Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:22, дипломная работа
Объект исследования - отношения, возникающие с установлением новых форм заботы о выше названных категориях малолетних и несовершеннолетних детей. В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляет изучение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, норм гражданского и семейного законодательства, предусматривающих их реализацию. Цель исследования представляет правовой анализ норм семейного законодательства по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ проблем их применения и вынесение предложений по совершенствованию семейного законодательства в исследуемой области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АКТОВ РОССИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ О ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………….7
1.1. Законодательство, регулирующее положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в дореволюционный и советский периоды……………………………………………………………………………7
1.2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей…19
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………29
2.1. Становление, развитие и задачи института опеки и попечительства…...29
2.2. Особенности усыновления детей…………………………………………..39
2.3. Государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Наибольшую актуальность усыновление приобретает во время и после Великой Отечественной войны. В апреле 1943г. принимается Постановление СНК РСФСР «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей». С целью усовершенствования действующего законодательства по усыновлению в 1943г. был издан и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». 24 декабря 1945г. принимаются методические рекомендации «Об усыновлении», провозгласившие усыновление лучшим видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей. И только КоБС РСФСР 1969г. урегулировал порядок усыновления.
3. Современный период условий усыновления, возникновения прав и обязанностей усыновителей регламентируется СК РФ. Нововведение кодекса – судебный порядок усыновления. Преимущества очевидны: суд независим и подчиняется только закону; судья – специалист в области права.
Дальнейшее развитие правового регулирования усыновления прослеживается в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ в редакции 30.06.2007г; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. №120-ФЗ в редакции 01.12.2007г; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ; Указе Президента РФ от 14 сентября 1995 года №942 «Об утверждении Основных направлений социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000года (Национальный план действий в интересах детей)». Некоторые сдвиги в деле реформирования российского законодательства в сфере усыновления наметились в результате принятия в апреле 2008г. ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Есть мнение, что периодизацию истории института усыновления следует проводить по-иному. Так, К. Ю. Бородич и Е.Ю. Князева вполне обоснованно выделили уже четыре периода в истории института усыновления. Современный период развития института усыновления по мнению К.Ю. Бородич, «связан с принятием на 17-й сессии Гаагской конференции по международному частному праву Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления».[41]
Наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот в семьи, конечно, является усыновление, но из всех форм семейного устройства оно составляет сейчас лишь 12%»[42]. Число усыновленных детей, воспитывающихся в семьях граждан РФ (кроме усыновленных отчимами и мачехами) составило 137964. За 2010 год усыновлено всего 11 157 детей – из них российскими гражданами – 7802, иностранными гражданами – 3 355 детей. Наиболее активны из иностранных усыновителей граждане США, граждане стран СНГ усыновили 2 ребенка. Отмена усыновления применена в отношении 76 детей, что составляет 0,68% от числа детей, переданных на усыновление за 2010г. Из них по причине жестокого обращения – 1, по причине неисполнения обязанностей – 20 детей.[43]
Усыновление, по мнению цивилистов, определяется как юридический акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Однако, как считает П.В. Алексий, данное определение требует поправки, так как усыновление – это не только одномоментный правовой акт, устанавливаемый судебным решением, так как с этого юридического акта возникают, изменяются и прекращаются конкретные семейные правоотношения. Следовательно, усыновление можно считать и как длительное, постоянное, правовое состояние лиц, субъектов, вовлеченных в определенные семейные правоотношения[44].
Нормы об усыновлении предусматривают возникновение таких правовых связей, которые тождественны отношениям между родителями и детьми, связанными кровным родством. Такое значение усыновлению законодательство придавало не всегда. Толкование понятия усыновления и сегодня не вполне ясно в научной литературе. Одни авторы считают усыновление одной из форм семейного воспитания чужих детей. Другие усматривают при усыновлении возникновение отношений родства между усыновителями и усыновленными. Наиболее обстоятельно понятие родства, его виды и соотношения со связями, возникающими при усыновлении, изложены в работах Я.Р. Веберса и Е.М. Ворожейкина, придерживающихся противоположных точек зрения.
