю экономику страны и экономическую политику правительства.