Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Институт соучастия в преступлении считается одним из наиболее сложных и дискуссионных как в учении о преступлении, так и в целом в теории уголовного права. Соучастие подразумевает сложный состав субъектов преступления и повышенную степень общественной опасности преступных деяний, которая увеличиваться по мере возрастания уровня организованности в действиях соучастников преступления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие, признаки, история возникновения организованной преступности 6
1.1 Понятие и основные признаки организованной преступности 6
1.2 Причинный комплекс организованной преступности 22
1.3 История возникновения и развития организованной преступности в России 33
Глава 2 Проблемы правового регулирования борьбы с организованной преступностью 45
2.1 Правовая база противодействия организованной преступности 45
2.2 Проблемы уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью 55
2.3 Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Считаем необходимым создание специальной правоохранительной структуры, направленной исключительно на борьбу с организованной преступностью по прототипу и аналогу РУБОП, с использованием положительного опыта работы РУБОП.

Сегодня же мы пока безнадежно проигрываем борьбу с организованной преступностью в России.

 

Уровень организованной преступности в России, не только угрожает национальным интересам Российской Федерации в будущем, но уже сегодня свидетельствует об утрате государственности и неизбежному исчезновению России как Государства.

Следует признать, что организованная преступность стала в настоящее время прямой, реальной и страшной угрозой новому российскому обществу. Поэтому проблемы законодательства, организации борьбы именно с организованной преступностью встали во весь рост перед государством и особенно перед его органами охраны общественного и государственного правопорядка. Борьба с организованной преступностью в настоящее время должна вестись не на жизнь, а на смерть, ибо, прежде всего, организованная преступность порождает и поддерживает рост преступности общеуголовной.

государство, не способное защитить своих граждан от массового насилия со стороны бандитов и коррупционеров, этой неспособностью обрекает себя на деградацию.

Учитывая, что Россия стала полигоном международной организованной преступности, исключительно важной задачей остается создание надежной системы взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран и прежде всего постсоветскими республиками.

2.3 Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью

В декабре 2010 года исполнилось 10 лет принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Конвенция (ратифицирована Россией в 2003 году) хоть и посвящена содействию в предупреждении международной оргпреступности, но, одновременно, в этом документе для каждой страны ставится задача «анализа тенденций в области организованной преступности на своей территории».

Как и любой вид преступности, организованная имеет свои признаки и присущие ей формы нарушения закона. Тем не менее, в мировой практике не выработано универсального ее определения.

Отсутствие единого мнения относительно организованной преступности демонстрируют её определения, данные в различных международных документах. Так, в итоговом документе Международного семинара ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью (СССР, Суздаль, 21-25 октября 1991 г.)  сказано, что «под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения». На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями организованная преступность определялась, как «сложные виды уголовной деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путём создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг». Как видно из приведённых цитат, организованная преступность в одном случае определяется как «массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников», а в другом, как «сложные виды уголовной деятельности». Поэтому можно констатировать, что единства в определении того, что такое организованная преступность в международных документах нет.

 

Согласно документам Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности, состоявшейся в Суздале в октябре 1991 г., в организации и проведении которой принимал участие академик В.Н. Кудрявцев, организованная преступность в России – это функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции[115].

 

Заслуживает внимания история развития определений организованной преступности.

Американские авторы Д. Л. Херберт и X. Тритт писали о том, что серьезные усилия для определения понятия «организованная преступность» были предприняты «только в 1950-х и 1960-х годах, когда комитеты Конгресса начали обнаруживать доказательства существования тайного преступного общества или картели под названием «Мафия» или «Коза ностра»[116].

Так называемые Ойстер-Бейские конференции по борьбе с организованной преступностью следующим образом сформулировали ее отличительные характеристики: 1) самосохраняющиеся, тоталитарные, длительные преступные сговоры; 2) расчет на получение прибылей и могущества за счет человеческих слабостей; 3) применение запугивания или подкупа; 4) стремление обезопасить себя со стороны закона.

В США в одной из многих дефиниций организованная преступность рассматривается как ассоциация, стремящаяся действовать вне контроля американского народа и его правительства, или же, как тип замаскированной преступности, иногда включающей иерархическую координацию ряда лиц, связанную с планированием и использованием незаконных актов или преследованием цели незаконным способом[117].

Заместитель комиссара полиции Лондона дал шесть определений организованной преступности, сущность которых сводится к действию преступных групп, занимающихся определенными видами преступлений.

Более точен в своем определении был Консультативный комитет при правоохранительных органах штата Огайо, который в 1982 г. указывал: «Организованную преступность, в традиционном смысле слова, можно определить как группу лиц, действующих вне закона с целью извлечения финансовой выгоды, находящихся в постоянном преступном сговоре и способных осуществлять политический подкуп и контроль для успешного продолжения своего дела...»[118].

На международных конгрессах, посвященных проблемам преступности, обращалось внимание на общественную опасность этого явления в сфере наркобизнеса, крупных махинаций и афер. Причем на VIII конгрессе, проходившем в 1990 г. на Кубе, отмечалось, что организованная преступность является второй проблемой после экологии и одно государство уже не в силах с этим справиться на своей территории. Таким образом, проблема приобрела международный характер[119].

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой 15 ноября 2000 года дается понятие «организованной преступной группы» как структурно оформленной группы в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного времени и действующую согласованно с целью совершения одного или несколь170ких серьезных (максимальный срок тюремного заключения не менее четырех лет или более) преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду – фактически дается определение не организованной преступности, а преступления транснационального характера[120].

 

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной преступности в сферу государственной экономики и политики[121].

Крайне опасная тенденция - наращивание транснациональных связей, чему в значительной мере будут способствовать объективные предпосылки: это открытость границ, расширение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран - Германии, Польше, США и других.

Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат, лекарственное и стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная техника, оружие, валюта. Международная наркомафия постановила избрать для отмывания грязных денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В последние годы разоблачены группы международных мошенников, действовавших на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фирмы. Утвердился международный институт наемных убийц.

Следующая тенденция связана с вовлечением в преступную деятельность неформальных группировок молодежи отрицательной направленности. Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров организованной преступности с экстремистскими элементами, выступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.

Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции недвижимостью - землей, зданиями и т. д.; рэкет банковской системы и производственных предприятий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации человеческих органов; детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег, “защиты” от налоговых служб и некоторые другие.

 

главным оружием в борьбе с оргпреступностью стали законодательные меры, обеспечивавшие "антикоррупционное" и "антикриминальное" наполнение органов власти и правоохранительных органов. Так, в США в системе полиции не только были созданы специальные подразделения внутренней безопасности. Помимо этого, ФБР получило право и обязанность контроля за назначениями на "чувствительные" должности в правоохранительной системе. И, главное, - ЧЕРЕЗ ФБР БЫЛ УСИЛЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ВСЕМИ МЕСТНЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ[122].

Кроме того - и это очень важно, - было принято законодательство, которое требует обязательной проверки ФБР всех лиц, поступающих на государственную службу. И эта проверка вовсе не формальная. Проверяется биография и послужной список человека, проверяются его семейные и при необходимости дружеские связи, проверяется он сам на полиграфе. И не то что криминальные события в его прошлом, но даже не слишком обоснованные подозрения о наличии такого рода событий являются непреодолимым препятствием для продвижения даже на низовые, местные уровни государственной власти.

Эта практика уже много лет является предметом критики со стороны американских правозащитников. Однако американское общество ее в целом поддерживает, считая, что такое - как бы не вполне правовое - ущемление прав соискателей госслужбы есть допустимая и оправданная плата за некоррумпированные и некриминальные органы власти.

В 60-х годах ХХ века Америка столкнулась с новой, еще более мощной по масштабам волной организованной преступности, которая к тому же начала приобретать все более отчетливый транснациональный характер, а также все активнее вторгаться в сферы деятельности легального бизнеса. Попытка ответить на этот вызов принятием отдельных законов по конкретным составам преступлений ОПГ давала лишь половинчатые результаты.

И тогда, после длительного обсуждения в юридической и политической среде, конгресс США принял так называемый "акт RICO" (the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act) 1970 года, который очень существенно расширил сферу подсудности деятельности оргпреступных организаций. Включив в нее не только рэкет и коррупцию, но и несколько десятков других составов "оргпреступных" деяний. Кроме того, акт RICO очень существенно ужесточил наказания за преступления, совершенные в составе ОПГ.

В результате применения акта RICO большинство уголовных дел в отношении оргпреступных сообществ, возбуждаемых прокурорами, завершалось осуждением виновных, а оргпреступность в США существенно снизилась. Сейчас по этой модели громят мафиозные структуры в Италии.

В мире есть и другой, не менее значимый опыт борьбы с оргпреступностью. Это, например, опыт борьбы правительства Шарля Де Голля во Франции с военизированной криминальной структурой, выступавшей против деколонизации Алжира (Организация секретной армии, ОАС). Это и опыт тех же государств Латинской Америки в подавлении деятельности высокооснащенных вооруженных наркокартелей.

Представляется, что нам в России сейчас насущно необходимо срочно и трезво заняться изучением, осмыслением, а далее и практическим применением лучших решений мирового опыта

 

 

 

В некоторых странах имеется специально разработанное законодательство о борьбе с организованной преступной деятельностью. Особенно в этом отношении преуспели Италия и США. Например, в американской правоприменительной практике большим успехом пользуются два нормативных акта, принятых специально для использования при производстве по делам об организованной преступной деятельности, — так называемые закон RICO и закон ССЕ.

Задача закона RICO, принятого в 1970 г., обозначена как «уничтожение организованной преступности в США путем укрепления правовых инструментов в процессе сбора доказательств, путем установления уголовно-правовых запретов и введением расширенных санкций и новых средств судебной защиты в борьбе с противозаконными действиями лиц, вовлеченных в организованную преступность»[123]. Также в нем закреплено понятие незаконной рэкетирской деятельности, к которой относится практически любое преступление, если оно совершено членом преступной организации. Отметим, что это можно рассматривать как положительный момент, поскольку «профиль» деятельности преступной организации может быть любым и, на наш взгляд, нет смысла определять организованную деятельность по видам преступлений. Лицо может быть привлечено к ответственности по закону RICO за сам факт участия в преступной организации. Закон RICO предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет, но и позволяет конфисковывать любую прибыль, собственность преступной организации или ее отдельных членов, а также предоставляет потерпевшим право предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного преступной организацией, в тройном размере.

Закон ССЕ, или закон о постоянно действующем преступном предприятии, применяется к лицам, занимающимся торговлей наркотическими средствами, причем не к рядовым участникам группы, а только к руководителям или организаторам группы, совершившей не менее трех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При вынесении обвинительного приговора лицу может быть назначено минимальное обязательное наказание в виде двадцати лет тюремного заключения либо максимальное наказание - пожизненное заключение со штрафом в размере $2 миллиона и конфискацией имущества[124].

 

В Италии борьба с организованной преступностью (наиболее распространенной среди стран мирового сообщества) организуется на основе законов 1982 года «О мерах по борьбе с мафией», 1990 года «О борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью», «О преступлениях должностных лиц», а также общих принципов уголовного законодательства (УК), которые предусматривают, что все члены преступной группы несут одинаковую ответственность за совершенные ими преступные деяния наряду с исполнителями и организаторами преступлений[125]. Рецидивистам увеличивается макси176

Информация о работе Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия