Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексное исследование теоретических и практических вопросов, связанных с проблемой правовой необразованности населения Республики Казахстан и проблемы реализации своих прав, а также выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормативной базы Республики Казахстан .
Задачи исследования:
– изучить особенности всех прав и обязанностей человека и гражданина закрепленных в Конституции Республики Казахстан ;
– изучение особенности правового положения иностранных граждан в Республике Казахстан;
Так, органу дознания и следователю в целях собирания доказательств по уголовному делу предоставлено право наложения ареста, осмотра и выемки в учреждениях почтово – телеграфной корреспонденции, причем не только корреспонденции обвиняемого и подозреваемого, но и практически любого человека, т.к. главный признак ее важности для дела определен наличием в ней доказательственной информации о преступнике.
Контроль почтово
– телеграфной корреспонденции,
а также прослушивание
Согласно п. 3 ст. 19 Гражданскому Процессуальному Кодексу Республики Казахстан личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили эти переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц не оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, а также сообщений, полученных при помощи иных технических средств, содержащих сведения личного характера[47].
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации[48].
Это положение Конституции реализовано во многих отраслевых законодательных актах, принятых после ее вступления в законную силу. Особенно это касается сфер применения государственного принуждения.
Так, все положения
уголовно – процессуального
Ст. 19 Закона «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 года предусматривает специальное положение об обязанности общественного объединения обеспечить своим членам возможность знакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы[50].
Соответствующие нормы о предоставлении необходимой информации гражданам со стороны должностных лиц, государственных органов и средств массовой информации содержатся в Законах Республики Казахстан «О государственной службе», «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года, «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года и др.[51]
Право определять или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность (п.1 ст. 19). Национальность – феномен, обусловленный рядом факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре какого – либо народа. Определение национальности – самоидентификация человека, сопряженная с осознанием принадлежности к тому или иному народу. Конституция предоставляет каждому право определять свою национальность, не допуская при этом никакого принуждения. Так же каждый решает вопрос об указании или не указании своей партийной и религиозной принадлежности[52].
В Республике Казахстан нет привилегированных либо второстепенных, а тем более запрещенных наций. Люди рождаются свободными и равными в достоинствах и возможностях. Каждый человек обладает всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении национальной принадлежности. Тем самым «право на национальность» однозначно выступает в качестве права человека.
Исключение компонента национальности из юридического статуса личности, однако, не означает принижения роли государства в столь важной сфере, как межнациональные отношения. Вопросы функционирования языков и религий, пользование достижениями культуры, борьбы с дискриминацией по признаку национальной и родовой принадлежности подробно регламентированы в действующем законодательстве, находится под пристальным вниманием государственных органов, включая национально – культурные центры и Ассамблею народов Казахстана при Президенте Республики, а также различных общественных объединений.
Вступив в мировое сообщество, Казахстан принял на себя обязательство осуществлять эффективные меры в области преподавания, воспитания, культуры и информации с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, а также поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми или этническими группами, популяризации ликвидации расовой дискриминации. Неоднократные визиты в Казахстан делегаций и миссий ООН, ОБСЕ, Верховного Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, проведение в стране и за рубежом различных симпозиумов, семинаров, круглых столов, конференций по проблемам межэтнических отношений и правового их разрешения в Казахстане, особенно в период с 1993 по 1998 и 2003 годы, убедили весь мир в том, что казахстанский опыт является достойным для подражания примером и образцом соблюдения межнационального согласия в полиэтническом обществе[53].
Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества[54].
Культуры создаются различными народами. Каждая национальная (этническая) группа сама свободно решает вопрос о сохранении и, в случаях необходимости, об адаптации или обогащении ценностей, которые она считает основополагающими для ее самобытности. Одновременно национальные культуры составляют общее достояние человечества, предоставляют эффективны средства адаптации, позволяющие всем и каждому чувствовать себя рожденными равными в достоинстве и правах, а также признавать, что они должны уважать право всех групп людей на развитие своей собственной культурной жизни в национальных и международных рамках.
Феномен языка заключен в том, что он как бы является основной дорогой, ведущей к духовному миру и культуре того или иного народа, нации и этнической группы. С утратой языка, то есть с отсутствием этой дороги, теряется их душа и культура. Наверное, поэтому во все времена любые завоеватели или диктаторские режимы пытались посягать в первую очередь на язык (Гитлер, Франко, советский режим и др.). Они понимали, что без языка нет культуры, а культура является лучшим оружием человека против угнетения. Отсюда, язык во все времена его обладателями всегда защищался. Старая каталонская поговорка гласит: «Страна, защищающая свой язык, защищает себя».
Правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечение одинаково уважительного отношения ко всем без исключения употребляемым в Республике Казахстан языкам устанавливаются и стимулируются Законом от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»[55].
Свобода слова и творчества (ст.20 п.1). Значимость данной свободы вряд ли можно переоценить, ибо «без права думать как думается и выражать свои думы нельзя говорить о наличии в обществе вообще каких – либо прав и свобод»[56]. Слово представляет собой частный способ выражения мысли. Мысль – это деятельность головного мозга, продукт его сознания. Свобода слова и творчества предполагает не столько право мыслить, думать о чем – либо, сколько защиту мозга от неправомерного на него воздействия (психического или иного бесконтактного воздействия, воздействия с помощью медикаментозных препаратов, а также электронно – лучевого или электромагнитного излучения). В своих мыслях человек должен быть абсолютно свободным для того, чтобы свободно выразить свое творчество, свое слово. Оно (слово) может быть реализовано в различных формах и само по себе не нуждается в каком – то правовом регулировании. Слово требует правовых ограничений лишь в случае, когда наносит ущерб другому человеку.
Свобода слова и творчества предполагает и свободу получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Эта свобода ограничивается, когда законодательство устанавливает перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан (ст. 20 п. 2) [57]. В Законе от 19 января 1993 года «О защите государственных секретов Республики Казахстан» государственные секреты Республики Казахстан подразделялись на три категории: государственная, военная и служебная тайна. К государственной тайне относилась информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов республики, ей присваивались ограничительные грифы «особой важности» и «совершенно секретно». К военной тайне – информация военного характера, разглашение которой может нанести ущерб Вооруженным Силам Республики Казахстан, ей присваивались ограничительные грифы «совершенно секретно» и «секретно». К служебной тайне – информация, разглашение которой может оказать отрицательное воздействие на обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Республики Казахстан. Такие сведения, как правило, имеют характер отдельных данных, входящих в состав информации, составляющие государственную или военную тайну, и не раскрывают ее в целом. Информации, составляющей служебную тайну, присваивается ограничительный гриф «секретно». Присвоение иных ограничительных грифов государственным секретам, не предусмотренных Законом, запрещалось.
Новый Закон «О государственных секретах» от 15 марта 1999 года, определяя правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением, защитой и рассекречиванием. Под государственными секретами понимаются – защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно – технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно – розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права. Таким образом, государственные секреты теперь делятся только на две категории: государственную и служебную тайны.
Государственная
тайна – сведения военного, экономического,
политического и иного
Право на свободу передвижения по территории республики и выбора места жительства (ст. 21). Оно включает в себя: право свободно передвигаться по всей территории Республики; право свободно выбирать место жительства в пределах Республики Казахстан; право гражданина Республики Казахстан свободно выезжать из Казахстана (в Конституции слово «каждый» подразумевает и иностранных граждан, и лиц без гражданства) и беспрепятственно возвращаться (ст. 21 п. 2).
Свобода совести (ст. 22). Декларируя право каждого на свободу совести, рассматриваемая статья Конституции, к сожалению, не раскрывает содержание такой свободы. Уклонение законодателя от развернутого определения свободы совести свидетельствует, во – первых, о желании дистанцироваться от прежнего, советского ее толкования, а, во – вторых, об отсутствии у него нового понимания этой правовой категории. Однако подобная позиция создает немалые трудности на практике, простор для бюрократического произвола чиновников. Тем более, что сам по себе термин «свобода совести» является неоднозначным и по –разному объясняется людьми. Например, на уровне обыденного сознания словосочетание «свобода совести» обычно воспринимается ими как этическая категория и ассоциируется с представлениями о долге, справедливости, добре и т.д. Зато в юридическом понимании свобода совести традиционно связывается с отношением людей к религии, хотя различные правовые доктрины подходят к этой проблеме весьма неодинаково. Свободу совести ныне необходимо трактовать как широкую мировоззренческую свободу, право каждого беспрепятственно выбирать, иметь и проявлять любые мировоззренческие убеждения, включая религиозные и атеистические.
Следует отметить, что часть вторая статьи 22 Конституции, предусматривающая недопустимость ограничения прав и обязанностей индивида по причине осуществления им права на свободу совести, сформулирована крайне неудачно. Во – первых, не совсем понятно, почему осуществление права на свободу совести не должно обуславливать другие права. Наоборот, как нам представляется, такое право вполне логично создает право на объединение по религиозным и иным убеждениям. Или, скажем, осуществление права на свободу совести может при необходимости служить основанием для обращения за судебной защитой. Во – вторых, выражение «общечеловеческие и гражданские права» носит характер заимствования зарубежной правовой терминологии и не укладывается в язык Конституции, которым формулировались другие ее нормы [59].
2.4 Конституционная характеристика политических прав и свобод.