Теория культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:21, курс лекций

Краткое описание

Фактически все, с чем имеет дело человек с тех пор, как он осознал себя человеком – это культура. Освоенный человеком, «очеловеченный», значимый ценностно-смысловой мир, созданный самим человеком, и есть культура.

Содержимое работы - 1 файл

Культурология.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Другим аспектом появления часов становится «секуляризация» времени: если в средние века счет времени был монополией церкви, а миряне узнавали о времени только по звуку церковного колокола, то, начиная с эпохи Возрождения, каждый мог знать и распоряжаться своим временем самостоятельно.

2. Представление о пространстве.

Новым стало и понимание пространства. На смену средневековому геоцентризму пришла идея гелиоцентризма, предложенная Николаем Коперником, и разработанная Галилеем.

Другим открытием эпохи стала идея бесконечности мироздания. Джордано Бруно (XVI в.) описал в научном трактате образ, невозможный для средневекового человека:

«На крыльях своих я уверенно лечу воздушными путями,

Хрустальный свод мне не ставит преград,

Рассекая небо, лечу я в бесконечность,

И в то время, как сквозь бесчисленные регионы

Влекут меня к себе мириады звезд,

Я оставляю за собой прах земли».

              Подобную картину можно назвать научным прозрением, тем более поразительным, что реально человек увидел подобное лишь в эпоху космонавтики.

Новая идея пространства означала революцию в религиозных представлениях: ад и рай перестали быть «географическими» или «астрономическими» понятиями, у них не осталось реального места существования, как это было в средневековье. С этого времени ад и рай переместились в душу человека: ад становится символом зла и угрызений совести, а рай – символом добра и душевного мира.

Другим открытием эпохи можно назвать открытие нового пространства Земли. После открытия Колумбом Америки (1492), начали совершаться кругосветные путешествия, и помимо доказательств того, что земля круглая, европейцы открыли для себя существование множества земель, населенных людьми с разным цветом кожи, разными языками и культурами. При этом были разрушены средневековые представления о существовании полулюдей, великанов, чудовищных драконов, населяющих «окраины» земли (к примеру, известно, что в XII в. католическая церковь всерьез обсуждала вопрос о том, можно ли распространять христианство на «псоглавцев» – якобы существующих на земле людей с песьими головами).

3. Изменение религиозного мировоззрения.

Последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени и называют Данте Алигьери (1265 – 1321), автора «Божественной комедии», создателя итальянского литературного языка. В этом поэтическом произведении представлена еще вполне средневековая картина мира: автор описывает путешествие в ад, чистилище и рай, но в ней появляются новые черты.

Проводником Данте в загробном мире становится римский поэт Вергилий; в аду Данте наблюдает грешников, испытывающих вечные муки, но встречает и особый круг ада («лимб»), где грешники не испытывают страданий – ими оказываются великие мыслители и поэты античности; среди персонажей Данте – знаменитые правители итальянских городов и республик, которым автор выносит свои оценки и рассуждает о справедливости различных политических режимов. Но одним из самых значительных открытий Данте можно назвать новое понимание человеческой жизни: грешники в аду жалеют не о том, что не оказались в раю, а о том, что не могут вновь прожить жизнь – более красивую и достойную.

Новый смысл и ценность земной жизни стали главной идеей новой культуры.

Дж. Бруно создал учение о божественной вселенной, где красота растворена в каждом ее элементе. Эти идеи послужили основой возрожденческого пантеизма (представления о растворенности Бога в мироздании).

Об этом же говорит и возрождение атомной теории, которая была открыта в античности. Согласно возрожденческим представлениям, каждый атом - частица Бога, а это означает, что всякое тело, человек или государство не подчинены чьей-то внешней воле, а самостоятельны, как самодвижущиеся атомы. На место божественного провидения, таким образом, была поставлена свобода. Человек трактовался теперь как частица мирового божественного мира, сутью которой является свобода.

Отсутствие божьего промысла и идея свободы заставили по-новому взглянуть на проблему причинности событий; на первое место вышла Фортуна:

«…Правительница судеб, чтобы ей

Перемещать в свой час пустое счастье

Из рода в род и из краев в края…

…Она свершает промысел свой строгий,

И он невидим, как в траве змея.

