Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:21, курс лекций
Фактически все, с чем имеет дело человек с тех пор, как он осознал себя человеком – это культура. Освоенный человеком, «очеловеченный», значимый ценностно-смысловой мир, созданный самим человеком, и есть культура.
Если XVII в. был веком научных открытий, то XVIII в. стал веком знакомства публики с наукой. Эпоха Просвещения породила новый тип потребителя интеллектуального продукта – массового читателя. Для этого времени характерны огромные тиражи газет, журналов и книг (только произведений Вольтера (1694 – 1778) было издано 1,5 млн. томов и около 1 млн. томов произведений Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Интерес к научной и художественной литературе быль столь велик, что в Англии, например, библиотеки открывались даже обществами парикмахеров.
Новым явлением эпохи стало издание словарей: когда в Парижской библиотеке появилось издание английского универсального словаря, у дверей ее каждое утро выстраивалась очередь. Ответом на эту интеллектуальную потребность общества стало издание французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств или ремесел» – многотомного издания по всем отраслям человеческого знания, под ред. Ж.Даламбера и Д.Дидро (1713 – 1784). За период 1751 – 1780 гг. было выпущено 35 томов, в создании которых принимали участие самые выдающиеся ученые того времени.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты, и что Вселенная и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.
5. Исторический оптимизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.
Еще в конце XVII в., в 1684 г. вышел в свет «Словарь» П.Бейля - первый в мире «справочник ошибок и заблуждений», где критиковались общеизвестные религиозные тезисы, и где звучит своего рода декларация новой культуры: «Мы живем во времена, которые и впредь будут становиться более и более просвещенными, тогда как прежние века будут делаться, по контрасту, все более и более темными».
С историческим оптимизмом связана и идея прогресса, утвердившаяся в эту эпоху, согласно которой человек и его история прогрессируют от простого к сложному благодаря накоплению знаний.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который некоторые философы противопоставляли современной европейской цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).
6. Абсолютизация воспитания.
Эпоха Просвещения выдвинула особое понимание воспитания, получившее название теории «чистой доски» («tabula rasa») (Д.Локк), согласно которой человек рождается абсолютно «чистым», без всяких положительных или отрицательных предрасположенностей, и только система воспитания формирует его личность. Задачей воспитания Просветители видели создание благоприятных условий и разрыв с традициями, т.к. новый человек должен быть свободен в первую очередь от религиозных постулатов.
При всей наивности подобных воззрений просветителей, необходимо отметить, что просветители впервые отвергали догму о «первородном грехе» и изначальной испорченности человека.
С этим связано и новое понимание природы. Для просветителей природа – разумное, естественное начало. Все, что создано природой, объявлялось добродетельным и естественным: естественный человек, естественное право, естественные законы… Природа представлялась матерью человека, а все люди, как ее дети, равными и отделенными от Бога.
Воплощением просветительского понимания природы и человека стал роман Д. Дефо (1660 – 1731) «Робинзон Крузо», где подчеркнуты идеи созидательной деятельности человека, живущего по естественным, природным законам.
7. Светский характер.
Эпоха просвещения сделала одной из главных ценностей человека его земную жизнь. Одним из ключевых тезисов эпохи могут быть слова Вольтера: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».
Жизнь воспринималась как праздник, а «быть» понималось отныне как «быть счастливым». Новой популярной философией становится «просвещенный эпикуреизм». В работе «О наслаждениях» Сент-Эвремон говорил: «Следует забыть времена, когда нужно было быть суровым, чтобы оказаться добродетельным… Люди деликатные называют удовольствием то, что люди грубые и неотесанные называют пороком».
Чувственность и эротическая энергия были объявлены «новой добродетелью». Дидро, громогласно призывая искусство осуждать пороки, подчас упоминает о том, что «порок, быть может, прекраснее добродетели».
«Любовь к наслаждению разумна и естественна», - заявил Лашапель в своих «Диалогах о наслаждениях и страстях», а одной из центральных книг XVIII в. стала книга Фонтенеля «О счастье». Она дает философское обоснование новых взглядов: поскольку абсолютное счастье недостижимо, нужно поддерживать иллюзию счастья (независимость, досуг, приятная беседа, чтение, музыка, развлечения и удовольствия разного рода).
Лучше всего эти идеи отразило искусство XVIII века, и особенно такое его направление, как рококо.
8. Антифеодальный характер.
