Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:16, дипломная работа
Институт соучастия в преступлении считается одним из наиболее сложных и дискуссионных как в учении о преступлении, так и в целом в теории уголовного права. Соучастие подразумевает сложный состав субъектов преступления и повышенную степень общественной опасности преступных деяний, которая увеличиваться по мере возрастания уровня организованности в действиях соучастников преступления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие, признаки, история возникновения организованной преступности 6
1.1 Понятие и основные признаки организованной преступности 6
1.2 Причинный комплекс организованной преступности 22
1.3 История возникновения и развития организованной преступности в России 33
Глава 2 Проблемы правового регулирования борьбы с организованной преступностью 45
2.1 Правовая база противодействия организованной преступности 45
2.2 Проблемы уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью 55
2.3 Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие, признаки, история возникновения организованной преступности
1.1 Понятие и основные признаки организованной преступности
1.2 Причинный комплекс организованной преступности
1.3 История возникновения и развития организованной преступности в России
Глава 2 Проблемы правового регулирования борьбы с организованной преступностью
2.1 Правовая база противодействия организованной преступности
2.2 Проблемы уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью
2.3 Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Оплата через Яндекс. "Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия". Дисциплина "Уголовное право"
Введение и заключение по 3 стр. Объем работы 70 стр.
Слова «так как», «Российская Федерация» и пр. не сокращаются. Слово «статья» не сокращается в начале предложения. Не ссылаться на СПС (Консультант и пр.) цитируя нормативные акты.
Список литературы (структура): нормативные акты, комментарии к НА, материалы судебной практики, исторические источники, учебная и научная литература, периодическая печать.
Периодическая печать располагается по алфавиту. В каждой рубрике (нормативные акты и пр.) нумерация самостоятельная. Общий объем источников 40-50, нормативных актов минимум 10.
Институт соучастия в преступлении считается одним из наиболее сложных и дискуссионных как в учении о преступлении, так и в целом в теории уголовного права. Соучастие подразумевает сложный состав субъектов преступления и повышенную степень общественной опасности преступных деяний, которая увеличиваться по мере возрастания уровня организованности в действиях соучастников преступления.
Деление соучастия на формы непосредственно вытекает из статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации[1] (далее – УК РФ), в котором прямо выделяются: группа лиц без предварительного сговора, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация).
Перед составителями УК РФ стояла очень важная задача – выявить в предмете уголовно-правового регулирования и нормативно-правовыми средствами закрепить типичные признаки соучастия, отражающие его различные формы и характерные отграничительные критерии.
К сожалению, законодатель отнесся к данной проблеме поверхностно, что на деле выразилось в размытости границ отдельных форм соучастия[2]. Данная существенная недоработка вполне ощутима применительно к организованным формам соучастия в преступлении. Это затрудняет борьбу с организованной преступностью – глобальным явлением современности[3].
Организованная преступность является одним из сложных опаснейших видов преступности, посягающим, прежде всего, на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества.
Распространенность организованной преступности в России в конце XX и начале XXI века позволило А.И.Долговой говорить о «глубокой трансформации общества»[4], о создании в России «криминального общества», под которым она понимает подструктуру «большого общества», которое существует наряду и во взаимодействии с «легалистским» или официальным обществом. Однако формируется она на основе противоречащих закону отношений норм, систем социального контроля, создаваемых лидерами организованной преступности в процессе их преступной деятельности.
В начале 2007 года руководители МВД России в серии интервью рассказали, как на современном системном уровне осуществляется работа по «контролю над 450 организованными преступными формированиями (ОПФ), в которые входят 12 тысяч активных членов".
В 2010 году руководители МВД России стали озвучивать уже совсем другие цифры. В одних случаях — свыше 100 крупных ОПФ, в других — более 250. Непонятно, куда делись сотни объявленных ранее ОПФ? – Овчинский
Организованная преступность представляет собой реальную угрозу для общества.
Организованная преступность в России фактически овладела всеми современными методами эффективного хозяйствования, включая умелую (и беспощадную) борьбу с конкурентами, долгосрочный зондаж рынка, использование международных связей и др.
Опасность этого криминально-социального феномена не всегда реально оценивается даже теми, кто призван с ним бороться. Опасность измеряется не количеством краж, грабежей или вымогательств, а угрозами, исходящими от организованной преступности. Прежде всего, она посягает на органы управления и власти, разъедая их, как ржа, с помощью коррупции. Она ведет к духовному обнищанию нации, особенно воздействуя на молодежь, устанавливая стереотип «красивой» жизни без ответственности перед обществом, культивируя насилие, анархию, секс и наркоманию. Организованная преступность угрожает экологии, так как участвует в контрабанде ядерных и химических отходов для их захоронения на территории России. Она подрывает экономику, так как происходит незаконное изъятие из государственного оборота материальных фондов, укрепление позиций криминальной части теневой экономики.
В целом перспективу развития организованной преступности можно оценить как неблагоприятную для нашего общества на ближайшие десять лет.
Значительный рост коррупционных и организованных преступлений в России, масштабы их распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику относятся к числу наиболее острых проблем.
Следует отметить, что в настоящее время организованная преступность трансформируется и все чаще присутствует в таких сложных и глобальных явлениях, как экономическая и связанная с ней жесткая политическая конкуренция на почве завоевания и раздела экономических рынков и ресурсов. Под видом организованной преступной деятельности, включающей, в частности, и коррупцию, фактически осуществляется вторжение одних государств на территории и в различные сферы суверенитета других государств[5].
актуальность,
состояние разработанности,
объект, предмет,
цели, задачи,
методология,
нормативные и теоретические источники, научная и практическая значимость, структура (из каких структурных частей состоит работа).
Организованная преступность, как и преступность в целом, - сложное социальное явление, связанное с противоречиями в экономических и социально-политических процессах, происходящих в обществе. Ее всплеск наблюдается, как правило, в моменты социальных потрясений, смены экономических и политических отношений в обществе[6]. То, что организованная преступность – это социальное явление, следует из того, что в целом вся преступность является социальным явлением.
Профессор В.Д. Малков пишет: «Будучи опасным для общества явлением, организованная преступность должна рассматриваться как особый вид социальной патологии с соответствующими причинами и условиями. Именно здесь просматривается криминологический аспект и потенциальная возможность предупреждения этой преступности. В ряду общего, особенного и единичного она занимает промежуточное место, отражая в себе черты как общего (преступность), так и единичного (преступления)»[7].
Профессор Н.П. Мелешко акцентирует внимание на том, что «организованная преступность – это длящееся сложное, многогранное, общеопасное для многих людей и общества в целом, криминальное явление, посягающее на политическую, экономическую, социальную, правовую и нравственную сферы общества, но, первоочередно, не с целью их уничтожения, а с целью их приспособления, подчинения своим узкоклановым преступным интересам и паразитирования, то есть получение сверхдоходов за счет всего общества и в ущерб интересам»[8].
Организованная преступность - это высшее проявление криминальной упорядоченности[9]. Речь идет о явлении, которое, в силу своей сложности, многозначно трактуется в научной, учебной литературе и нормативных правовых актах.
Социальные аспекты организованной преступности изучаются наукой криминология. С позиций уголовно-правовой доктрины, раскрываются юридические аспекты этого вида преступной деятельности.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения организованной преступности.
К видам организованных преступных формирований, закрепленных в УК РФ, можно отнести: организованную группу (ч. 3 ст. 35); незаконное вооруженное формирование (ст. 208); банду (ст. 209); преступное сообщество (преступная организация) (ст. 210); объединение, посягающее на личность и права граждан (ст. 239); экстремистское сообщество (ст. 282.1); экстремистскую организацию (ст. 282.2).
В Особенной части УК РФ имеется только три статьи, предусматривающие уголовную ответственность за создание организованной преступной группы: создание незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ); создание устойчивой вооруженной группы (банды) и участие в ней (ст. 209 УК РФ); создание преступного сообщества (преступной организации), руководство таким сообществом, создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 210 УК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа – это устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений. Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступным сообществом (преступной организацией) признается структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующая под единым руководством, члены которой объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.
Таким образом, выделяя все четыре групповые формы объединения в статье 35 УК РФ, законодатель должен был бы при их определении отразить и соответствующие отграничительные признаки. Однако сопоставление признаков организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) показывает, что эту задачу законодатель не выполнил, и поэтому соответствующие формы не имеют четко выраженных границ, что создает серьезные трудности в правоприменительной деятельности.
Вследствие этого в литературе высказываются предложения отказаться от двухступенчатой схемы определения форм организованной преступности в УК РФ (организованная группа и преступное сообщество, дать универсальное общее определение организованного преступного формирования и в то же время предусмотреть его основные модификации с учетом количества участников, сфер проявления, вооружённости и структуры организационных связей)[10].
Сравнительный анализ института соучастия, изучение судебной практики показывают, что существующее выделение в ч. 3 и 4 ст. 35 УК РФ признаков организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) исключает возможность четкого и однозначного их разграничения, затрудняет правильную квалификацию действий организаторов и других участников преступной деятельности[11]. В некоторых случаях неправильная квалификация может повлиять на установление категории преступления, повлечь правовые последствия в виде ошибочного определения режима исправительного учреждения, а также сроков давности уголовного преследования.
Как указывается в учебном пособии по дисциплине «Криминология», выпущенном под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ф. Кузнецовой, многие из преступных организаций на деле являются этническими еврейскими группировками[12].
Профессор В.Д. Малков предлагает следующее определение организованной преступности - это относительно массовое, социальное, уголовно-правовое явление, складывающееся, во-первых, из организованных преступных формирований и их участников и, во-вторых, из совокупности организованных преступлений (в основном тяжких или особо тяжких), совершенных ими на определенной территории за конкретный период времени[13].
В научной литературе недостатка определений организованной преступности нет. Однако, не вдаваясь в их анализ, отметим, что под организованной преступностью понимаются любые преступные организации.
Многие исследователи[14] отмечают, что организованная преступность сложна, многомерна и разнопланова, вследствие чего не позволяет, к сожалению, пока выработать в мировой практике борьбы с нею универсального понятия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что понятие «организованной преступности» - понятие криминологическое и в силу своей недостаточной определенности и многосложности не может напрямую закрепляться в уголовном законе. Поэтому УК РФ предусматривает соответствующие этому понятию уголовно-правовые формы проявления организованной преступности - организованную группу и преступное сообщество (преступную организацию).
Несмотря на неоднородность деталей в определении организованной преступности, сущность ее усваивается всеми одинаково.
Мы попытались проанализировать уголовный закон и иные законы, а также несколько постановлений Пленума Верховного Суда РФ[15], учитывая внесенные в них за время действия изменения и дополнения, с точки зрения его возможностей в противодействии организованной преступности, достижений и упущений законодателя.
Итак, согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ организованной группой признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Из данного определения следует, что характерными признаками организованной группы являются устойчивость и предварительная объединенность членов группы на совершение одного или нескольких преступлений[16].
Информация о работе Организованная преступность: понятие, признаки, проблемы противодействия