С ней не поспорит разум наш убогий:

Она провидит, судит и царит,

Как в прочих царствах остальные боги,

Без устали свой суд она творит…»

                            (Данте. «Божественная комедия»).

Идея фортуны была неразрывно связана с доблестью, геройством и личными заслугами человека. «Фортуна любит героев, ведь и она лишь только женщина», - заметил Макиавелли. Удача, храбрость и свобода стали «святой троицей» эпохи Возрождения. Множество произведений возрожденческой литературы описывает приключения предприимчивого, неунывающего героя, авантюриста, порой из городских низов, не признающего устоев церкви (например, героико-комическая поэма Л.Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд»).

Другим выводом из идеи пантеизма становится идея о красоте человека. Если Бог растворен в мире и каждом из людей, то человек не только свободен, но и прекрасен. Средневековье подчеркивало уродливость человеческого тела как олицетворении греха (в изображении Адама и Евы), а распятый Христос изображался уродливым, чтобы показать, как унизил себя Бог ради людей.

Возрождение по иному трактовало образ человека. Уже во 2-й половине XIII в. художник Джотто изобразил человеческую красоту в религиозных сценах. А в XV в. гуманист Лоренцо Вала цитировал и доказывал слова Вергилия: «Мужество приятнее в красивом теле», а также: «Кто не восхваляет красоту, тот слеп и душой и телом». Образ прекрасного человека составил основу культуры Возрождения. Более того, эстетическая реакция на мир, природу и человека стали одной из главных характерных черт эпохи.

Идея человеческой красоты лежит в основе критики средневекового аскетизма. Эпоха Возрождения стремилась «реабилитировать» чувства человека. «Природа поставила перед тобой наслаждения и дала душу, склонную к ним, - писал в трактате «О наслаждении» Лоренцо Валла, обращаясь к отшельнику-монаху, - Ты же… предпочел вести жизнь одинокую и печальную, …и выступил против природы, под руководством которой мог бы жить счастливо, словно с ласковой матерью».

Переосмысление христианских ценностей в эпоху Возрождения зачастую доходило до уродливых, кощунственных форм. Так, в одном из произведений эпохи Христос обращается к монахине: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться… Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате молодого кавалера».

4. Новое понимание личности человека.

Стержнем эпохи Возрождения стало новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек был призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека отличается не только от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой мысли. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получила название «гуманизм» (от лат. Humanus – человечный).

Интерес к человеку и изучение человека стали основой новой культурной эпохи. Один из первых гуманистов Возрождения Франческо Петрарка (1304 – 1374) рассуждал о том, что нет смысла изучать природу зверей и не знать природу человека, для чего человек живет и куда направляется.

Характерные черты гуманизма:

      антицерковная направленность;

      признание человека гармоничным единством телесного и духовного начал, разума и страстей;

      понимание человека как деятельностной, активной личности;

      признание свободы разума и мысли;

      признание творчества высшим проявлением человеческих способностей;

      оптимистическое мировосприятие, стремление к полноте жизни.

«Талантливые, беспокойные, необузданные умы, быстро работающие, непомерно самолюбивые, никогда не довольные, со стоическими речами на языке, но падкие на деньги, на блага жизни, на почести и уважение, беспардонно заискивающие перед знатными и богатыми, злобно соперничающие между собой», - таков портрет эти людей новой породы, горделиво называвших себя гуманистами (А.Степанов).

Ф.Петрарка, духовный отец гуманистов, восклицал: «Насколько красноречие дороже самой жизни для всех нас, вращающихся в пыли литературной палестры, настолько горячее стремимся мы к славе, чем к добродетели!».

Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, станут основой культуры Нового времени.

Свидетельством новых взглядов на человека служат даже названия трактатов эпохи Возрождения: «О преимуществе и превосходстве Человека» (Фацио) или «Речь о достоинстве Человека» (Пико Делла  Мирандола) (для сравнения можно вспомнить средневековое послание Римского Папы: «О ничтожестве человеческого состояния»).

Примером новой личности может служить итальянский философ-гуманист Пико Делла Мирандола (1463 – 1494). В 20 лет он знал 28 языков, а его вера в безграничность человеческого разума и собственную образованность была так велика, что он был согласен пригласить 20 умнейших людей со всей земли, чтобы ответить на 700 самых трудных вопросов. Подобной самоуверенности не знала европейская культура, тем более после тысячи лет принижения средневекового человека.

Эпоха Возрождения приводила обоснования такого возвеличивания человека. Пико Делла Мирандола по новому трактовал историю создания человека Богом: сотворив человека и «…поставив его в центре мира, Бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению».

Свобода и самостоятельность были объявлены, таким образом, неотъемлемыми особенностями человека, но еще более значимой явилась мысль о человеке как о центре мира. Именно она стала основой нового мировоззрения – антропоцентризма, согласно которому человек считался высшей целью мироздания.

5. Обращение к античности.

Античная культура стала для эпохи Возрождения источником вдохновения и новых идей. Гуманисты видели в античности образец гармонии, разумного общественного устройства и пытались приблизиться к мироощущению древних. Возвращение к забытым достижениям античной культуры происходило в области науки, философии, литературы, искусства, классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры и становились образцами для изучения и подражания (например, Микеланджело изображает библейского Давида в образе античного героя).

Во Флоренции в XV в. была образована Платоновская академия, где просвещенная аристократическая публика училась красноречию, владению латинским и греческим, изяществу манер и искусству любви.

Подражание античности было зачастую парадоксальным. Например, архитектор Альберти создал в Римини в готическом храме гробницу знатной дамы, на которой была латинская надпись: «Divae Isotta Sacrum», т.е. «Божественная Изота», как писали на римских надгробиях.  Пример этот весьма показателен: с одной стороны, эпоха Возрождения пыталась возродить языческую античность, но с другой стороны, творцы Возрождения были людьми христианской культуры, и античность не могла стать для них органически близкой.

Эпоха Возрождения стала, таким образом, опытом соединения несоединимого: языческой и христианской культур. Ярким примером такого опыта можно назвать творчество Боттичелли, который изображал языческих богинь с лицами Мадонны.

Примечательна в этой связи точка зрения О.Шпенглера, который считает эпоху Возрождения культурным регрессом: Европа ничего не создала нового, а лишь механически повторила старые открытия.

6.       Понимание творчества.

Эпоха Возрождения не была голословной, ставя человека в центр мира, на место Бога. Мыслители Возрождения находили тому убедительное доказательство: Человек подобен Богу, т.к. он способен творить. Способность к творчеству стала для эпохи Возрождения главным достоинством человека. Творчество ценилось выше богатства и титулов (особенностью гуманизма можно назвать своего рода враждебность к власти золота и богатства).

Множество примеров признания за художником высшего статуса представляет эпоха Возрождения, среди которых – Джотто, позволявший себе дерзости и замечания в адрес Неаполитанского короля, или Микеланджело, слава которого была так велика, что его имя не нуждалось в титулах и даже фамилии.

Идеал эпохи Возрождения - это человек – создатель, универсальный гений, не знающий границ, стремящийся охватить невозможное, объединить божественное и человеческое. Примером является Микеланджело, который как творец создает новый мир во фресках Сикстинской капеллы. Такое понимание человека получило название возрожденческого титанизма. Лучшим примером этому служит фигура Леонардо да Винчи.

В своем творчестве он словно соревновался с природой и Творцом, словно конструировал и выстраивал мир из природного хаоса. Его «Джоконда» - пример «высшего синтеза» на основе всех знаний о природе и человеке. Когда зритель пытается наделить ее определенными эмоциями или приписывает ей то или иное душевное состояние, он разрушает замысел Леонардо: для Леонардо эти категории мелки; этика, душа, вера слишком человечны. Его замысел надчеловечен – все сразу и ничего конкретно: личность, возраст и пол Джоконды (существует версия, что это автопортрет Леонардо в молодом возрасте и образе женщины), время суток, время года, география пейзажа и даже его земное происхождение остаются вопросом для зрителя. «Мона Лиза улыбается как сама вселенная» (А.Якимович).

Информация о работе Теория культуры