Е.М. Ворожейкин различает отношения, возникающие при усыновлении, и отношения кровных родителей и детей. Отношения по усыновлению он именует «правоотношениями по поводу воспитания и содержания», усматривая тем самым существенное, принципиальное различие между родительским правоотношением и усыновлением[45]. В известной мере Е.М. Ворожейкин противопоставляет их друг другу. Вывод основан на утверждении, что родство – это только биологическая категория и никакого иного, в том числе и юридического, или формального родства не существует. По мнению Я.Р. Веберса[46], «родство возникает не только из кровных связей,…оно является связью не естественного, а социального характера», а поэтому может основываться и не на общности крови. Он полагает, что усыновление следует рассматривать как «полноценное родство в социальном смысле слова».
Своеобразную позицию занимает Б.Л. Хаскельберг.[47] Он рассматривает усыновление как одно из оснований возникновения семейных отношений (в отличие от авторов, считающих усыновление лишь формой семейного воспитания) и утверждает, что как правовой институт усыновление не порождает специфических правоотношений усыновления. Однако, заявляя, что правовые последствия усыновления «тождественны правоотношениям, возникающим на основании факта родства», Б.Л. Хаскельберг тем не менее не признает за порождаемой усыновлением связью характера родства.
Решить вопрос о том, существует ли родство только как связь биологическая или как явление общественное, можно лишь проанализировав существо отношений усыновления. В отличие от других оснований возникновение семейных отношений (опека, патронат) усыновление направлено на возникновение семейных связей, устанавливаемых пожизненно. Усыновитель не заменяет для усыновляемого родителя. Он становится и фактически, и в правовом смысле на место родителя. Установленный в настоящее время порядок записи усыновителей в качестве родителей, с одной стороны, и законодательная охрана тайна усыновления – с другой свидетельствуют о том, что усыновление – это не одна из форм семейного воспитания, подобно опеке и патронату, а одно из оснований возникновения между усыновителем и усыновленным родительских правоотношений. Об усыновителе и усыновленном можно говорить только применительно к моменту оформления усыновления. В последующей жизни усыновленный является ребенком усыновителя, а усыновитель – его родителем.
Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновленным и его родителями, родственниками родителей. Из этого правила предусмотрены исключения. Так, если ребенок усыновлен только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного усыновителю пола. «Относительно того, должен ли усыновитель также выразить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохранение правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребенка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен решаться судом исходя из интересов ребенка».[48]
Субъектами отношений по усыновлению являются усыновляемые несовершеннолетние (ст. 124 СК РФ) и усыновители. Не могут быть усыновителями супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Этот вопрос, по нашему мнению, является спорным. Решение данного вопроса следует отнести на усмотрение суда. Да, если после усыновления окажется, что ребенок будет в непосредственном контакте с недееспособным или ограниченно дееспособным лицом постоянно, то в таком усыновлении следует отказать. Если недееспособный супруг будет постоянно в лечебном учреждении, усыновление следует разрешить.
Спорным представляется и запрет усыновления детей двумя лицами, не состоящими между собой в браке. Законодатель объясняет введение ограничения тем, что воспитание в полной семье в большей степени отвечает интересам ребенка. Но фактические супруги в момент желаемого усыновления также составляют семью в социологическом смысле и могут обеспечивать ребенку воспитание, как и состоящие в браке. Непризнание юридической силы за фактическим браком имеет определенные основания. Ведь и супруги, усыновившие ребенка, впоследствии могут расторгнуть брак. Поэтому, по нашему мнению, в данной норме происходит дискриминация лиц при усыновлении, запрет на усыновление не оправдан.
Усыновление влияет на судьбу ребенка, поэтому необходимо учитывать согласие ребенка, достигшего 10 лет, и согласие родителей ребенка (ст. 129 СК РФ). Если рассматривать семейное право как часть гражданского, согласие на усыновление следует признать односторонней сделкой, то есть оно может быть оспорено по всем основаниям, предусмотренным для оспаривания сделки. «Основанием для оспаривания согласия на усыновление является вынуждение дачи согласия с помощью насилия или угрозы. Согласие может быть оспорено также, если оно было дано в результате стечения тяжелых обстоятельств. Однако отмена уже произведенного усыновления, если согласие родителей было оспорено, должна производиться только, если это отвечает интересам ребенка»[49]. По нашему мнению довольно спорное решение вопроса. С одной стороны усыновление защищает интересы ребенка, которые являются определяющим критерием при оценке ситуации. Но с другой стороны нарушаются права родителей, которые также прописаны нормами СК РФ. Поэтому, считаем, следует данную норму закона дополнить и расширить, учитывая интересы как детей, так и биологических родителей.
В законе наблюдается частое чрезмерное обособление нормы усыновления от норм, регулирующих отношения родителей и детей. Причиной такого обособления явилось изначальное регламентирование усыновления как одной из форм семейного воспитания чужих детей, что не всегда соответствует прямому смыслу усыновления. Действующее семейное законодательство рассматривает усыновление как способ установления родительских правоотношений. Однако усыновление порождает родство не как биологическую категорию, а как общественное явление. Отсюда можно сделать вывод, что усыновление правильнее рассматривать в качестве одного из оснований возникновения родства. Такое его истолкование способствует более последовательному разрешению связанных с усыновлением вопросов в законодательстве и практике его применения. «Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. В связи со сказанным нормы, регулирующие усыновление, призваны сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве».[50]
Прямо о правах и обязанностях усыновителей (гл. 19 СК РФ) в законе ничего не говорится, во многих правовых случаях, вероятно, должна применяться ст. 5 СК РФ (аналогия закона). СК РФ выделяет специальную главу 12, устанавливающую права и обязанности родителей; в отдельной ст. 150 перечисляет права и обязанности опекуна (попечителя). Это распространяется на права и обязанности приемных родителей (п. 3 ст. 153 СК РФ). Правда, п. 1 ст. 137 СК РФ говорит, что усыновленные дети и их потомки по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к их родственникам по происхождению. Это неконкретные в смысловом значении правомочия. Так, неясно, как усыновленный ребенок обязан юридически именовать своего усыновителя – «отцом» или «усыновителем».
Другие отличия в правовом статусе усыновителей и родителей: в случае злоупотребления правами усыновителя, уклонении от возложенных на них обязанностей родителей, такие лица не лишаются родительских прав, как это происходит с родителями (ст. ст. 69 и 70 СК РФ). В отношении их решается вопрос об отмене усыновления (ст.140, п.1, ст.141 СК РФ).
Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления, хотя оно в принципе противоречит Конвенции о правах ребенка. Сложности возникают потому, что в соответствии со ст. 7 Конвенции, ребенок имеет право, «насколько это возможно, знать своих родителей». «Насколько возможно» истолковывается как объективная возможность установить сведения о родителях. А при усыновлении родители ребенка в большинстве случаях известны. Однако в пользу сохранения тайны усыновления выдвигаются серьезные доводы, в большинстве случаях отвечающие интересам и усыновителей, и ребенка.
Закон точно определяет, кого можно усыновить, кто может усыновлять. Усыновление производится только судебным способом. Заявление рассматривается в закрытом судебном заседании в порядке особого производства с обязательным участием усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего 14-летнего возраста (п. 1 ст. 125 СК РФ и ст. 273 ГПК РФ). При необходимости привлекаются к участию родители усыновляемого ребенка, заинтересованные лица. Ст. 121 п. 1 СК РФ дает исчерпывающий перечень детей, которых можно усыновить, он не подлежит расширительному толкованию. Но семейные отношения многогранны, право не в состоянии их подробно регламентировать. Встречаются случаи, когда интересы детей могли быть лучше защищены усыновителями, хотя эти дети не лишены родительского попечения. На наш взгляд данная норма закона должна быть пересмотрена, позволив усыновление других категорий детей, что позволит защитить их интересы.
Информация о работе Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей