Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Институт соучастия в преступлении считается одним из наиболее сложных и дискуссионных как в учении о преступлении, так и в целом в теории уголовного права. Соучастие подразумевает сложный состав субъектов преступления и повышенную степень общественной опасности преступных деяний, которая увеличиваться по мере возрастания уровня организованности в действиях соучастников преступления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие, признаки, история возникновения организованной преступности 6
1.1 Понятие и основные признаки организованной преступности 6
1.2 Причинный комплекс организованной преступности 22
1.3 История возникновения и развития организованной преступности в России 33
Глава 2 Проблемы правового регулирования борьбы с организованной преступностью 45
2.1 Правовая база противодействия организованной преступности 45
2.2 Проблемы уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью 55
2.3 Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Эта крупная политическая ошибка привела к потере ядра профессионалов – борцов с оргпреступностью, крушению оперативных позиций в преступной среде, уничтожению оперативных баз данных.

В этот день гуляла, надо полагать, вся бандитская Россия – от Калининграда до Владивостока.

 

В 2010 году в Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается убрать нижний предел при назначении наказания в виде лишения свободы по 66 составам преступлений.

Если сейчас нижняя планка по 66 статьям УК предусматривает, например, лишение свободы от одного года до двух лет, то теперь она убирается, и судья может назначить лишение свободы хоть на десять дней. Иными словами, если бы членов «цапковской» ОПГ после принятия этих поправок привлекли к уголовной ответственности за эти 66 видов преступлений, то большинство бы из них спокойно остались бы на свободе. Кроме того, устранение низшего предела при назначении лишения свободы ведет к судейскому произволу и коррумпированию судебной системы.

Один из разработчиков этого законопроекта – министр юстиции Александр Коновалов уже заявил, что в результате гуманизации ожидается уменьшение численности тюремного населения на треть. Иными словами, судебной системе дан уже сигнал – на треть сократить число реальных посадок.

 

Для членов ОПГ безнаказанность – это главный стимул к новым преступлениям.

Тогда же, в ходе предыдущей либерализации по совершенно непонятным и необъяснимым причинам под флагом гуманизации и либерализации из УК исчезла конфискация имущества как вид уголовного наказания (хотя во Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, других странах конфискация является именно видом наказания). Это событие вошло в прямое противоречие с положениями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В соответствии с ней конфискация имущества членов ОПГ является важнейшим инструментом борьбы с оргпреступностью. Три года мы вообще жили без уголовно-правовой конфискации. Только в 2006 году она была возвращена в УК как некая "иная мера уголовно-правового характера". При этом до сих пор конфискация у нас отсутствует за преступления против собственности и за большинство экономических преступлений. Иными словами, за те преступления, которыми наносится наибольший ущерб гражданам, обществу и государству.

Неотъемлемым элементом борьбы с оргпреступностью Конвенция ООН определяет противодействие коррупции. Анализ судебной практики назначения наказания по делам коррупционной направленности в первом полугодии этого года свидетельствует о том, что наиболее распространенным видом наказания за такие преступления является лишение свободы условно. По данным прокуроров субъектов Российской Федерации, этот вид наказания в 2010 г. определен почти 55% осужденных за преступления коррупционной направленности. В прошлом году этот показатель составил свыше 58%.
Реальное лишение свободы судами назначено только 16% осужденных, как правило, за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как получение взятки, мошенничество с использованием служебного положения в крупном или особо крупном размере. Штраф назначен более 26% осужденных.

Иными словами, работает огромная машина репрессий, с мощной информационной поддержкой. И все это крутится, чтобы на выходе иметь гуманные проценты условно осужденных. 

Особенностью анализируемого десятилетия действия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности стал катастрофический рост числа фактов сращивания ОПГ с "оборотнями" из правоохранительных органов. 

 

В различных средствах массовой информации обсуждается актуальная проблема о том будут ли возрождены Региональные управления по борьбе с организованной преступностью, либо подобные упразднённым структуры. Войдут ли они в службу криминальной полиции. Даже пишут, что якобы уже начат подбор начальников новой службы, и аппарат будет формироваться с 11-го года. Однако, до сегодняшнего дня не определена структура будущего ведомства, до сих пор непонятно, как оно будет выглядеть, потому что есть несколько возможных вариантов. Та структура, те предложения, которые были сделаны МВД России, направлены в адрес президента, поддержки соответствующей не нашли. И сейчас идёт работа над тем, как всё-таки эта структура будет выглядеть, потому что она должна быть действительно обновлённой, она действительно должна соответствовать задачам реформ.

Депутат Государственная Думы Российской Федерации А. Хинштейн поясняет: «Когда в 2008 году УБОПы расформировывались, задачи по борьбе с организованной преступностью никто не снимал с МВД. Но при этом если раньше существовала единая вертикальная структура, в которой понятны были критерии оценки, то есть они занимались именно этим, то с сентября 2008 года это раскидали на три службы сразу. С одной стороны, это уголовный розыск, с другой стороны, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, и третье – созданные тогда же центры по противодействию экстремизму»[92].



 

В РФ до настоящего времени не создано специального законодательства по борьбе с организованной преступностью, хотя попытки к этому были. В.С. Овчинский, В.Н. Осипкин считают его частью Федеральный закон от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР[93] и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР[94]», давшего определение организованной группы и установившего повышенную ответственность организаторов преступлений (объем ответственности за организационную деятельность и совершенные группой преступления, если они содержали умысел).

 

Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.

Развитие законодательства в этой сфере должно быть тесно увязано с реформами в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами Российской Федерации, потребностями общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность. Оно должно предусматривать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной преступности, восполнение пробелов в правовом регулировании, создание системы правовых институтов и норм, устраняющих разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным законодательством.