Носителями идей Просвещения были, в основном, представители 3-го сословия: ученые и литераторы, писатели, учителя, юристы и медики. Одним из основных требований эпохи была борьба против наследственных привилегий и сословных ограничений: считалось, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворить которые можно путем установления разумных и справедливых форм человеческого общежития.
Умы просветителей волновала идея равенства не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Несовершенство существующего общественного строя гротескно осмеивается в произведении английского писателя Д.Свифта (1667-1745 гг.) «Путешествие Гулливера».
Родоначальником просветительских идей стал английский философ Д.Локк (1632 – 1704), развивавший идею естественного права человека (жизнь, свобода и собственность объявлялись основными и неотъемлемыми правами). Исходя из такого понимания прав, возникало и новое понимание государства: государство создано по договору свободных людей и должно защищать человека и его собственность.
Идея равенства всех людей перед законом - характерный признак эпохи Просвещения: «Естественные права личности, принадлежащие каждому по рождению, даны Богом каждому и не зависят от национальности, вероисповедания и происхождения».
9. Идея «Просвещенного абсолютизма».
Просветители не были, конечно, столь наивны, чтобы думать о реальности образования и перевоспитания каждого человека. И при всей своей приверженности к конституционным порядкам, они не могли не видеть, что реальная власть сосредоточена в руках монархов.
Следствием такой ситуации стала новая идея просветителей, согласно которой в обществе должен процветать не союз монарха и церкви, а союз монарха и философов. Действительно, популярность просветительских идей была так велика, что не только в аристократических салонах, но и при королевских дворах они получали все большую известность.
XVIII в. для многих стран стал веком просвещенных монархов: в Германии – Фридрих II, в Швеции - Густав III, в России – Екатерина II, в Австрии – Иосиф II Австрийский, в Испании, Португалии, Дании – министры, разделявшие просветительские взгляды и осуществлявшие реформы. Лишь две крупных европейских страны нарушили эту закономерность: Англия, т.к. она уже была конституционной монархией и Франция, в которой не было королей-реформаторов, за что она и поплатилась Великой французской революцией.
Национальные особенности эпохи Просвещения
Англия – страна первой буржуазной революции, где буржуазия и либеральная интеллигенция к XVIII в. уже получили политическую власть. Своеобразием английского Просвещения поэтому является его возникновение не до, а после буржуазной революции.
Во Франции на основе идей англичан Ф.Бэкона и Д.Локка, очень быстро развивались просветительские идеи, и со второй половины XVIII в. она стала общеевропейским центром Просвещения. Спецификой французского варианта Просвещения стала его «категоричность» и «непримиримость». Тотальная критика религии объясняется тем, что во Франции не было Реформации, а резкая критика феодальных порядков – политической отсталостью и бесправием буржуазии. «Старшим» поколением французских просветителей были Ф.Вольтер, Ш.Монтескье (1689 – 1755), к «младшему» принадлежат Д.Дидро, К.-А.Гельвеций (1715 – 1771), П.-А.Гольбах (1723 – 1789).
Немецкое Просвещение почти не касалось политических (Германия не была единым государством) и религиозных вопросов (Реформация решила их). Оно занималось проблемами духовной жизни, философии и литературы (И.Кант (1724 – 1804), формулирующий центральный принцип этики, основанный на понятии долга, Г.Лессинг (1729 – 1781), поэты И.Гете и Ф.Шиллер).
В Италии просветительские идеи проявились только в антиклерикальных настроениях интеллигенции.
В Испании небольшая группа министров, противостоящих церкви и двору, пыталась реализовать идеи Просвещения в государственной политике, без теоретического обоснования.
Недостатки и противоречия просветительских идей:
1. Утилитаризм и крайний прагматизм: признание ценным только того, что полезно (для Вольтера символом нового мира была Лондонская биржа, где проявляются свобода и терпимость, где люди не зависят от национальности и вероисповедания).
2. Критическое восприятие любых накопленных ценностей культуры. И.Кант называл XVIII в. «эпохой критики», но достигающая своего предела критическая мысль дает в итоге ноль, пустоту, развенчивает старые ценности и не создает новых. Недаром Кант подчеркивал, что надо «отважиться знать» на просветительский лад: этот обоюдоострый инструмент не только полезен, но и опасен для разума и человека.
3. Предельный рационализм, игнорирование человеческих чувств и понятия «душа». Как следствие этого, к концу века можно обнаружить присутствие страшных сил ада, подсознательных влечений человека-зверя в «Исповеди» Руссо и в сочинениях де Сада.
4. «Итоговый» характер идей, претензия просветителей на завершенность всех идей и принципов, стремление быть «последней истиной».
5. Двойственность просветительских идей: если на поверхности господствовала оптимистическая вера в прогресс и исправление человека, то в глубине души просветители признавали порочность и неисправимость человеческой натуры: «Наша душа лучше приспособлена ко лжи, нежели к правде» (П.Бейль). Просветители были солидарны с идеями Макиавелли, что христианская вера «сделала мир бессильным и предала его в жертву негодяям». Если человеку дать волю, то он покажет свое истинное лицо (жадность, зависть, жестокость, глупость, самомнение) и наступит «война против всех», как описывал в «Левиафане» Т.Гоббс. Вольтер откровенно говорил, что просвещение недоступно для низших классов, обреченных на ручной труд: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло». Исправлять «заблудший» мир невозможно, умнее будет пользоваться слабостями и пороками людей для того, чтобы строить разумный и правильный порядок.
Т.Гоббс и Б.Спиноза, Б.Мандевиль и Д.Вико, Ш.Монтескье и Д.Дидро мыслили именно в таком парадоксальном ключе: как увеличить общественное благо, используя дурные свойства людей (к примеру, Мандевиль рассуждает о том, что отравители и изготовители ядов помогают в развитию химии и биологии). Притом, как предположил Гоббс, в благом деле улучшения жизни людей полезны скорее крупные, масштабные пороки людей. Как следствие - оправдание лозунга Макиавелли «Цель оправдывает средства».
Разумеется, подобные идеи оттолкнули бы большинство людей, потому философию просветителей можно делить на «признанную» и «скрытую». Вольтер в письме к Тьерио сформулировал свои рекомендации к собратьям просветителям: «Ложь есть зло лишь тогда, когда она приносит зло. Она представляет величайшую добродетель, когда она приносит добро. Итак, будьте добродетельны как можно более. Лгите без зазрения совести, без стеснения, и не время от времени, но отважно и постоянно».
6. Оправдание насилия «во благо»: просветители разрабатывали идеи о том, как сделать людей счастливыми и правильными против воли самих людей. Просветители считали, что люди сами не знают, в чем их благо и каковы высшие ценности, потому допустимо и даже рекомендуется насилие во благо людей, как в социальном проекте Д.Бентама об «идеальной тюрьме», когда заключенный ни одной минуты не остается без надзора. Такой способ идеального контроля со стороны власти автор рекомендовал также для организации школ, фабрик, работных домов, деловых контор и других ячеек общества. Общество света, свободы и разума представлялось в виде такой социальной конструкции, в которой негде укрыться от тотального надзора.
Но главным поражением политических взглядов просветителей стала Великая французская революция, которая началась под лозунгами Просвещения, а закончилась небывалым террором, изобретением гильотины, восстановлением империи и десятилетием Наполеоновских войн.
7. Вывод из идеи Д.Локка и философов-сенсуалистов XVIII в. (Э.Кондильяк и др.) о том, что человек – существо беспокойное, ищущее и недоверчивое. Если прежде христианство стремилось избавить человека от беспокойства, то просветители видели в сомнении и неудовлетворенности мощное орудие мысли и культуры. Для последующей мысли Запада идея о «тоскующем человеке» стала основной, но неизбежным следствием ее для человека становится трагизм, отчаяние и «пожирание самого себя». Уже XVIII в. успел это почувствовать и выразить в произведениях Д.Юма, де Сада, Д.Свифта. В полной мере это проявится в культуре XIX в. в творчестве Ф.Гойи, Ш.Бодлера, Ф.Ницше.
Искусство XVIII в. отмечено двумя художественными направлениями: продолжает свое развитие класицизм и возникает новый стиль - «рококо».
В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным Просвещением и стал общеевропейским стилем, выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.
Так, во Франции периоду революции предшествовало и сопутствовало развитие республиканского классицизма (творчество Ж.-Л.Давида, Ж.А.Гудона). Лидер французского классицизма в живописи - Жак Луи Давид (1748- 1825). С трибуны революционного Конвента и с трибуны якобинского клуба его признали художником, «чей гений приблизил революцию». Творчество Давида воплотило героическую эпоху. Художник возрождал идеи античности, воспринимая ее как пример гражданственности.