В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов. Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией"[95].

К сожалению, сложившаяся к тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей. Эстафету у него приняла Государственная Дума первого созыва. За два года работы ей удалось продвинуться вперед. В частности, все четыре вышеназванных проекта Законов были существенно переработаны, приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации и современными требованиями уголовной политики.

В целях совершенствования правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью было принято несколько нормативно-правовых актов, так, например, Указ Президента РФ от 11.10.2004 N 1293
"О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью"[96].

3 ноября 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[97], ужесточающий уголовное наказание для организаторов преступных сообществ, а также для так называемых «воров в законе». Последним в соответствии с принятыми поправками будет грозить ответственность от 15 до 20 лет лишения свободы либо наказание в виде пожизненного заключения.

Кроме того, вступившие в силу изменения в УК РФ по-новому изложили законодательный подход к определению сложного соучастия (соучастие с распределением ролей в уголовно-правовом смысле этого слова, т.е. участие в преступлении организатора, подстрекателя или пособника). В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Также отметим, что законодательная новелла ст. 210 УК РФ более расширенно подходит к раскрытию содержания понятия «создание преступной организации», устанавливает и конкретизирует круг незаконных действий, направленных на формирование организованной преступной группы (ОПГ). В п. 1 указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за:

·  создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений;

·  руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями;

·  координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами;

·  разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними;

·  совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Кандидат юридических наук В.В. Стрельников считает, что «правовая регламентация указанных аспектов во многом будет способствовать единообразной квалификации преступных действий членов ОПГ, упрощению производства следственных действий, улучшению раскрываемости преступлений данной категории и, в конечном итоге, снижению количества действующих организованных преступных сообществ в нашей стране»[98].

После развала СССР и создания МВД России министр Виктор Ерин сначала создал оперативно-розыскные бюро по борьбе с организованной преступностью, а затем при поддержке секретаря Совета Безопасности Юрия Скокова преобразовал их в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах были созданы региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОПы), которые не подчинялись местным руководителям МВД, УВД, а замыкались непосредственно на МВД России. Тем самым в условиях сепаратистских тенденций была выстроена силовая вертикаль, которая сыграла большую роль в сдерживании центробежных тенденций. Эта вертикаль сохранялась и укреплялась министрами Анатолием Куликовым, Сергеем Степашиным и Владимиром Рушайло.

По инициативе нынешнего министра МВД Рашида Нургалиева в МВД разработана и реализуется Концепция борьбы с организованной преступностью, где указанным структурам отведена главная роль.

Здесь необходимо отметить, что на данный момент действует Указ Президента РФ с витиеватым названием «О некоторых вопросах МВД РФ» за № 1316 от 06.09.2008г.[99] В данном документе речь идет о ликвидации Департамента по борьбе с организованной преступностью и о создании на базе Департамента по борьбе с организованной преступностью Департамента по противодействию экстремизму, в состав которого войдет не более 200 человек. К слову, Департамент по борьбе с организованной насчитывал в своих рядах около 1000 сотрудников[100]. По данным Департамента по борьбе с организованной преступностью в России в 2007 году зарегистрировано 3.582.541 преступлений, из них тяжких и особо тяжких 961.133. Из них преступлений на экстремисткой почве – 356[101].

Функции подразделений по борьбе с организованной преступностью возложены на подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП). Иными словами, ситуация возвращена к положению, которое существовало в 80-е годы прошлого века.

 

В конце прошлого года Президент Российской Федерации подписал третий пакет либеральных поправок к УК РФ и Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации[102] (далее УПК РФ).

После критики президентских законопроектов в конце прошлого года с поста Советника Конституционного Суда отправили в отставку генерал-майора милиции, заслуженного юриста России, бывшего шефа российского отделения Интерпола Владимира Овчинского.

Организованная преступность проникла в наиболее прибыльные сферы легального и нелегального бизнеса, взяла под контроль основные области рос­сийской экономики и активно стремится к достижению политической власти

Такое положение можно охарактеризовать как ситуацию фактической ле­гализации теневой экономики, близкую к завершению "строительства" кри­минального государства Если исходить из того, что создающееся сейчас в России государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации все же ставит одной из своих целей социальную защиту граждан, а не победу мафии в общероссийском масштабе, то принимаемые меры в борьбе с пре­ступностью, в том числе с организованной, явно неадекватны складывающей­ся обстановке.

 

Исправить ситуацию можно. Есть зарубежный опыт. В том же труде ученых НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ[103] он детально описан. Требуются изменения и в уголовно-процессуальном законодательстве. Надо законодательно закрепить положение, что началом расследования должна служить не процессуальная норма о возбуждении уголовного дела, а заявление, сообщение о преступлении. И именно эти заявления и сообщения и должны составлять уголовную статистику. Должна быть кардинально улучшена система судебно-медицинской экспертизы. А для того, чтобы вывести судебно-медицинские учреждения из плачевного состояния, нужны серьезные финансовые вложения.
 

Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам уголовной политики».             

Действующее законодательство, регламентирующее организованную преступную деятельность, не справляется с современными реалиями. Можно наблюдать ряд законодательных недочетов и пробелов. До сих пор не принят специальный федеральный закон, регламентирующий  борьбу с организованной преступностью. Проект закона «О борьбе с организованной преступностью»[104], задуманного для создания единой системы специализированных органов, имеющих основной целью борьбу с организованной преступностью, предусматривал, что дела по организованной преступности должны рассматривать судьи, специализирующиеся именно на данной категории дел. К этому добавляется еще и ряд особенностей производства по данным делам, которые закрепляются в законопроекте, в том числе, связанные с содержанием под стражей лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступной деятельности.

Информация о работе Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия